Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья по теме "Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях введения ФГОС"

Статья по теме "Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях введения ФГОС"

Скачать материал

В.В. Лобанова

МБОУ Большетумановская ООШ

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы  в условиях внедрения ФГОС

 

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. 

            Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе.  

            Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Это требует от учителя владения информационными компетентностями. Учитель должен быть квалифицированным пользователем ИКТ. 

Владение ИКТ позволяет педагогу оставаться в актуальным зоне научнотехнического прогресса, в условиях стремительной информационной революции.  

           Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его.

 Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью? Исследователи данной темы выделяют три уровня ИКТ-компетентности учителя. 

Низкий уровень: имеет некоторые навыки выполнения различных задач и создания различных продуктов своей деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (знание операционной системы (Windows, Linux), текстового редактора и Интернет); может осуществлять в электронной (цифровой) форме

размещение и сохранение материалов образовательного процесса.                                     

Средний уровень: - умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Высокий уровень: - умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); работы с растровыми и векторными изображениями, построение сайтов, работа в сетевых сообществах); постоянно осуществляет в электронной (цифровой) форме различные виды деятельности:       планирование      учебной      и        внеурочной          деятельности, размещение          и        сохранение материалов          образовательного          процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), постоянно фиксирует ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; умеет контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети ИнтернетБезусловно, использование         учителем    современных       интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернета, применять различные формы обучения. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности           обучающихся.      Это    и соответствует       федеральным государственным образовательным стандартам второго  поколения и, несомненно, влияет на качество образования.                                                                        

        Как      же     мы     учителя       начальной школы        используем информационно-коммуникационные        технологии          в        своей          работе?  Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. 

При                         такой                        организации                        работы: 

1) здоровью учеников ничто не угрожает;  2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;  3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.  Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме. 

Мы используем презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. А какие интересные и занимательные уроки технологии проходят с использованием ИКТ. Если раньше уроки технологии вызывали трудность при подготовке, организации урока, то с применением электронно-образовательных ресурсов эти уроки одни из любимых у обучающихся.

               Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота. 

               Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление. 

                Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках мы использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе

PowerPoint                  с                 музыкальным                 сопровождением. 

                  Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель,    но      и        человек,      знающий    образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных      технологий,         знающий педагогические       технологии дистанционного   обучения,   умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения. 

 

Литература.

1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN . - Режим доступа:

http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html 2.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа:

www.eidos.ru/news/compet.htlm

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по теме "Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях введения ФГОС""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 288
    • PDF 188.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3929
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе