Статья
О некоторых проблемах традиционной современной семьи,
об образовании и нравственном воспитании
автор: Мартынов Андрей Валерьевич,
учитель английского языка
МОУ СОШ №1, г. Надым, ЯНАО
2013 г.
«Если бы мы правильно воспитывали наших детей,
в стране было бы меньше тюрем».
(Старая испанская пословица)
Шёл урок в обычной средней школе. Второклассники
старательно выводили буквы в рабочих тетрадях. Учитель спокойно и терпеливо
обходил ряды и старался заглянуть и подсказать что-нибудь каждому. Наконец он
вернулся к своему учительскому столу, положил учебник и решил продолжить
объяснение нового правила, как заметил, что за партой, которая прилегает к его
столу, тихо плачет ученица.
Слёзы катились ручейками по её щекам и капали на парту. Её
сосед продолжал выводить буквы в своей тетради, низко опустив голову.
- Что случилось? – спросил учитель.
Ребята молчали. Девочка, заметив, что на неё обратили
внимание, закрыла глаза своими маленькими кулачками и заплакала еще больше. Её
всхлипывания теперь стали слышны уже всем остальным ученикам, которые подняв
головы от тетрадей, молча смотрели то на учителя, то на одноклассницу.
- Алёна, что случилось? – удивленно переспросил учитель.
- Я… порвала листок… - едва смогла выговорить ученица.
- Какой листок? – учитель в недоумении подошёл к парте
девочки и постарался сам понять, что произошло.
- Вот, – продолжая плакать, Алёна показала пальчиком на
сантиметровый разрыв посередине страницы, где она выводила буквы. - Я не ту
букву написала… и хотела стереть её,… а листок порвался.
Учитель пригляделся к листку повнимательнее и, пытаясь
разобраться в причинах ситуации, всё ещё недоумевая, сказал:
- И что? Какие мелочи! Это же пустяки!
- Меня… мама… убьет, - лишь сумела выговорить, уже совсем рыдая,
ученица.
- За что? – учитель опешил от ответа.
- Она… всегда меня… ремнём бьёт… если я что-то не так
сделаю... А если я порву страницу… говорит… что вообще убьет. – маленькие
кулачки по прежнему не могли остановить ручейки горьких слёз.
В голове учителя после этих слов за пару секунд успели
пролететь и похожие истории из его детства, и сотни мыслей о том, что и как
сказать малышке, чтобы её успокоить и помочь в этой ситуации, и он спокойно и
твёрдо произнёс, положив свою руку на её плечо:
- Не плачь. Мы тебя любим больше всех тетрадок в мире
вместе взятых! Завтра принесем тебе сто штук новых и подарим. Разве может быть
какая-то тетрадка дороже тебя?
Алёна убрала кулачки от заплаканных глаз и внимательно посмотрела
на учителя. Он спокойно стоял рядом и смотрел на неё, стараясь при этом
искренне улыбнуться.
- Ну, веришь? – спросил он её.
- Ты просто не говори своей маме, да и всё. – развернувшись
к девочке сказал сосед по парте.
- Нет, мы не будем никого обманывать. – отреагировал
учитель, - Просто скажи маме, что мы тебя очень любим, что ты у нас одна на
Свете, а тетрадки мы можем покупать хоть каждый день.
Алёна, не отрывая своих больших и красивых глаз от учителя,
перестала плакать и урок спокойно продолжился.
- Ну, как твои дела? – первым делом спросил учитель на
другой день.
- Хорошо. – спокойно ответила девочка.
- Мама ругалась?
- Нет.
- Что-нибудь тебе сказала?
- Ничего. Я ей сказала, что вы меня любите больше тетрадок,
и она ушла на кухню…
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Таких и подобных ситуаций, и даже более сложных и опасных в
наших семьях случается огромное количество постоянно. И только на первый взгляд
в описанной ситуации нет ничего страшного. За детьми, после таких случаев, в
дальнейшем тянется шлейф неудач, и хорошо, если не преступлений. Именно преступлений,
так как пока дети подрастают, они не могут взрослым обидчикам дать отпор, ни
морально, ни тем более физически. Но обиды, накапливаясь в сердце ребенка,
могут вылиться затем либо в суицид, либо в месть. И будет поздно вмешиваться в
ситуацию и стараться помочь.
Поэтому, пока взрослые на
работе, а их дети в школе, учителя должны стараться заменять ученикам родителей.
Такой подход будет не только правильным, но и иметь положительные последствия, как
во внешкольное внеурочное время в отношениях между учителями и учениками, так и
во время занятий непосредственно.
Попробуем представить, что
священнослужитель кричит или ругает своего прихожанина! Это невозможно. Более
того, священнослужитель даже обращается ко всем своим прихожанам только так:
«Сын мой», «Дочь моя». И только так правильно. Такой подход создает очень
благоприятный настрой в отношениях и людям хочется приходить в храм и к священнослужителю
снова и снова.
Давно замечено, что если постоянно говорить кому-то, что он
«глупый», то в конце концов «он» и станет себя вести, как «глупый». Если
ребенок будет слышать только окрики и упреки в свой адрес, то когда вырастет и
у него будет своя семья, тоже будет себя вести так же, потому что другого
отношения он не видел. Потому что не знает, что можно разрешать конфликтные
ситуации иначе. Что вообще все и любые проблемы и вопросы можно решать мирно и
спокойно.
Такие жизненные ситуации в семьях, это итог плохого
взаимодействия между собой и деятельности непосредственно всех государственных
воспитательных и образовательных учреждений, органов власти и опеки, СМИ, и
простого безразличия со стороны взрослых, старших и самих родителей. Почему?
Потому что это именно окружающая среда, которая создана вокруг, это условия
жизни и работы, которые в ней существуют порождают либо монстров, либо создают райские
сады.
Любой ребенок ждет элементарного внимания и уважения к
себе, не говоря уже о любви со стороны родителей. А родители часто просто
загнаны сумасшедшим темпом жизни:
- работа по 12 часов без выходных, чтобы выжить и
заработать на питание, учебу, лечение и одежду, оплату коммунальных услуг;
- бытовые проблемы или неустроенность;
- сложные внутрисемейные отношения, и т.д.
Они-то и рождают вышеописанные ситуации, они то и являются
причиной многих последующих бед и несчастий. Не каждый взрослый может выжить в
таких тяжелых жизненных условиях, не говоря о детях. И, как следствие такой
жизни и работы, стресс, срывы, психоз, болезни и смерть. В итоге ребенок
остается сиротой, хотя и при такой жизни он живет не лучше сироты, т.к.
родителей своих практически не видит.
Что его ждет в дальнейшем и…
Как помочь?
Во-первых, в дополнение к тесному
взаимодействию всех вышеупомянутых структур, в школах необходимо ввести
специальные уроки по психологии, на которых бы специалист описывал ученикам
различные проблемные жизненные ситуации и предлагал находить совместно
правильные выходы из предложенных ситуаций и решения к ним. Такие занятия и
обсуждения могут в конечном итоге сплотить коллектив класса. Могут помочь
одноклассникам обратить внимание на какие либо проблемы их товарища и помочь
ему с ними справляться. И, как итог, помогут и учителям и ученикам правильно и
культурно общаться между собой.
Во-вторых, обязательно нужно
ввести в школах уроки, на которые будут приходить священнослужители и
рассказывать ребятам о культуре религии, о заветах Библии, о том как находить
правильные выходы из различных сложных жизненных ситуаций, как это делает Святейший
Патриарх Московский и Всея Руси господин Кирилл по телевидению.
В-третьих, семьи, у которых
существуют различные проблемы, необходимо периодически посещать, как педагогам
и священнослужителям, так и одноклассникам и, по возможности, организовывать
помощь, как это делалось во времена СССР, когда ребята просто приходили и
помогали по дому, во дворе, ходили за покупками, что-то ремонтировали, гладили
белье и т.д. Взрослые и дети в проблемной семье поймут таким образом, что они
не одни, что они не брошены со своими проблемами один на один, что о них помнят
и беспокоятся другие. Это поможет наладить отношения как в самой семье, так и в
отношениях с другими вне её.
Где и когда берет свои истоки
настоящее образование и воспитание?
Именно в семье, и родители являются первыми педагогами. Семья - это основная
ячейка общества, это первая школа жизни. Именно в семье дети начинают учиться и
понимать истинные человеческие и христианские ценности, которые позволяют им в
дальнейшем мирно сосуществовать. Именно в семье они учатся солидарности между
поколениями, уважению к старшим, к правилам сосуществования в обществе. Если
преподнести образование, как наиболее интересное, но в то же время самое
сложное приключение в жизни, то можно создать дополнительный настрой у ребенка
и помочь ему обрести желание учиться с интересом.
Какое воспитание самое лучшее? Как воспитывать?
Самое лучшее воспитание для любого ребенка – это личный
пример взрослого. Это прописная истина. А нравственное воспитание будет
успешнее тогда, когда оно осуществляется косвенно, не напрямую.
Давайте вспомним, какие ситуации из воспитательного
процесса или обучения нам запомнились лучше всего. Именно те, когда мы и не
подозревали, что сами делали что-то. Учитель рассказал историю и мы задумались.
По ТВ посмотрели фильм, прочитали книгу или стали свидетелями чужого опыта –
снова задумались и сделали выводы. Настоящее воспитание не должно быть
навязчивым и догматичным, тогда оно будет успешно.
Это доказывает лишний раз, что наша нравственность
формируется больше всего в той среде, в которой мы живем, несмотря на
формальное обучение родителями или учителями.
Чтобы нравственному воспитанию быть эффективным, нужно также
учитывать культурные, философские и религиозные факторы, сложившиеся в среде, которые
прямо влияют на нравственное развитие. То, как дети чувствуют добро и зло,
зависит в большей степени от доминирующей культуры общества, выраженной через
средства массовой информации. Эти средства массовой информации пропагандируют
ценности, преподносят взгляды и точки зрения, которые могут подтверждать или
отрицать то, чему учат в семьях, в церкви, или в школе.
На восприятие окружающего мира формирующимся
молодым организмом влияют и множество факторов вне пределов среды и страны, в
которой он живет. И чтобы ребенок не вырос агрессивным по отношению к другим
народам, ему нужно объяснить и он должен научиться понимать, что…
Мир, это не просто подарок. Мир - это действия, которые должны
быть предприняты всеми. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими», написано в священной Библии.
Дети в любом обществе должны хорошо учиться,
чтобы соответствовать ряду социальных норм и ожиданий, если они хотят стать активными
и полезными участниками той или иной культуры.
Они должны расти с четким представлением
о том, что значит быть хорошим человеком, что это влечет за собой. Они должны знать
свои обязанности в группе и обществе в целом. Подготовка детей к своей
моральной ответственности как взрослых, является важной частью образовательного
процесса. Иными словами, нравственное воспитание имеет определенную
неизбежность в этом.
Выводы…
● Таким образом получается, что моральные
ценности главным образом ассоциируются с культурными нравами.
● Нравственное развитие ребенка является
и целью и проблемой практически для каждого родителя.
● Обучение ребенка отличать правильное
от неправильного и вести себя соответственно является целью воспитания.
● Благодарное признание того, что жизнь
есть неоценимый дар, и это понимание в итоге приведёт к открытию собственного
глубокого достоинства и неприкосновенности личности каждым маленьким человеком,
и есть самый важный вывод.
Dear young people, you are
precious gifts for society**.
** Дорогие молодые люди, вы –
бесценные дары для общества.
Прим.: Учитель
английского языка МОУ СОШ №1 г. Надыма, ЯНАО, Мартынов А.В.
Список источников литературы:
1. Беседы о нравственности и религии. – канал
ТВ, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси господин Кирилл,
постоянно.
2. Послание Его Святейшества Папы Римского
Бенедикта XVI в ознаменование празднования всемирного дня мира 1-го января 2012
г. (www.vatican.va).
3.
Речь муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VIII
Мусульманском форуме «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения
и цели», 2012 г., 27 ноября. (www.muslim.ru).
4.
Речь Главного министра Индии, господина Омара Абдуллы, обращенная к
воспитанникам национальных кадетских корпусов о «Дисциплине, нравственном
образовании, помогающим препятствовать молодежи принимать неверные решения», 1
февраля 2010 г. (www.groundreport.com).
5. Кольберг, Лоренс. Эссе на темы о нравственном развитии,
I: Философия нравственного развития: Ступени
нравственного развития и мысли о справедливости. Сан Франциско: Харпер и Роу, 1981.
6.
Пиаже, Дж. Нравственные суждения ребенка. Нью Йорк: Свободная
Пресса, 1965.
7. Пиаже, Дж. (1977). Развитие мысли: Сбалансированность когнитивных
структур. (A. Росин, Транс.). Нью Йорк: Викинг Пресс.
8. Кольберг, Л.
(1981). Смысл и оценка нравственного
развития. Кембридж, Великобритания: Ольгесшлагер,
Гунн и Хэйн.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.