СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
В.Ф. БАЗАРНОГО.
Данилова Е.В.
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 49
г. Белгорода
Современное
состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более
высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье в этих условиях
приобретает стратегическое значение, как фактор экономической и политической важности.
Школа поставлена в сложные условия. В погоне за интеллектуальным развитием,
высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и
гармоничного развития личности - ее физическое и духовное здоровье.
Анализ состояния здоровья детей за последние годы свидетельствует об
увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в
школе. В результате резко упал интеллектуальный потенциал нации. Значение
здоровьесберегающих технологий в становлении здорового образа жизни
индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно
возрастает. Не случайно ФГОС второго поколения ставит перед школой задачу - формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни. В связи с этим существенной задачей педагогических
коллективов становится поиск внутренних резервов совершенствования
деятельности: учет возможностей и потребностей каждого педагога, развитие их
общей методологической культуры. Эти резервы обнаруживаются и в процессе самой
деятельности, но осмысливаются, осознаются и реализуются в процессе
организованной научно - методической работы. Главное - найти такие методы,
такие слова, которые бы глубоко запали в сознание, были бы убедительны для
педагогов в отношении реализации основных положений здоровьесберегающих
технологий. Как известно, врожденное крепкое здоровье также требует постоянного
внимания к себе, поэтому задача родителей, педагогов привить ребенку с малых
лет правильное отношение к своему здоровью.
Наша школа начала внедрение технологии здоровьесбережения
по методу В.Ф. Базарного в учебный процесс в начальной школе с 2008/2009
учебного года. Год ушел на то, чтобы изучить теоретические основы технологии.
Занимались этим энтузиасты - учителя начальных классов, психолог, под
руководством зам. директора по УВР Черкашеной Л.С. Главной задачей начального периода работы было развитие технологической
готовности педагогов, нацеленной на овладение способами раскрепощения
психических и телесно-физических потенциалов школьников. С 2009/2010 учебного года
начался этап практической реализации технологии здоровьесбережения. За это
время в школе создана внутришкольная система повышения квалификации, имеющая
целью обеспечение системы обмена и распространения опыта педагогов по
использованию технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной
свободы В.Ф.Базарного и организации здоровьесберегающего педагогического
процесса.
Эта система включает:
·
обучение на курсах повышения квалификации на базе ОГАО ДПО Бел
РИПКППС, за пределами региона, дистанционных курсах; самообразование;
·
организацию работы постоянно действующего семинара;
·
изучение особенностей технологии на заседаниях МО учителей-предметников;
·
организацию деятельности творческих групп педагогов;
·
организацию мастер-классов, педагогических тематических выставок;
·
разъяснительную работу с вновь прибывшими педагогами;
·
организацию тематических занятий в Школе молодого педагога;
·
организацию проектной и исследовательской деятельности педагогов и
обучающихся;
·
организацию педагогических семинаров для педагогов области и
города в рамках деятельности инновационной площадки и стажировочной площадки;
·
организация участия педагогов в деятельности научно-практических
конференций, круглых столов в регионе и за его пределами;
·
организация участия педагогов в организационно-деятельностных
играх;
·
чтение лекций для слушателей курсов повышения квалификации;
·
обобщение опыта, публикации в сборниках педагогической
направленности.
Традиционная
система повышения квалификации на базе Белгородского регионального института
повышения квалификации и переподготовки специалистов позволяет систематически,
планомерно обучать педагогов. Но условия двухсменной работы диктуют свои
правила - очень сложно отправить нескольких педагогов на курсы одновременно и
обеспечить им полноценную замену. В этой ситуации на выручку приходят самообразование и дистанционные курсы,
которые в последнее время стали пользоваться у педагогов повышенным вниманием,
за 3 года ими воспользовались более 20 педагогов.
Занятия постоянно действующего семинара для учителей по теме «Сохранение
и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе
внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной
свободы В.Ф.Базарного» проходят 4 раза в год. На этих занятиях педагоги
обмениваются опытом, проводят мастер-классы, выступают с докладами, организуют
выставки работ обучающихся по теме здорового образа жизни.
Методическое объединение учителей начальных классов
систематически занимается диссеминацией своего опыта, регулярно выступая с
докладами и презентациями на заседаниях МО учителей- предметников. Учителя
старшей школы сначала с недоверием, а теперь с живым интересом и пониманием,
посещают уроки в начальной школе, где убеждаются в том, что использование
элементов системы В.Ф. Базарного совсем не отвлекает обучающихся от учебного
процесса, а наоборот активизирует их познавательную деятельность.
Организация деятельности творческих групп педагогов по
теме здоровьесбережения является эффективным способом повышения профессиональной
компетентности педагогов. В ОУ действует несколько таких групп:
1. Организация подвижных игр на переменах в начальной школе.
2. Разработка портфолио здоровьесберегающей деятельности
обучающегося и педагога.
3.Разработка методических рекомендаций по внедрению
здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Результатом деятельности этих групп является:
- разработка системы подвижных игр (малой, средней и высокой
подвижности), которые используются при проведении динамических пауз в начальной
школе;
- создание и внедрение в практику портфолио здоровьесберегающей
деятельности обучающегося (учителя, работавшие в этом направлении, стали
победителями в муниципальном этапе конкурса авторских программ и учебно-методических
материалов по формированию культуры здорового образа жизни обучающихся в
номинации «Дидактические материалы для обучающихся, способствующие формированию
культуры здоровья»);
- разработаны методические рекомендации по использованию в учебном
процессе конторок, отфтальмотренажеров, экологического панно, меток. В будущем
предполагается издание методических рекомендаций.
Вновь пришедшие педагоги приглашаются на заседания МО в
начальную школу, на заседания постоянно-действующего семинара, где их знакомят
с элементами здоровьесберегающей технологии, приглашают посетить уроки. Несколько
занятий в Школе молодого педагога посвящены этой теме.
Ежегодно обучающиеся начальной школы, под руководством
своих наставников, представляют на научно-практическую конференцию в школе
исследовательские и проектные работы, отражающие их деятельность по
формированию здорового образа жизни. Эти работы всегда привлекают внимание,
вызывают повышенный интерес обучающихся и педагогов.
С 2011/2012 учебного года школа
является региональной инновационной площадкой по теме «Сохранение и
укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе
внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной
свободы В.Ф.Базарного», стажерской площадкой БелИПКППС по теме «Внедрение
психолого-педагогических технологий по методу академика РАН В.Ф.Базарного в
практику работы образовательных учреждений Белгородской области», на базе школы
реализуется локальный муниципальный эксперимент по теме «Сохранение и
укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе
создания активной сенсорно-моторной развивающей среды». Педагоги и родители
констатируют позитивные результаты деятельности школы в этом направлении.
Проведенное в ноябре 2012 года мониторинговое исследование показало, что 85 %
обучаюшиеся, с точки зрения родителей, чувствуют себя в школе комфортно, 90% с
точки зрения самих детей. 84% родителей, выражают удовлетворенность новой ситуацией
обучения.
В рамках стажерской площадки на базе школы регулярно
проходят методические семинары, имеющие целью привлечение внимания к проблеме
здоровьесбережения и распространение накопленного актуального педагогического
опыта среди педагогов региона.
За три последних года на базе школы состоялось 10 семинаров,
на которых присутствовали более 300 педагогических работников из всех районов
области. Мы уверены в том, что ценнейший опыт наших педагогов помогает
коллегам осознать и убедиться в насущной необходимости внедрения в учебный
процесс методики В.Ф. Базарного.
Учителя школы повышают свой профессионализм, систематически
участвуя в работе различных научно-практических конференций, круглых столов в области
и за ее пределами. В 2011 педагоги-экспериментаторы являлись участниками международной
научно-практической конференции «Здоровьеразвивающие педагогические технологии
и актуальные проблемы модернизации образования» в городе Балашиха, на базе
земской школы № 760. Уже в этом году педагоги выступали на заседаниях
секций региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы в
современном образовательном процессе» в Старом Осколе.
Эффективным
средством совершенствования педагогических компетенций являются
организационно - деятельностные игры. В 2011-2012 учебном году в них
участвовали 4 человека на базе БелИПКППС по теме «Внедрение
психолого-педагогических технологий по методу академика РАН В.Ф.Базарного в
практику работы образовательных учреждений Белгородской области»
Наши педагоги не только
систематически учатся сами, но также регулярно читают лекции по внедрению
технологии В.Ф. Базарного в учебный процесс слушателям курсов повышения
квалификации при БелИПКППС, публикуют статьи, методические рекомендации в
сборниках научно-практических конференций, журналах «Начальная школа
Белогорья», «Здоровье школьника». Опубликовано более 15 статей.
Таким образом, в
образовательном учреждении созданы благоприятные условия для подготовки
педагогов к реализации здоровьесберегаюшей технологии В.Ф. Базарного. Об этом
говорит увеличение количества педагогов, реализующих данную технологию: если
в 2008/2009 учебном году их было 6 человек, то в этом году их уже 20.
Увеличилось и количество классов с 3 до 18. Результаты недавнего мониторинга
(ноябрь 2012 г.) демонстрируют увеличение количества педагогов начальной
школы, готовых к восприятию новой технологии обучения с 18% до 83%.
В планах школы на
перспективу – внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в
учебный процесс в основной школе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.