Главная / Директору-завучу / Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"

Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"

Предметные недели, как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся начального профессионального образования.

Авторы:   Чухина О.В., Почётный работник начального профессионального образования РФ, заведующая учебной частью ГОУ НПО ЯО профессионального училища №20 г.Рыбинска Ярославской области

                        

      В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику сегодня требуется развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование надпрофессиональных образовательных компетенций учащихся. В то же время в начальное профессиональное образование приходят ученики с целью получить определённую рабочую профессию, испытывющие затруднения в школе по тем или другим общеобразовательным предметам, зачастую со слабо сформированными общеучебными навыками.

 Перед педагогами нашего профессионального училища  остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения профессии, предмету и внеурочной работы, которые позволят вовлечь ученика в учебный процесс, показать ему значимость общеобразовательной подготовки при обучении профессии, а в итоге - выпускнику  получить систему знаний соответствующую современным  требованиям.

            Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество теоретических и практических занятий будет подкрепляться хорошо организованной внеурочной работой по предметам.
Внеурочная учебная работа учащихся  дополняет их деятельность на занятиях, отличается большей самостоятельностью и творчеством.
При этом стоит помнить о том, что внеурочные учебные занятия учащихся, как педагогическая проблема, имеет разные аспекты: организационный, методический и воспитательный. Первый из выделенных аспектов заключается в том, что всегда требуется определенная организация работы учителя и самого ученика. Методический аспект состоит в том, что в процессе подготовки и выполнения заданий необходимо овладевать методами наиболее эффективной организации самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и специфики предмета равнозначно как учителю, так и ученику. Воспитательный аспект основан на огромном значении примера в организации внеклассной работы, который дает учитель ученику.

         В нашем училище создана система проведения предметных недель, планирование которых и подготовка к ним начинается задолго до начала учебного года. Основными целями являются: углубление знаний по отдельным курсам естественно-математических, общественно-гуманитарных или специальных дисциплин, развитие умений учащихся реализовывать полученные знания в практической деятельности, воспитание самоорганизации, творческого подхода и коммуникабельности. Тематика таких недель разнообразна: «Не даром помнит вся Россия...» (общественно-гуманитарных дисциплин, посвящённая 200-летию Бородинской битвы 1812 года), «От великого до смешного один шаг...» (естественно-математических дисциплин), «Здоровье в наших руках» (неделя химии, биологии и информатики). В организационный комитет по подготовке входят члены администрации, педагоги, заведующая библиотекой, социальный педагог и наиболее активные учащиеся 1-3 курсов.

            Смена форм и видов учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося.Эффективно и интересно проводятся  олимпиады по предметам, литературно-математический час «Омар Хайям – математик и поэт», химический салон красоты, конкурс видеороликов по информатике «Моя профессия». В рамках недели гуманитарных дисциплин традиционно проводится литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству известных поэтов и писателей, видеоэкскурсии по англоязычным странам.

 Ничто не увлекает так, как игра, поэтому учебным играм мы отводим особое место. Это физический турнир, познавательно-развлекательный марафон по информатике, различные викторины, игра  «Звёздный час», конкурс «Мисс-Математика 2012», «Поле чудес», «Смак по-английски» и т.д. Обязательным условием является профессиональная направленность проводимых мероприятий, реализация межпредметных связей. Очень интересно и разнообразно проводятся недели по профессиям «Повар, кондитер» - «Мир вкуса и фантазии»; «Парикмахер» - тема «Расчёска рисует фантазии снов»; «Продавец, контролёр-кассир» и «Контролёр сберегательного банка», в рамках которых проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи с работодателями, конференции, выставки, конкурсы проектов и презентации. С целью просветительской и профориентационной работы приглашаем на наиболее зрелищные и познавательные мероприятия учащихся близлежащих школ и социально-реабилитационного центра «Свеча».

Принять посильное участие во всех этих мероприятиях может каждый и не только в качестве игрока или участника, можно помочь оформить плакат или зал, организовать группу поддержки, подобрать музыку. Каждому можно найти дело по душе и способностям. Формы внеклассной учебной работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Именно  групповые задания позволяют развивать навыки взаимодействия, делового общения, а следовательно и социальных компетенций. 

Важное значение в формировании надпрофессиональных компетенций учащихся в рамках организации внеурочных занятий имеет контроль и рефлексия. После каждого мероприятия подводятся итоги, поощряются победители и активные участники. Важно, чтобы в жюри были не только педагоги, но и однокурсники участников. Подвести итоги недели, выявить положительные и слабые стороны позволяет анкетирование. Неудивительно, что в новой обстановке раскрываются многие ученики, удивляя наставников своими скрытыми талантами. А похвала и поощрение являются лучшей мотивацией к учебной деятельности. Лучшие моменты предметных недель нашли своё отражение в фильме «Предметные недели в профессиональном училище №20». Методическая копилка училища продолжает пополняться новыми проектами, а портфолио учащихся – творческими работами, грамотами и сертификатами, что позволяет проследить их развитие от первого курса до третьего.  Большой вклад в организацию внеурочной работы вносят методические комиссии училища под руководством методистов Румянцевой Н.В., Незнаевой Л.Б., Чирковой Л.Н.

         Системная внеклассная работа по предметам позволяет командам и отдельным учащимся училища успешно выступать на различных городских и региональных конкурсах, смотрах и олимпиадах:

- 2 место в региональном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся профессиональных училищ по профессии «Повар» заняла Анфёрова А. (мастер п/о Браун О.А., преподаватель Чиркова Л.Н.);

- 1 место в районном конкурсе по краеведению заняла Каргополова  Ю. (преподаватель Румянцева Н.В.);

- 2 место в городской олимпиаде по математике среди учащихся профессиональных училищ заняла Соловьёва Е. (преподаватель Борисова Т.В.);

- 3 место в городском конкурсе «Я и мои права» заняла команда училища (преподаватели Долбусина Т.Ю., Румянцева Н.В.).

Так же дипломами отмечены участники конкурса творческих работ «Хрустальная свирель» (преподаватель Перова Ю.В.), участница IV международного конкурса «Математика и проектирование» Рязанова Е. (преподаватель Чухина О.В.), участники городской выставки детского технического творчества «От замысла к изобретению» и т.д.

С 2013 года наше училище является экспериментальной площадкой по созданию и внедрению информационной системы содействия трудоустройству выпускников, вкоторой нашли своё применение электронные портфолио учащихся.

 Таким образом, внеурочная работа по предметам выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции и является неотъемлемой частью образовательного процесса в учебном заведении.
Сегодня педагог перестает быть единственным источником информации,  становится координатором поиска и анализа информации из различных источников, а учащийся является полноправным субъектом образовательного процесса, его компетентным участником, его учебная деятельность не ограничивается только рамками урока и носит комплексный, практикоориентированный характер, способствует его творческому совершенствованию и реализации.

 

Статья по теме "Предметные недели как средство формирования надпрофессиональных компетенций учащихся"
  • Директору-завучу
Описание:

В данной статье обозначены основные цели проведения предметных недель в профессиональном образовательном учреждении, представлен многолетний опыт подготовки и проведения внеурочной работы по предметам, а так же её результативность. В настоящее время перед педагогическими коллективами остро стоит проблема повышения эффективности обучения, подготовки выпускников, компетенции которых соответствуют современным требованиям. Для этого высокое качество теоретических и практических занятий должно быть подкреплено хорошо организованной внеурочной работой по предметам.

Автор Чухина Ольга Владимировна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 386
Номер материала 7981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы