Главная / Начальные классы / Статья по теме "Формирование познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность."

Статья по теме "Формирование познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность."

Формирование познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность

Руденко М.Н.,  учитель начальных классов,   МБОУ «СОШ №35 с УИОП», 

г. Казань, республика Татарстан


Цель педагогической деятельности состоит в обеспечении положительной динамики познавательных способностей у младших школьников в учебно- воспитательном процессе на уроках окружающего мира посредством использования исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

2.Проведение анализа состояния  развития познавательных способностей  у младших школьников в процессе обучения. 

3.Создание дидактических условий, обеспечивающих развитие познавательных способностей в процессе обучения. 

4.Использование проблемного обучения, элементов технологии проектного обучения, технологии сотрудничества.

5.Разработка методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности. 

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; наблюдение; сравнительный анализ; изучение работ творческой деятельности учащихся; создание проблемных ситуаций.

 С этой целью автор подобрал серию нестандартных заданий по предметам, направленных на развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность.

Например, упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

  • «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

-Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов. 

-Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

-Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

-Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

  • «Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик….. 

-Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

-Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

-Что у них общего? Чем различаются?

-Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? 

Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.

-Реши кроссворд.

-Расскажи по схеме о бабочке. 

-Название бабочки.

-Окрас.

-Места обитания.

-Чем питается? различаются? 

-Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

-Какие растения предпочитает?

  Автор работы считает, что  начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.

Для педагога главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Руденко М.Н. убеждена, что для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

- желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);

- оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);

- грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Кроме этого, учитель привлекает к такому виду деятельности родителей обучающихся. 

Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости,  своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями».

Систему организации исследовательской деятельности для развития познавательных способностей младших школьников  педагог представляет в виде схемы:

 

Система организации исследовательской деятельности младших школьников

http://pedagogie.ru/images/300414.jpg.

 

Учитель выделяет три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1.Учитель  ставит проблему и намечает стратегию и тактику

 ее решения; а  решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2.Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3.Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). 

  • Поиск и предложение возможных вариантов  решения. 

  • Сбор материала. 

  • Обобщение полученных данных. Подготовка проекта (сообщение, доклад)

Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации, способы познания – одна из целей обучения. Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью выполнения требований действительности и стандартов обучения.

Организация методики внедрения исследовательской деятельности в процессе познания требует использования приемов и методов, которые применяются в науках естественного цикла – это наблюдения, опыты, знакомство с литературными источниками.

В таблице представлены содержание учебной деятельности и учебный материал, который позволяет реализовать исследовательскую деятельность на уроке.

 

Содержание исследовательской деятельности

Класс

Содержание исследовательской деятельности

Учебный материал

В 1-м классе

1. Знакомство с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «ученый», «исследование», «эксперимент».

2. Учить слушать учителя, выделять главное, вести наблюдение, работать с детскими энциклопедиями, выступать с короткими сообщениями

3. Пользоваться выражениями «на мой взгляд…», «я думаю…», «я считаю…», «я согласен с мнением…».

 

 

 

                                                                

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Опыт  «Свойства снега»

Во 2-м классе

1.Проводить наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств,  фиксация результатов этих наблюдений.

2. Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой .

3. Делать доклады и  сообщения.

4. Формировать умение пользоваться простейшими приборами: часами, бытовыми весами, термометром.

Наблюдение за свойствами различных тел.

Опыты «Свойства воздуха», «Свойства воды»

Практическая работа «Термометр»

В 3-ем классе

1.Расширить представления о важнейших категориях научного познания.

2.Учить планировать и проводить  эксперименты с использованием приборов и оборудования.

3. Фиксировать полученные данные, систематизировать их в виде таблиц, графиков, диаграмм.

4.Делать  выводы и умозаключения.

Исследование свойств почвы

В ходе работы над исследовательским проектом происходит тесное взаимодействие между учителем и школьником. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя – помочь детям в этом.

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.     

                                                                 Сухомлинский В.А.

Статья по теме "Формирование познавательных способностей младших школьников через исследовательскую деятельность."
  • Начальные классы
Описание:

         Цель педагогической деятельности состоит в обеспечении положительной динамики познавательных способностей у младших школьников в учебно- воспитательном процессе на уроках окружающего мира посредством использования исследовательской деятельности.          Для педагога главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации, способы познания – одна из целей обучения. Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью выполнения требований действительности и стандартов обучения.

 

 

Автор Руденко Марина Николаевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 614
Номер материала 5548
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓