СПЕЦИАЛЬНА
(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КАК И ЗАЧЕМ
РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ?
Заместитель директора по ВР
Специальной (коррекционной)
ОШ № 16
г. Симферополя
2015г.
В статье я буду опираться на конкретные примеры
опыта сотрудничества нашей школы с родителями, передовой опыт наших коллег –
учителей Новой гуманитарной школы г. Москвы, свои личные наблюдения.
Содержание работы с родителями
можно разделить на три блока:
·
Повышение
психолого-педагогических знаний.
·
Вовлечение
родителей в воспитательный процесс.
·
Участие
родителей в управлении школой через совет школы, классные родительские
комитеты.
1. Повышение
психолого-педагогических знаний, включающий в себя такие формы, как:
-
университет
педагогических знаний;
-
лекции;
-
конференции;
-
открытые
уроки и классные мероприятия;
-
индивидуальные
консультации;
-
творческие
группы.
Как у нас обстоят дела с работой по первому блоку?
На сегодняшний день в нашей школе не действует
общешкольный университет педагогических знаний для родителей. Не так часто
приглашают учителя родителей на открытые уроки. Имеют место такие открытые
уроки у очень небольшой группы педагогов. Гораздо лучше обстоят дела с
посещением родителями внеклассных мероприятий, особенно в начальной школе,
посвященных датам Красного календаря.
Нет очереди у кабинета психолога профессия которого
у многих родителей ассоциируется (естественно по незнанию) с профессией
психиатра и вызывает негативную реакцию. В цивилизованных странах каждая
уважающая себя семья имеет своего психолога, а наши родители редко прибегаем к
помощи такого специалиста.
2. Вовлечение родителей в
воспитательный процесс:
-
родительские
собрания;
-
совместные
творческие дела, кружки;
-
помощь в
укреплении материально-технической базы;
-
родительский
патруль;
-
индивидуальное
шефство над неблагополучными семьями.
Формы работы в этом блоке нам несколько ближе и почти
греют сердце, т.к. родительские собрания мы обязаны проводить по долгу службы.
Хотя многие классные руководители путают истинное назначение родительского
собрания с животрепещущим вопросом укрепления материально-технической базы
школы.
Совместным творческим делом стали у нас подготовки к
Новогодним праздникам, выпускных вечеров 4-х и 10-х классов. Причём чаще всего
родители отвечают опять же за материальную сторону творческого дела. Пожалуй, в
начальной школе и еще не забывших начальную 5-х классах родители могут
приобщиться к художественному оформлению и изготовлению костюмов.
Вопрос индивидуального шефства над неблагополучными
семьями со стороны родителей можно было бы вообще не трогать. Как секретарь Малого
Координационного Совета могу сказать, что в МКС родители лишь числятся, т.к.
этого требует положение, но участия в заседаниях не принимают. Поэтому заседания
МКС напоминают скорее малый педсовет.
3-й блок. Участие родителей в управлении школой
через Совет школы, классные родительские комитеты. Не ошибусь, если
резюмирую, что наш Совет занимается лишь материально-технической стороной
вопроса.
Приводя примеры работы с родителями по блокам, я
чаще всего брала за основу начальную школу. Почему? 4 года родители в
большинстве своём ещё проявляют интерес к тому, где и чему учатся их дети, кто
учитель; некоторые из них по мере сил ремонтируют, благоустраивают, приходят на
выступления детей, следят за успехами в учёбе. Что же происходит с родителями
через 6-7 лет? Родительские собрания посещают эпизодически, со средними
оценками смирились, смутно представляют какие предметы изучают их дети,
учителей-предметников не знают. Когда ребёнок стал плохо учиться вообще не
заметили.
А ведь школа в общем, и наша в том числе, носится с
извечной идеей СОТРУДНИЧЕСТВА.
Мы можем похвастать такими сферами сотрудничества, как
«учитель-учитель», несколько ниже –«учитель-ученик», совсем серенько –
«учитель-родитель». Снова возникает вопрос «почему?».
Учёные-практики выделяют следующие причины этого
вопроса.
1. Срабатывает наш
профессиональный снобизм «обучение-дело профессиональное и дилетантам там не
место».
Мне очень понравилась приведённая аналогия школы и
больницы, куда родители отдают своего ребёнка лечиться, перед их носом закрыли
двери, и не известно, что с ребёнком там делают. В какой-то момент возвращают
со словами «медицина здесь бессильна». С вами никто не посоветовался.
Представили себе? Нечто подобное происходит и в школе.
2. Стереотип №2, когда
считается, что родитель в обучении ребёнка – лишь помощник учителя без права
вносить коррекции. В данном случае от родителя требуется лишь проверка
домашнего задания и воздействие на ребёнка, чтобы хорошо и с желанием учился.
Но! Обучая детей, мы не должны недооценивать влияние на них родителей. Из-за
отсутствия сотрудничества родители отдаляются от школьной жизни. Что остаётся
родителю? У него вырабатывается позиция:
а) « защитника ребёнка», если он в
оппозиции к педагогам;
б) «безукоснительный выполнитель» (я
думать не буду, для этого есть педагоги).
Нельзя сказать, что мы не пытаемся
привлечь внимание родителей к обучению детей. Это происходит в рамках
мероприятий в блоке №2: родительские собрания и личные беседы.
Утешает тот факт, что большинство
наших педагогов не занимаются на родительских собраниях анатомическим разбором
личности каждого учащегося в присутствии всех родителей. Пока разбирают одного,
остальные родители мирно дремлют или тихо злорадствуют на тему «слава богу, что
не мой». Что же творится в душе родителя, чьё чадо попало под артобстрел
педагога (пусть даже справедливый)? Унижение, обида, злость на ребёнка,
подставившего родителя, на учителя. Эти чувства позднее сменятся одной большой
жалостью к себе и ребёнку, а злость к школе останется.
Даже наши «личные встречи» с
родителями чаще всего сводятся к констатации факта плохой учёбы и поведения.
Редко кто в этом диалоге идёт дальше и совместно с родителями ищет меры по
выходу из проблемной ситуации. Лучше всего это получается у учителей начальной
школы, где один учитель практически на все предметы.
Но мне, за долгие годы обучения
собственных детей, стало ясно одно: там, где учитель начальной школы сумел
создать атмосферу сотрудничества с родителями, общаясь на равных, где родители
не боятся приходить в школу и знают, что на родительских собраниях они узнают
что-то новое о воспитании, где сами делятся опытом друг с другом, решают
совместно учебные проблемы, там и в старших классах с родителями особых проблем
не возникнет.
В педагогике известно много таких
фактов, когда примерно при одинаковых способностях дети одних родителей учатся
лучше, а дети других – гораздо хуже. Здесь вступает в силу психологический
фактор. Важна или нет для ребёнка учёба? Это задаётся не школой, а скорей
семьёй. Поэтому фигура родителей – во многом центральная в обучении. Детям
значимо то, что значимо их родителям. Если я, работая в школе, каждый день имея
информацию о ребёнке от коллег, вечером дома каждый день спрашиваю его «что
нового по предметам», стараясь обратить его недовольство оценками в плацдарм
для будущего их исправления, а удачи – в собственную радость, то и отношение к
учёбе у него будет позитивным.
Вот вам другой пример. Ребёнок
получил по пению оценку ниже той, которую ожидал. Дома вопрос обсуждался и
реакция мамы прозвучала в устах ребёнка на следующем уроке: «пение – это не
предмет». Если до этого случая ребёнок обращал внимание на мои замечания, то
после сработал психологический фактор, заданный немудрым родителем.
Следовательно, нам нужно сделать
родителей такими, у которых дети учатся. Я не беру в счёт родителей, которых
давно по всем показателям нужно лишить родительских прав или судить за
аморальный образ жизни. Таких у нас немало. Здесь можно лишь посочувствовать
детям, а школа с перевоспитанием таких родительских индивидов не справится.
Члены МКС, на котором рассматривался вопрос о прогулах учащегося 2-А помнят,
как два родителя с явными признаками похмельного синдрома доказывали
присутствующим, что проводят с сыном большое количество времени. Можно
представить себе качество взаимодействия алкоголика-папы, собирающего с сыном
по мусоркам бутылки.
В заключении позволю себе
привести вам несколько примеров из опыта Московской гуманитарной школы, где
сотрудничество с родителями строится на:
-
свободном
доступе к учителю;
-
заключается
договор школы и родителей о том, что последние не реже одного раза в две недели
обязаны посещать школу;
-
школа
сменила позицию по отношению к родителям, приняв их «как равных», где родители
– участники процесса обучения и воспитания.
Кстати! Большинство наших педагогов в своих опусах
отметили, что отношения у них с родителями ровные и лишь 8 педагогов как
равные.
-
школа
помимо табелей со стандартными оценками выдаёт родителям содержательную
констатацию уровня обучаемости ребёнка по предметам с фиксацией причин неудач и
путей их преодоления.
В результате, отмечают наши коллеги, барьера между
учителями и родителями не существует, отсутствуют несогласованность требований
семьи и школы, повышается статус школы, что влечёт и увеличение интереса к
учёбе.
Нам в нашей школе справиться с этой задачей в такой
мере, как у московских коллег, будет очень тяжело по объективным причинам
наличия специфического контингента родителей. Но попробовать превратить интерес
школы в интерес семьи с теми семьями, которые мы не считаем неблагополучными,
стоит.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.