Главная / Директору-завучу / Статья по ВР на тему «Как и зачем работать с родителями»?

Статья по ВР на тему «Как и зачем работать с родителями»?


СПЕЦИАЛЬНА (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







КАК И ЗАЧЕМ РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ?






Заместитель директора по ВР

Специальной (коррекционной) ОШ № 16

г. Симферополя













2015г.

В статье я буду опираться на конкретные примеры опыта сотрудничества нашей школы с родителями, передовой опыт наших коллег – учителей Новой гуманитарной школы г. Москвы, свои личные наблюдения.

Содержание работы с родителями можно разделить на три блока:

  • Повышение психолого-педагогических знаний.

  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

  • Участие родителей в управлении школой через совет школы, классные родительские комитеты.

  1. Повышение психолого-педагогических знаний, включающий в себя такие формы, как:

    • университет педагогических знаний;

    • лекции;

    • конференции;

    • открытые уроки и классные мероприятия;

    • индивидуальные консультации;

    • творческие группы.

Как у нас обстоят дела с работой по первому блоку?

На сегодняшний день в нашей школе не действует общешкольный университет педагогических знаний для родителей. Не так часто приглашают учителя родителей на открытые уроки. Имеют место такие открытые уроки у очень небольшой группы педагогов. Гораздо лучше обстоят дела с посещением родителями внеклассных мероприятий, особенно в начальной школе, посвященных датам Красного календаря.

Нет очереди у кабинета психолога профессия которого у многих родителей ассоциируется (естественно по незнанию) с профессией психиатра и вызывает негативную реакцию. В цивилизованных странах каждая уважающая себя семья имеет своего психолога, а наши родители редко прибегаем к помощи такого специалиста.

  1. Вовлечение родителей в воспитательный процесс:

    • родительские собрания;

    • совместные творческие дела, кружки;

    • помощь в укреплении материально-технической базы;

    • родительский патруль;

    • индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

Формы работы в этом блоке нам несколько ближе и почти греют сердце, т.к. родительские собрания мы обязаны проводить по долгу службы. Хотя многие классные руководители путают истинное назначение родительского собрания с животрепещущим вопросом укрепления материально-технической базы школы.

Совместным творческим делом стали у нас подготовки к Новогодним праздникам, выпускных вечеров 4-х и 10-х классов. Причём чаще всего родители отвечают опять же за материальную сторону творческого дела. Пожалуй, в начальной школе и еще не забывших начальную 5-х классах родители могут приобщиться к художественному оформлению и изготовлению костюмов.

Вопрос индивидуального шефства над неблагополучными семьями со стороны родителей можно было бы вообще не трогать. Как секретарь Малого Координационного Совета могу сказать, что в МКС родители лишь числятся, т.к. этого требует положение, но участия в заседаниях не принимают. Поэтому заседания МКС напоминают скорее малый педсовет.

3-й блок. Участие родителей в управлении школой через Совет школы, классные родительские комитеты. Не ошибусь, если резюмирую, что наш Совет занимается лишь материально-технической стороной вопроса.

Приводя примеры работы с родителями по блокам, я чаще всего брала за основу начальную школу. Почему? 4 года родители в большинстве своём ещё проявляют интерес к тому, где и чему учатся их дети, кто учитель; некоторые из них по мере сил ремонтируют, благоустраивают, приходят на выступления детей, следят за успехами в учёбе. Что же происходит с родителями через 6-7 лет? Родительские собрания посещают эпизодически, со средними оценками смирились, смутно представляют какие предметы изучают их дети, учителей-предметников не знают. Когда ребёнок стал плохо учиться вообще не заметили.

А ведь школа в общем, и наша в том числе, носится с извечной идеей СОТРУДНИЧЕСТВА.

Мы можем похвастать такими сферами сотрудничества, как «учитель-учитель», несколько ниже –«учитель-ученик», совсем серенько – «учитель-родитель». Снова возникает вопрос «почему?».

Учёные-практики выделяют следующие причины этого вопроса.

  1. Срабатывает наш профессиональный снобизм «обучение-дело профессиональное и дилетантам там не место».

Мне очень понравилась приведённая аналогия школы и больницы, куда родители отдают своего ребёнка лечиться, перед их носом закрыли двери, и не известно, что с ребёнком там делают. В какой-то момент возвращают со словами «медицина здесь бессильна». С вами никто не посоветовался. Представили себе? Нечто подобное происходит и в школе.

  1. Стереотип №2, когда считается, что родитель в обучении ребёнка – лишь помощник учителя без права вносить коррекции. В данном случае от родителя требуется лишь проверка домашнего задания и воздействие на ребёнка, чтобы хорошо и с желанием учился. Но! Обучая детей, мы не должны недооценивать влияние на них родителей. Из-за отсутствия сотрудничества родители отдаляются от школьной жизни. Что остаётся родителю? У него вырабатывается позиция:

а) « защитника ребёнка», если он в оппозиции к педагогам;

б) «безукоснительный выполнитель» (я думать не буду, для этого есть педагоги).

Нельзя сказать, что мы не пытаемся привлечь внимание родителей к обучению детей. Это происходит в рамках мероприятий в блоке №2: родительские собрания и личные беседы.

Утешает тот факт, что большинство наших педагогов не занимаются на родительских собраниях анатомическим разбором личности каждого учащегося в присутствии всех родителей. Пока разбирают одного, остальные родители мирно дремлют или тихо злорадствуют на тему «слава богу, что не мой». Что же творится в душе родителя, чьё чадо попало под артобстрел педагога (пусть даже справедливый)? Унижение, обида, злость на ребёнка, подставившего родителя, на учителя. Эти чувства позднее сменятся одной большой жалостью к себе и ребёнку, а злость к школе останется.

Даже наши «личные встречи» с родителями чаще всего сводятся к констатации факта плохой учёбы и поведения. Редко кто в этом диалоге идёт дальше и совместно с родителями ищет меры по выходу из проблемной ситуации. Лучше всего это получается у учителей начальной школы, где один учитель практически на все предметы.

Но мне, за долгие годы обучения собственных детей, стало ясно одно: там, где учитель начальной школы сумел создать атмосферу сотрудничества с родителями, общаясь на равных, где родители не боятся приходить в школу и знают, что на родительских собраниях они узнают что-то новое о воспитании, где сами делятся опытом друг с другом, решают совместно учебные проблемы, там и в старших классах с родителями особых проблем не возникнет.

В педагогике известно много таких фактов, когда примерно при одинаковых способностях дети одних родителей учатся лучше, а дети других – гораздо хуже. Здесь вступает в силу психологический фактор. Важна или нет для ребёнка учёба? Это задаётся не школой, а скорей семьёй. Поэтому фигура родителей – во многом центральная в обучении. Детям значимо то, что значимо их родителям. Если я, работая в школе, каждый день имея информацию о ребёнке от коллег, вечером дома каждый день спрашиваю его «что нового по предметам», стараясь обратить его недовольство оценками в плацдарм для будущего их исправления, а удачи – в собственную радость, то и отношение к учёбе у него будет позитивным.

Вот вам другой пример. Ребёнок получил по пению оценку ниже той, которую ожидал. Дома вопрос обсуждался и реакция мамы прозвучала в устах ребёнка на следующем уроке: «пение – это не предмет». Если до этого случая ребёнок обращал внимание на мои замечания, то после сработал психологический фактор, заданный немудрым родителем.

Следовательно, нам нужно сделать родителей такими, у которых дети учатся. Я не беру в счёт родителей, которых давно по всем показателям нужно лишить родительских прав или судить за аморальный образ жизни. Таких у нас немало. Здесь можно лишь посочувствовать детям, а школа с перевоспитанием таких родительских индивидов не справится. Члены МКС, на котором рассматривался вопрос о прогулах учащегося 2-А помнят, как два родителя с явными признаками похмельного синдрома доказывали присутствующим, что проводят с сыном большое количество времени. Можно представить себе качество взаимодействия алкоголика-папы, собирающего с сыном по мусоркам бутылки.

В заключении позволю себе привести вам несколько примеров из опыта Московской гуманитарной школы, где сотрудничество с родителями строится на:

  • свободном доступе к учителю;

  • заключается договор школы и родителей о том, что последние не реже одного раза в две недели обязаны посещать школу;

  • школа сменила позицию по отношению к родителям, приняв их «как равных», где родители – участники процесса обучения и воспитания.

Кстати! Большинство наших педагогов в своих опусах отметили, что отношения у них с родителями ровные и лишь 8 педагогов как равные.

  • школа помимо табелей со стандартными оценками выдаёт родителям содержательную констатацию уровня обучаемости ребёнка по предметам с фиксацией причин неудач и путей их преодоления.

В результате, отмечают наши коллеги, барьера между учителями и родителями не существует, отсутствуют несогласованность требований семьи и школы, повышается статус школы, что влечёт и увеличение интереса к учёбе.

Нам в нашей школе справиться с этой задачей в такой мере, как у московских коллег, будет очень тяжело по объективным причинам наличия специфического контингента родителей. Но попробовать превратить интерес школы в интерес семьи с теми семьями, которые мы не считаем неблагополучными, стоит.



Статья по ВР на тему «Как и зачем работать с родителями»?
  • Директору-завучу
Описание:

   В статье (можно использовать как доклад на педсовете) я буду опираться на конкретные примеры опыта сотрудничества нашей школы с родителями, передовой опыт наших коллег – учителей Новой гуманитарной школы г. Москвы, свои личные наблюдения.

Содержание работы с родителями можно разделить на три блока:

·        Повышение психолого-педагогических знаний.

·        Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

 

·        Участие родителей в управлении школой через совет школы, классные родительские комитеты.

Автор Кучерова Людмила Павловна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 568
Номер материала 54056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓