Главная / Технология / статья по теме: «Использование ИКТ на уроках технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

статья по теме: «Использование ИКТ на уроках технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области













«Использование ИКТ на уроках технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

( в рамках районного конкурса методических материалов для портала «Сетевой класс Белогорья»)

Учитель технологии МБОУ «Прохоровская гимназия» Солдатова Н.Г.















2014 год

Детство современного ребенка в значительной части связано со школой, где он вступает в разные отношения со сверстниками – учениками и с взрослыми людьми – учителями. Проблемы отношений между учениками и учителями всегда актуальны. В наше время они приобретают все большее значение как в связи с усложнением общей ситуации воспитания, изменения ребенка, положения учителя, так и с осознанием и научным осмыслением роли и значения общения и взаимопонимания в развитии растущего человека.

В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся наиболее интенсивно разрабатывалась в русле теории общения (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.А. Канн-Калик, А.К. Маркова, С.В. Кондратьева и др.). Однако вопрос влияния педагогического общения на психологическую комфортность учащихся и успешность обучения остается недостаточно изученным. Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на его учебной деятельности. А возможности самого педагога в плане информационной грамотности, его мобильности, гибкости мышления позволяют заинтересовать, повести за собой. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обученности учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я считаю, что без создания психологического комфорта учащихся на уроке, без использования инновационных технологий добиться этого трудно.

Перед собой я поставила следующие цели:

выявить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий, условий комфортности для развития активности учащихся, их творческих способностей. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- формирование навыков использования возможностей ИКТ для более качественного усвоения учебного материала, реализации идей и изготовлении конечного продукта;

  • активизация и совершенствование познавательных интересов обучающихся при реализации возможностей ИКТ;

  • создание на уроках психологической, интеллектуальной и физической комфортности.

Средства достижения цели.

Формируя интерес к предмету, я стараюсь приобщать учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает им широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности. Для этого применяются новые педагогические технологии: методика развивающего обучения; информационно-коммуникационные технологии; факторы создания комфортности обучения.

В своей деятельности я руководствуюсь идеями развивающего обучения, ориентированного на развитие ребенка как основную цель, где знания являются не конечным результатом обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить, - одно из проявлений мастерства учителя. Ответы ребят выслушиваются обязательно все. Участие в совместной групповой работе расширяет кругозор учащихся. Каждый ученик высказывает свое мнение, не боясь осуждения одноклассников и учителя. Срабатывает эффект доверия. Помощь учителя заключается не в подсказке (например, схемы, инструкционные карты, наглядность и т.п.), а в мастерстве ставить вопросы, использовании метода сравнения, наблюдения и наглядности, но имеющей новую информацию. Такая деятельность, при которой не надо бояться ошибиться, можно высказать свое мнение, отношение, выполнить задание на выбор, которое доступно в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе. Так же широко использует творческую проектную деятельность учащихся. Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, интенсифицирует обучение, способствует гармоничному развитию личности.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Учащиеся сами делают свой выбор, проявляют инициативу. В ходе самостоятельных исследований развиваются индивидуальные способности, появляется возможность для решения актуальных проблем и задач более широкого спектра.

Использование ИКТ на уроках уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается следующими факторами:

1. уроки технологии предусматривают формирование и совершенствование специальных практических умений, навыков;

2. недостаточное количество мультимедиадисков, ЦОР по предмету; их узкая тематическая направленность;

3. отсутствие необходимого оборудования.

Ведущей формой обучения технологии по-прежнему остается урок. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

  • обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

На своих уроках я регулярно использую ИКТ:

  1. готовые ЦОР,

  2. собственные презентации или заимствованные из областного банка данных,

  3. презентации по отдельным темам (созданные учащимися),

  4. мультимедийные сопровождения проектной работы,

  5. разработки уроков, раздаточный материал (инструкционные карты, схемы, иллюстрации, кроссворды, тестовые задания и др.)

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет развивать мышление учащихся. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего презентации носят линейный характер. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Она позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать. Все это развивает мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При изучении тем по кулинарии учитель использует в 5,6,7 классах диски, на которых имеют возможность посмотреть работу профессионалов по темам «Нарезка овощей», «Разделка мяса», «Разделка рыбы». Яркий и доступный материал позволяет учащимся выбрать блюдо, которое они хотят приготовить на практической работе. Эти фильмы показывают материал, который ранее преподавался лишь с помощью рисунков и плакатов.

Работая с ученицами 7, 8 классов при изучении разделов вязание крючком, спицами, вышивка демонстрирует подготовленные презентации по названным темам. Этот материал дает возможность в полной мере оценить красоту изделий, выполнение которых планируется на учебных занятиях.

Использование мультимедиапрезентаций позволяет:

  1. увеличить долю усвоенного материала при комбинированном воздействии (через слух и зрение), а так же вовлечение учащихся в активное действие в процессе изучения;

  2. заинтересовать учащихся благодаря занимательности, активизировать мыслительную деятельность независимо от их знаний, способностей и интересов;

  3. вызвать эмоциональные переживания при использовании приемов удивления;

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - используются при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 8 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя, разнообразные формы обучения:

  • игры-упражнения,

  • конкурсы, состязания,

  • сигнальные карточки,

  • игры-путешествия,

  • шутки, курьезы,

  • задание на указание допущенных ошибок и др.

Все эти формы обучения можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность и иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Таким образом, использование презентации на уроке является способом применения наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Презентации могут быть использованы:

  • при объяснении нового материала,

  • при повторении пройденного материала,

  • при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Использование медиапрезентаций оптимизирует деятельность учителя, упрощает подготовку преподавателя к уроку в будущем.

Возможность распечатать необходимые задания решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Кроме презентаций на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ:

  • открытые тестовые системы,

  • оболочки для создания новых тестов или исправления имеющихся.

Такие тестовые задания позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Для учащихся это является хорошим стимулом повышения ответственности при подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения.

Использование ИКТ в проектной деятельности развивает мышления и творческие способности учащихся.

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  1. Для более глубокого восприятия учебного материала;

  2. В проектной деятельности;

  3. В презентационной деятельности;

  4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, исследований;

  5. При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-7 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе Word Pad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся, используют презентации как один из видов защиты своего проекта.

Наиболее интересные презентации или их части включаются в свои уроки учителем.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Хорошим подтверждением эффективности использование ИКТ при создании творческих и исследовательских проектов являются успехи учащихся, работающих под моим руководством.

Использовании средств информационно-коммуникационных технологий:

  1. Создает условия для формирования таких качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность адаптации в условиях информационного общества.

  2. Развивает коммуникативные способности и формирует информационную культуру.

  3. Создает для учащихся условия комфортности на уроках.

Изучение теоретической части многих тем на уроках технологии предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении фартука, о видах фартуков, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются:

  • умения и навыки критического мышления,

  • способности осуществлять выбор и нести за него ответственность,

  • оценивать эффективность информационного поиска,

  • определять объем предлагаемой информации,

  • читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи,

  • формулировать мысли ясно, кратко,

  • излагать мысли в письменном виде,

  • выполнять анализ, сравнение, классификацию.

Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения. При выполнении учащимися заданий найти и обработать информацию по определенной теме, на уроке их обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

Качество образования и психологическое здоровье учащихся зависят от комфортности ребенка в школе.

«Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют".

Существует три структурные составляющие понятия комфортность:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

  • доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его активности.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Для обеспечения интеллектуальной комфортности необходимо:

  • использовать частую смену видов учебной деятельности;

  • использовать не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа);

  • использовать на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора, активный метод, метод направленный на самопознание и саморазвитие);

  • использовать динамические паузы или минуты;

  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  • стимулировать внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

  • поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

  • создавайте ситуацию успеха на уроке;

  • справедливо оценивать ответы учащихся.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутригимназической среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Для определения степени комфортности учащихся на уроке учитель проводит тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Все вышеперечисленные факторы, способствующие развитию активности учащихся при использовании информационных технологий, используются учителем и во внеклассной деятельности, и при работе в качестве классного руководителя. Совместно с учащимися творческой группы «Золушка», учащимися 7, 8, 9-х классов создаются всевозможные отчеты о результатах деятельности, презентации к классным часам (презентации). Кроме этого учащиеся под моим руководством принимают участие в различных онлайн-конкурсах, викторинах, олимпиадах.







статья по теме: «Использование ИКТ на уроках технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
  • Технология
Описание:

Детство современного ребенка в значительной части связано со школой, где он вступает в разные отношения со сверстниками – учениками и с взрослыми людьми – учителями. Проблемы отношений между учениками и учителями всегда актуальны. В наше время они приобретают все большее значение как в связи с усложнением общей ситуации воспитания, изменения ребенка, положения учителя, так и с осознанием и научным осмыслением роли и значения общения и взаимопонимания в развитии растущего человека.

Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на его учебной деятельности. А возможности самого педагога в плане информационной грамотности, его мобильности, гибкости мышления позволяют заинтересовать, повести за собой. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обученности учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я  считаю, что без создания психологического комфорта учащихся на уроке, без использования инновационных технологий  добиться этого трудно.  

В этой статье я попыталась проанализировать правила создания психологического климата в детском коллективе и возможности, которые открываются при использовании на уроках ИКТ.

Автор Солдатова Наталья Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 846
Номер материала 33581
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓