Главная / История / Статья по теме "Способы подготовки к итоговой аттестации по истории с помощью ИКТ"

Статья по теме "Способы подготовки к итоговой аттестации по истории с помощью ИКТ"

Способы подготовки к итоговой аттестации по истории с помощью ИКТ


Уже несколько десятилетий мы живём в информационном обществе. Это сказывается на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования. В школе это проявляется в АРМ учителя, наличии проекторов, ноутбуков и нетбуков, мобильных классах, а в последнее время рассматривается вопрос внедрения электронных учебников. Именно поэтому ИКТ в последнее время стало играть ведущую роль в системе образования и в преподавании истории в частности.

Используя ИКТ при изучении истории, учитель получает возможность на более высоком качественном уровне организовать личностный подход, групповую и индивидуальную работу учеников, взаимопроверку. Применять различные педагогические методы и приёмы, такие как иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, проведение физминуток и рефлексии. На мой взгляд, самым очевидным достоинством урока с использованием мультимедиа ресурсов является усиление эффекта наглядности и целостности восприятия учебного материала. Использование ИКТ-ресурсов тем более актуально, что очень часто бывает, что в наших школах отсутствует необходимый инструментарий для работы на уроке. Тогда Интернет поможет нам своими безграничными просторами, а использование проектора поможет наиболее эффективно транслировать на учащихся предлагаемый материал. Различное восприятие информации учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать информацию различного типа: звуковую, графическую и визуальную информацию через ТСО.

Сейчас создать качественную презентацию не так сложно. В стандартных настройках предлагается большой набор анимационных эффектов, которые рассчитаны и на продвинутого пользователя и на новичка. Использование ЦОР-ов возможно применять на любом этапе урока, как с помощью нетбуков, индивидуальных планшетов так и с помощью мультимедиа проектора.

Урок с использованием презентаций имеет целый ряд преимуществ перед уроком в традиционном стиле:


  1. обеспечение аудиального и зрительного восприятия информации;

  2. внимание всех учащихся сосредотачивается на предлагаемой иллюстрации, благодаря различным анимационным эффектам можно рассмотреть мельчайшие детали и отметить тем самым все достоинства и недостатки художественного произведения;

  3. учителю и ученикам представляется возможность интерактивной работы учащихся;

  4. использование различных новых ИКТ технологий и техник позволяет ускорить темп учебного процесса и привлечь и сосредоточить на объекте внимание учеников.


Учитывая все плюсы, нельзя забывать и о трудоёмкости проведения такого урока. В разы возрастает ответственность учителя за подготовку к нему. Учитель в этом случае должен в совершенстве владеть если не всеми интерактивными и анимационными способами и приёмами, то хотя бы используемыми в работе. Необходимо вести урок в хорошем темпе, ежеминутно вовлекая учащихся в процесс образования, помогая охватить не только сильных, но и слабоуспевающих учеников. Для этого учителю необходимо разнообразить формы учебной деятельности и обеспечить позитивный эмоциональный фон урока и благоприятный микроклимат.


Экзаменационный материал по истории включает несколько принципиально различных типов заданий:

  1. вопрос с четырьмя вариантами ответов (задания А1-А4, А6-А8, А10-А11, А13-А16, А18-А21);

  2. работа с мини фрагментами текстов (задания А5, А9, А12, А17, В7);

  3. работа с крупным текстовым фрагментом (задание С1-С4);

  4. работа с неадаптированной картой (задание В8-В10);

  5. работа с неадаптированными картинами (В12, В13);

  6. сочинение (задание С6).

Для отработки навыков работы с тестами, ученикам важно натренироваться в их решении. Тогда ученики, как говориться «набьют руку» и будут щёлкать эти тесты «как орешки». За несколько лет работы над этой темой, я заметила, что если в течение учебного года ученики каждую неделю выполняют по одному тесту (именно выполняют, то есть решают, получают замечания и работают над ошибками), то уже реальный экзамен они решают минимум на 60 баллов. Поэтому моей главной задачей является обеспечить заинтересованных учеников необходимой информацией. Причём эта информация должна быть систематизирована и логична.

Для этой цели мною были разработаны тематические контрольно-измерительные материалы (КИМы), которые предлагаются ученикам на уроках.

Технология отработки навыков работы с тестами такова:

  1. первоначальное изучение темы урока (Это текущий момент. Во время изучения нового материала, мною используется презентация, на которой красным маркером выделены фрагменты, встречающиеся в тестовом варианте ЕГЭ). Составить такую презентацию – огромный труд. Для этого я должна сама очень хорошо ориентироваться в вопросах ЕГЭ и уметь предусмотреть все возможные варианты, встречающиеся в ЕГЭ. К примеру, при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» на уроке я обращаю внимание учеников на фразу, сказанную Молотовым 22 июня 1941 года «Враг будет разбит, победа будет за нами». Также отмечаю, что эту же фразу повторил и Сталин 3 июля. На уроке мы при помощи гиперссылок на ЦОР-е мы прослушиваем фрагмент этой речи и обсуждаем её. В текущем году, при прорешивании тренировочных тестов, эту цитату мы с моими учениками встречали трижды. Все ученики успешно определились с правильным ответом;

  2. текущее закрепление (в течение урока, я постоянно возвращаюсь к этим маркерам, задавая вопросы заинтересованным ученикам);

  3. итоговое закрепление материала урока (в конце урока ученики получают КИМ с тематическими вопросами, встречающимися в ЕГЭ);

  4. итоговое закрепление темы: после изучения раздела или тематического блока я провожу повторительно-обобщающие уроки. Они содержат только изученную информацию, но по структуре напоминают ЕГЭ с теми же информационными блоками.


К примеру, первая тема по кодификатору – это Древняя Русь. Прилагаемый КИМ, который мы прорешиваем либо в конце текущего урока, либо в начале следующего, при проверке домашнего задания должен состоять из 10 тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный (тестовая часть ЕГЭ).

За правильный ответ начисляется один балл. Все вопросы составленного КИМа в обязательном порядке должны соответствовать кодификаторам ЕГЭ и соответствовать пройденному материалу на уроке. Всего за работу можно получить 10 баллов. Вопросы выводятся на проектор. На обдумывание каждого вопроса даётся не более 1 минуты (как предполагается на ЕГЭ для данного вида задания). Затем мы выясняем правильность ответов, выставляем оценки, выясняем ошибки и обсуждаем их. Кроме авторских работ, для реализации которых я считаю вполне достаточным использование проектора и компьютера, на своих уроках так же использую ЦОР-ы, предлагаемые программой 1С. Образование Школа и 1С. Образование Дом. В них есть уже готовые интерактивные тесты, которые дают возможность каждому ученику, собирающемуся проходить экзамен по истории в форме ЕГЭ в режиме он-лайн пройти тест и получить независимую объективную оценку. Для такой работы учащихся целесообразно посадить в компьютерном классе с установленной программой.


Вторая категория заданий, которые мы отрабатываем на уроках – это отработка навыков работы с мини-фрагментами текстов. За правильный ответ на этот вариант заданий можно получить 1 балл. Предлагаемые источники всегда неадаптированные. То есть они могут представлять собой выдержки из документов, цитаты исторических личностей или описание внешности исторической персоны. Все эти документы оригинальны, то есть, взяты из источников той эпохи, которую иллюстрируют. Очень часто такие текстовые фрагменты изобилуют просторечными выражениями, архаизмами или сложными текстовыми оборотами. Это составляет определённую сложность работы. Для более успешного прохождения заданий этого типа мною был разработан алгоритм работы с текстовыми фрагментами малого раздела.


Ученики должны знать материал, о котором говорит источник. Вполне вероятно, что ученики не смогут с первого раза узнать, о каком событии говориться в источнике. Чаще всего так и происходит. Это связано не с незнанием учениками материала (так как мы его уже изучили и в учениках я уверена), а с неумением ориентироваться в информационном пространстве.

Поэтому мы:


1. ищем ключевые слова-зацепки, которые помогут нам справиться с заданием. Это должны быть некие специфические слова, характерные только для конкретного периода;

2. Подобрав ключевые слова, определяемся с вопросом и формулируем правильный ответ. Формулировка правильного ответа тоже является немаловажным фактом при работе с экзаменом.

3. Сопоставляем свой ответ с формулировкой задания, подбираем правильную формулировку, падеж.


Работу на уроках и в послеурочное время с фрагментами документов рекомендую строить следующим образом. В начале урока ученикам можно предложить какой-либо неадаптированный текстовой фрагмент, где описывается изучаемое событие, но присутствует интрига (представленные выше варианты фрагментов вполне подойдут). Из этого текстового фрагмента выделяем проблему. Из проблемы вытекают цели урока. И вот уже весь урок закручен вокруг нашего текстового фрагмента. В течение урока мы постоянно обращаемся к нему и к концу занятия мы подходим к тому, что наш фрагмент разобран дословно. Так же малые текстовые фрагменты можно использовать при проверке домашнего задания, что не менее эффективно.

Следующий этап – это отработка навыков работы с крупным текстовым фрагментом. Он представляет собой большой фрагмент неадаптированного источника информации и три вопроса к нему. «Стоимость» каждого ответа – 2 балла. Итого при правильном ответе на все три вопроса можно получить до 6 баллов. При ответе на эти вопросы есть один нюанс. Если ученик неверно отвечает на первый из трёх вопросов, то ответы на остальные два не оцениваются. Поэтому важно правильно ответить на первый


из трёх предложенных вопросов.

Считаю нецелесообразным проводить работу с большими текстовыми фрагментами на текущих рабочих уроках, так как для работы с ним требуется достаточно большое количество времени. Поэтому на элективных занятиях мы отрабатываем навыки работы с этими фрагментами, а работу «на оценку» с большими текстовыми фрагментами я включаю только в повторительно-обобщающие уроки.

Следующее задание, требующее отработки навыков работы с неадаптированными источниками, это работа с неадаптированной картой. Отработку навыков продолжаем по блоку «Древняя Русь».

Для отработки навыков работы с картой мною был разработан алгоритм работы и составлен сборник карт.

Алгоритм работы с картой:

Внимательно рассмотреть карту в целом;

  1. Определиться с хронологическими рамками изображаемой карты;

  2. Определиться с географическими и политическими соседями нашей страны на момент, описываемый на карте;

  3. Выписать на отдельный лист названия всех географических объектов, имеющихся на карте;

  4. Определиться с недостающими объектами, отмеченными ●.


Ученикам на экзамене предлагается карта и несколько вопросов к ней. Работу с картой по прилагаемому алгоритму рассмотрим по карте из тренировочного ЕГЭ 2013 года.


Рисунок (259)

В8. Отметьте название намеченного на карте пути.

В9. Как звали князя, установившего контроль над этим торговым путём.

В10. Обозначьте цифру, отмечающую город, который на Руси называли Царьград.


  1. Получив карту на руки, ученики внимательно рассматривают карту.

  2. Соответственно, изучив предварительно карту, и найдя ключевые слова (Русь, ильменские словене, варяжское море), ученики могут определиться с хронологическим периодом – 9 век.

  3. Рассматривая географические объекты, выделяем ближайших политических соседей – это варяги и византийцы (греки).

  4. На карте имеются следующие географические объекты: Русское море, Варяжское море, ильменьские словене, Белоозеро, вятичи, кривичи.

  5. Недостающие объекты на карте – Новгород, Киев, Константинополь (Царьград).


Таким образом, изучив карту по представленному алгоритму, мы закрыли все пробелы в знаниях. Теперь на поставленные вопросы будет ответить очень легко.


Ответы на вопросы:

В8. Путь «из варяг в греки» (в этом нам поможет работа с пунктом 3 из нашего алгоритма);

В9. Вспоминая теорию, определяемся с князем, контролирующим этот путь – это Олег;

В10. Обозначенный на карте город – Царьград (5 пункт нашего алгоритма).


Работа с неадаптированными историческими «картинами»


Следующий этап – это работа с неадаптированными историческими «картинами». Под «картинами» я подразумеваю изображения памятников архитектуры, иконы, парсуны, картины, скульптуры и памятники. Данный вид работы появился в ЕГЭ первый год, и мои методические разработки являются апробационными как для меня, так и для моих учеников. Поэтому, для эффективной подготовки к экзамену мною был разработан информационный тренажёр для подготовки к ЕГЭ. Он представляет слайдовую презентацию, на которой в хронологической последовательности изображены основные памятники искусства, относящиеся к периоду «Древняя Русь». Особенность вопросов, размещённых в ЕГЭ, достаточно специфична и объёмна. Судя по вопросам, ученики должны знать как минимум 200 архитектурных объектов, около 50 картин, икон и парсун, а также памятников архитектуры. Кроме того в работах они предоставлены в чёрно-белом варианте и с разных ракурсов. Поэтому знания детей, для выполнения заданий этого типа ученики должны обладать энциклопедическими знаниями.

Содержание тренажёра:


  1. Изображение объекта с нескольких ракурсов;

  2. Дата создания объекта;

  3. Князь/царь/император, при котором был создан объект;

  4. Архитектор/скульптор/художник, создавший объект;

  5. Стиль создания объекта;

  6. История создания (легенда);

  7. Нынешнее состояние.


Имея готовую информацию, ученики могут натренировать навыки работы с заданиями В12, В13.


Привожу пример из тренировочных работ ЕГЭ 2013 года.

Описание: Церковь Вознесения, вид со стороны реки Москвы









В12. Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.


  1. Церковь расположена в г. Владимире

  2. Храм выстроен в стиле «нарышкинское барокко»

  3. Сооружение построено в честь рождения наследника великого князя Василия 3

  4. Это здание выстроено в шатровом стиле

  5. Храм был уничтожен во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.


Используя предложенный алгоритм и тренажёр, ученики выясняют, что данное сооружение – церковь Вознесения в Коломенском.


В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь.


Описание: Дмитриевский собор. Вид с юго-востока.Описание: Покровский собор (вид со стороны Спасской башни Кремля)Описание: Церковь Покрова на Нерли

Описание: The State Tretyakov Gallery.jpg






Действуя по алгоритму и используя мой тренажёр, ученики могут достаточно быстро определить, что правильное изображение – первое (Покровский собор или храм Василия Блаженного).

Одним из самых сложных заданий ЕГЭ по истории является сочинение. В нём ученики обязательно должны указать:

  1. правильно указать время жизни исторического деятеля;

  2. указать не менее двух направлений деятельности, дать их верную характеристику;

  3. указать результаты деятельности этой исторической личности по двум направлениям.

Для более успешной оптимизации выполнения задания мною был разработан алгоритм работы со своеобразными элементами-шпаргалками, позволяющими учащимся успешно написать сочинение.

  1. Для точного указания дат активной деятельности мною составлено генеалогическое дерево русский князей и царей. Кроме того, это дерево поможет определиться с родственными связями между представителями династии. Для понимания целостного исторического процесса это очень важно.

  2. Вторым этапом написания сочинения является определение названия исторического периода. Для его определения у моих учащихся есть памятка с названиями исторических периодов. Ученикам остаётся всего лишь выучить их и научиться строить грамотные предложения.

  3. Определение проблем, с которыми столкнулся объект и задач, которые нужно решить историческому деятелю. Это требование вызывает наибольшие проблемы у учащихся. Поэтому для качественного написания сочинения мною была разработана памятка с обозначением основных проблем и задач правления исторических личностей.

  4. Далее следует основная часть с описанием двух направлений деятельности исторической личности, с обязательным выведением значения деятельности. Здесь нам опять пригодится тренажёр «Культура». Так как развитие культуры в стране может являться одним из направлений деятельности.

  5. Последний этап работы – подведение итогов правления исторической личности и значение периода её правления для истории России.


Таким образом, для написания сочинения у учеников есть четыре памятки, помогающие ученикам успешно справиться с написанием сочинения. И некоторые элементы написания сочинения сводились уже не к мучительному выдумыванию сочинения, а к компиляции сведений из памяток.

Для презентаций уроков и ЦОР-ов, целью которых я считаю не только прохождение программы, но и эффективная подготовка учеников к ЕГЭ, наиболее целесообразной я считаю следующие критерии:

  1. чёткость предлагаемого материала: информация на слайдах должна быть чёткой, без двусмысленности и уже готовой для восприятия, либо должна содержать чёткие указания, где эту информацию можно добыть. Также чётко должно быть обозначено, как эта информация пригодится в дальнейшем при подготовке к экзамену;

  2. наглядность предоставляемой информации: предлагаемые иллюстрации должны быть крупными (целесообразный размер – четверть слайда) и они должны быть обязательно снабжены подписями. Этот фактор стал особенно важен в этом году, когда в ЕГЭ по истории части «С» появились задания, связанные с рассматриванием иллюстраций и работой с ними. В этом случае для работы совершенно необходим компьютер, подключённый к проектору, чтобы ученики могли одновременно работать с предоставляемой наглядностью. Излишним считаю в своей работе наличие электронных карт, так как их легенды печатаются слишком мелко, что может негативно повлиять на здоровье учеников, а также они не всегда соответствуют действительности;

  3. непротиворечивость предоставляемой информации: факты, размещаемые на ЦОР-ах и презентациях, должны быть составлены таким образом, что будут восприниматься однозначно и точно, без возможных вариантов. Ученики должны получать чёткий алгоритм действий.

Следуя этим требованиям при составлении ЦОР-ов и презентаций, можно составить авторскую методическую копилку, которая будет помогать в работе на протяжении всего времени, требуя лишь небольшой переработки в соответствии с целями урока и особенностями класса.

Программа PowerPoint – чемпион по возможности создания наглядно-образных мультимедиа объектов. На современных уроках практикуется создание учебных презентаций не только учителем, но и учениками. Они имеют возможность творчески представить свой продукт – реферат, доклад, сообщение, исследовательская работа. За время работы в школе мною разработаны как целые линейные курсы уроков-презентаций, (начиная с первого урока и до последнего), так и отдельные тематические презентации. Их подготовка – серьезный, сложный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часа. Часто выполненная презентация может соответствовать всем требованиям создания презентации, но не «зажигать» самого учителя-автора. В этом случае лучше переделать работу, добиваясь полного удовлетворения. В этом случае готовая презентация позволяет отказаться от большинства видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, представляя их в различных занимательных видах.

Положительными моментами использования ИКТ во время подготовки к ЕГЭ по истории я считаю:

  1. расширение мотивационного поля для изучения материала;

  2. наглядность, доступность учебного материала;

  3. массовость в подготовке к ЕГЭ.


Если говорить о недостатках представленного опыта подготовки к ЕГЭ по истории при помощи ИКТ, то для педагога - это затратность времени на изготовление цифровых образовательных ресурсов (до 3 часов на изготовление 1 работы). Что касается учащихся, это возможное нарушение осанки и зрения. Однако, профилактика гиподинамии и близорукости легко проводится при

Статья по теме "Способы подготовки к итоговой аттестации по истории с помощью ИКТ"
  • История
Описание:

Статья представляет собой опыт из работы над темой самообразования. Статья содержит материал-рекомендации из опыта работы по подготовке учеников 11 класса к прохождению государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по истории. Статья содержит алгоритмы работы с заданиями ЕГЭ с образцами работы по алгоритму. Статья будет полезна коллегам-учителям, работающих в выпускных классах и осуществляющих подготовку учеников к ЕГЭ по истории, а так же для старшеклассников, самостоятельно осуществляющих подготовку к экзамену.

Автор Жужгова Татьяна Николаевна
Дата добавления 14.04.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 679
Номер материала 59639
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓