Главная / Классному руководителю / Статья "Построение воспитательной системы класса и создание ученического сообщества"

Статья "Построение воспитательной системы класса и создание ученического сообщества"

Учитель английского языка

высшей категории,

классный руководитель

Субботина Т.В.

МБОУ-СОШ №168


Построение воспитательной системы класса и создание

ученического сообщества.

Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда чаще всего происходит от осознания того, что ставка на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а построение воспитательной системы класса является ключевым в работе классного руководителя.

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним? Ведь вместе придется работать не один год.

В 2003 г. я впервые стала классным руководителем. 5-ый класс, 27 ребят, все очень разные, уникальные. Я подумала тогда, что сейчас самое главное для нас сделать так, чтобы мы поняли друг друга и стали сотрудничать.

Первое, что я сделала, это определила проблему - необходимость разрешения противоречий между естественным желанием каждого быть успешным, признанным окружающими и неумением правильно формулировать цели и добиваться их; между абстрактным желанием преуспевать в жизни и собственными личностными результатами в учебе, саморазвитии, творческой деятельности.

Потом поставила воспитательные задачи:

- вызвать и постепенно развить у каждого воспитанника любовь к учебе;

- воспитывать нацеленность на успех и достижения;

- извлечь на поверхность все лучшее, что скрыто в нас и помочь это сделать другим;

- учиться и учить чувствовать себя более уверенным и счастливым;

- овладеть методами самообразования и самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Следующим этапом моей воспитательной деятельности стало изучение учащихся класса, отношений, общения в классном коллективе, педагогическое планирование, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка и мониторинг собственной работы.

Существует очень много различных методик и диагностик. Самостоятельно или со школьным психологом следует провести диагностику обучающихся класса, поговорить с учителем начальных классов и родителями. Для родителей тоже можно подобрать различные тесты и анкеты.

На протяжении 7 лет совместной деятельности воспитательная работа с классом и родителями сложилась в систему. В классе было создано единое сообщество: дети - классный руководитель - родители - учителя-предметники - администрации школы. Я, как классный руководитель, стала тем связующим звеном, своеобразным координатором, который помог сплотить коллектив класса и превратить его в ученическое сообщество, объединенное общими делами, интересами и целями.

В своей работе отдаю предпочтение технологиям организации коллективного планирования, выявления лидеров работы по укреплению самоуправления. Запланированные нами коллективные творческие дела носили и носят личностно-ориентированный характер, акцент ставится на личностное развитие, добровольность принятия ролей и поручений, не только учениками, но и родителями.

Постепенно складывалась интересная для меня, детей и родителей система взаимоотношений, общей деятельности, направленной, прежде всего на воспитание детей и сотрудничество с ними.

Классный руководитель, собирая, получая, обрабатывая и анализируя информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, проектирует систему целостной воспитательной работы в классе, процесс становления личности каждого школьника, его нравственных качеств. Классный руководитель, отслеживая характер оказываемых воздействий, координирует и организует учебно-воспитательную деятельность, самовоспитание и саморазвитие обучающихся, этапы формирования классного коллектива, динамику развития творческих способностей, взаимоотношения каждого с другими участниками воспитательного процесса.

В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива и уровня воспитанности учащихся. Классный коллектив стабилен, с развитым чувством ответственности, взаимопомощи, атмосферой толерантности, отсутствием правонарушений и девиантного поведения.

Уровень воспитанности


Отсутствие детей с низким уровнем воспитанности говорит о качественной, целенаправленной, систематической работе с коллективом и индивидуальной работе с воспитанниками, их родителями.

По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности. Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся.

Уровень творческой и познавательной активности


Уровень творческой и познавательной активности детей возрастает за счёт вовлечения их во внеклассную работу, привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, индивидуальной работе с воспитанниками и их родителями, формированию их самостоятельности и творчества. Повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало также создание ситуации успеха, стимулирование и поощрение, становление положительной мотивации.

Кроме того, в нашем сплоченном коллективе существуют традиции в организации досуга. Для моих воспитанников стали традиционными мероприятия: «День самоуправления», «День Хорошего ребёнка», турнир «Взрослые и дети», акция «Бюро добрых услуг», «День хороших поступков», операция «Волонтёр» (сбор подарков для детского дома), «День пожилого человека» (организация концерта и помощи пожилым людям), проекты «Лидер». Все начинания поддерживают родители.

В классе существует хорошо отлаженная система самоуправления учащихся: ученический совет класса, который сотрудничает с учащимися, классным руководителем, родителями и родительским комитетом, администрацией школы, учителями, 4 учащихся нашего класса входят в совет старшеклассников. В классе существует служба хорошего настроения, пресс служба, служба примирения, служба здоровья, служба организации полезных дел и совет «Отчаянных». Анализ показывает, что количество детей, участвующих в работе ученического совета с каждым годом увеличивается.

В воспитательной работе я стараюсь придерживаться следующих принципов сотрудничества классного руководителя и учащихся:

  1. Безусловное принятие каждого воспитанника, его сильных и слабых сторон.

  2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

  3. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

  4. Диалогичность и открытость в общении с учащимися.

  5. Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, умение признавать ошибки.

  6. Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

Все это помогало нам в создании ученического сообщества, несмотря на то, что у нас в классе все ребята очень разные и по увлечениям, интересам, успеваемости, поведению, характеру и даже внешнему виду. Фактором сплочения могут быть общие интересы или дела, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. В зависимости от каждого фактора сообщество имеет свою траекторию развития и те качества, которые отличают его от других сообществ. С самого начала я стремилась к тому, чтобы сплочение нашего коллектива происходило демократично, чтобы детей связывали не только общие дела и интересы, а самое главное общие цели, т.е. создавалось ученическое сообщество. Превратить группу учащихся в сплоченное ученическое сообщество помогает уровень ее социально-психологической зрелости, поэтому при планировании деятельности, мы отдавали приоритет мероприятиям, повышающим этот уровень.

Уровень развития нашего ученического сообщества я оцениваю по следующим критериям:

  1. Групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы.

  2. Способность группы к самоуправлению – это форма организации жизнедеятельности ученического сообщества, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива коллективного действия.

  3. Подготовленность группы к совместной деятельности. Зависит от особенности самой деятельности – ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т.д.

  4. Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов ученического сообщества понимать друг друга с «полуслова».

  5. Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость – две радости, разделенное горе - полгоря».

  6. Волевая коммуникативность – это способность ученического сообщества противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как ученического сообщества, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные проблемы, ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Поэтому огромное значение для меня имеет планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:

  1. Четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания.

  2. Целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы.

  3. Прогнозировать результаты своей деятельности.

Планирование воспитательной работы – это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации.

В своей работе я использую следующие технологии организации коллективного планирования. Необычным является то, что все запланированные нами коллективные творческие дела носят личностно-ориентированный характер. Чем отличается личностно-ориентированное КТД от традиционного КТД можно увидеть в таблице.


Этап

Традиционное КТД

Личностно

ориентированное КТД

1.Коллективное целеполагание

Социальные основания выбора дела

Дело как потенциал личностного развития

2.Коллективное планирование

Акцент на групповой работе, групповом вкладе

Акцент на индивидуальные вклады, на авторство идей

3.Коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акцент на добровольность принятия ролей и поручений и их индивидуализированность

4.Реализация коллективного дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений

5.Коллективный анализ

Основные вопросы критерия: как мы организовали дело, как мы проявили свою коллективность, каков вклад каждого в общее дело

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности


  1. Начальный коллективный анализ – это этап формирования коллективного образа «МЫ».

Начальный коллективный анализ строится на понимании и осознании: «Кто мы?», «Какие мы?» Именно на первом этапе идет формирование умения совместной деятельности. Классному руководителю на данном этапе очень важно показать учащимся, роль и значение каждого ученика в ученическом сообществе, значение совместной деятельности в контексте понимания того, что «вместе мы не случайно и это здорово».

  1. Коллективное целеполагание направлено на создание как коллективной мотивации, коллективных ценностей, так и на проявление личностной позиции каждого ученика, определении значимости данного ученического сообщества в его жизни и деятельности. Для коллектива на данном этапе важно определить: «Чего мы хотим? Зачем мы это будем делать?»

  2. Коллективное планирование – это совместное четкое определение будущего процесса деятельности. На данном этапе учащиеся совместно с классным руководителем определяют их стратегию совместной работы. Учащимся важно не только «что они будут делать, но и как они будут это делать?»

  3. Коллективная подготовка и реализация – это совместная деятельность по воплощению коллективных идей, воплощенных в планировании.

  4. Конечный коллективный анализ – совместное подведение итогов коллективной деятельности и результата каждого участника. Каждый ученик имеет право высказать свое мнение по вопросу «достигли мы успеха, то почему» или «не достигли успеха и тоже почему». Такая совместная оценка качества проделанной работы не оставляет никого равнодушным, в тоже время традиции совместной коллективной деятельности, построенной с учетом данных этапов, не позволяют относиться к участию в совместной деятельности детей и взрослых формально, без творчества, безответственно.

Если классный руководитель осознает совместную коллективную деятельность учащихся в таком ключе, безусловно, есть шанс сделать коллективное взаимодействие учащихся полезным и, в первую очередь, с точки зрения проекции на их будущую жизнь.

Однако не все мероприятия, предложенные детьми, можно внести в программу воспитательной работы, поэтому при планировании я руководствуюсь следующими правилами:

  1. Мероприятия выбираются с учетом психо-возрастных особенностей детей.

  2. Каждое планируемое мероприятие нацелено на конечный результат.

  3. Планирование внеклассных мероприятий предполагает анализ предыдущей деятельности, и таким образом системность.

  4. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнения учащихся и их родителей.

  5. Мероприятия должны быть разнообразными и по форме и по содержанию, интересными и развивающими.

Я как классный руководитель считаю, если в классе каждому тепло и уютно, если он чувствует помощь и поддержку, а окружающие радуются его успеху, приветствуют его инициативу и индивидуальность – класс будет радоваться совместному общению. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личных качеств и от тех традиций, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.

Несколько слов хотелось бы сказать и о нашей программе воспитательной работы. Она создается вместе с ребятами, разрабатывается, исходя из анализа уровня воспитанности учащихся, их творческой и познавательной активности, анализа работы за прошлый год, и имеет 9 разделов:

  1. Этические и нравственные нормы жизни.

Нам запомнился проект и классный час – презентация «Как жили люди в старину», изготовление блюд древнерусской кухни, составление генеалогического древа, подготовка докладов о русском костюме, устройстве избы, выставка семейных реликвий.

  1. Творческое развитие.

Проведение различных мастер-классов с помощью родителей, например: «Объемная открытка к 8 марта», «Пасхальный сувенир», «Мыловарение».

  1. Традиционные праздники.

Для детей стала очень интересной работа над проектом «Через тернии к звездам», дети с родителями готовили поделки, музыкальные открытки и доклады к 50 - летию полета Ю. Гагарина в космос.

  1. Трудолюбие как добродетель. Школа, дом, семья.

Традиционными для нашего класса стали акции «Наш чистый двор», «День пожилого человека», субботники, сбор макулатуры.

  1. Здоровый образ жизни и физическое воспитание.

Ежегодно участвуем в проекте «Наш здоровый класс», награждаем детей меньше всего пропустивших занятия по болезни, проводим командные соревнования по страйкболу и боулингу.

  1. Педагогическое руководство коллективом

Организация работа в Совете Старшеклассников, тренинги по проекту «Лидер» с выездами на природу, создание сайта класса, где выкладывается информация и для детей, и для родителей, и для коллег.

  1. Работа с обучающимися, у которых выявлены проблемы с поведением и учебой.

Такие обучающиеся нуждаются в повышенном внимании со стороны классного руководителя, с ними проводится индивидуальная работа, даются важные поручения (диспетчер по питанию, ответственный дежурный и т.д.), организуется работа с психологом.

  1. Работа с родителями.

В своей работе отдаю предпочтение нетрадиционным тематическим родительским собраниям, дебатам и дискуссиям.

  1. Охрана труда.

В классе функционирует совет «Отчаянных», который отвечает за безопасное поведение в школе, на улице и дома, проводит тематические «пятиминутки», конкурсы и проекты по ПДД и ПБП.

Таким образом, построение воспитательной системы класса выглядит так:

  1. Выявление психолого-педагогических характеристик обучающихся класса, изучение отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

  2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

  3. Создание групп по принципу сочетаемости и малой конфликтности.

  4. Планирование мероприятий с учетом выявленных личностных особенностей участников группы и группы в целом.

  5. Планирование мероприятий по корректировке выявленных проблем.

  6. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.


Статья "Построение воспитательной системы класса и создание ученического сообщества"
  • Классному руководителю
Описание:

           Описание опыта классного руководителя. Описание построения воспитательной системы класса и создание  ученического сообщества.

Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда чаще всего происходит от осознания того, что ставка на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а построение воспитательной системы класса является ключевым в работе классного руководителя.

 

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним? Ведь вместе придется работать не один год. 

Автор Субботина Татьяна Викторовна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 527
Номер материала 58168
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓