Главная / Музыка / статья по предмету Музыка по теме здоровьесберегающие технологии

статья по предмету Музыка по теме здоровьесберегающие технологии

К проблеме использования здоровьесберегающих технологий
на уроках музыки и пения.


Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы жить «полной» жизнью наслаждаться красотами природы, обучаться, радоваться каждому, он должен быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу , уже имея те или иные заболевания ,часто хронические , и поэтому, сегодня одной из наиболее важных проблем, поставленных пред преподавателями школ, является сохранение здоровья ученику. В настоящие время в деятельности общеобразовательного учреждения основным направлением становится организация здоровьесберегающего учебного процесса. Поэтому в современной школе большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Может ! Многие возразят, что данное направление работы современного учителя музыки обозначено лишь в некоторых программах. Многие преподаватели отмечают ,что в этих программах отведено для снятия нагрузок и восстановления положительных эмоций недостаточно времени. Поэтому поводу необходимо возразить. Дело в том ,что в самом пении и слушании музыки уже обусловлены основные направления здоровьесберегающей системы. Поясняю:

Согласно исследованию ученых , музыкальные паузы, характер звука, громкость влияют на ритм сердца, дыхание , изменяют обмен веществ , состав крови, избавляют от нервных срывов. Доказано, люди, слушающие классическую музыку, живут дольше. Уже много лет врачи всего мира лечат пациентов музыкой, которая, как теперь выяснилось, может не только предупреждать болезнь, но и останавливать её развитие. Связь между музыкой и медициной существует тысячелетия. Например, Пифагор каждый день начинал и заканчивал занятия с учениками пением. Он проводил занятия математикой под музыку, потому что заметил , что она благотворно влияет на интеллект. Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали , что музыка Моцарта положительно влияет на работу головного мозга, успокаивает нервную систему человека, и прежде всего нервную систему ребенка.

Было установлено давным-давно , что существует связь между голосом, любым звуком и здоровьем человека. Дело в том,что разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, по-разному влияют на наше самочувствие. Поэтому при том или ином недомогании можно использовать звуковую терапию. Для этого нужно всего лишь произвести определенные звук. Любое пение базируется на хорошем хоровом дыхании, которое немаловажно для здоровья. Оно помогает нам не только качественно исполнять песни, но и вентилировать, укреплять легкие.

Нужно научить детей, что перед началом пения надо не брать дыхание, а наоборот – выдохнуть. Это дополнительно раскрепощает дыхательную мускулатуру перед пением. Именно в этот момент набирается столько дыхания, сколько реально необходимо для пения. Следить, чтобы во время вдоха дети не поднимали плечи.

Правильный вдох формирируется у детей постепенно. Научить детей анализировать состояние вдоха: сначала раздвигаются в стороны нижние ребра, а затем, по мере тренировки, начинают ощущаться во вдохе и нижней части спины, которая слегка отодвигается назад.

Следующим моментом является сохранение состояния вдоха. Провести ребятам аналогию со спасательным резиновым кругом, который надули и одели на него, это помогает тренировать сохранение «вдыхательной установки», которая организует весь певческий аппарат, полностью подготавливая его к началу фонации. В дальнейшем, по мере тренировки, мы учим первоклассников сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. Правильный вдох организует все, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов. Следить, чтобы у учащихся не были сжаты зубы и была свободна нижняя челюсть. Состояние радостного удивления помогает ученикам сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих «столб дыхания».

Следить, чтобы учащиеся брали дыхания в начале фразы, удерживая его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно формировали гласные звуки. Применяли сравнительный показ педагогам неправильно и правильного исполнения, а затем выполняли упражнения в правильном исполнении. Пришли к выводу, что неправильное дыхание - это форсированный звук. Он является основной причиной порчи голосов.

Для развития дыхания в учебно-тренировочный материал вносить упражнения на пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. Петь один гласный звук на мягкой атаке (а,о,у), затем два и более гласных звуков подряд (аоу, оаи, аэу) не делая паузы между ними, слитно.

Любое дыхательное упражнение способствует снятию напряжения. Предложим некторые из них:

1) "Ладошки": Исходное положение: встать прямо, развернуть ладошки на меня, руки далеко от тела не уводить. Делаем 4 коротких шумных вдоха носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки. Затем выдыхаем и отдыхаем. Начинающим рекомендуется выполнить упражнение с 4 вдохов, затем постепенно увеличивать до 16.

2) "Обнимашки". 4 коротких, шумных вдоха носом с одновременными рывками, не меняя положения рук. Затем выдох.

3) «Свеча». Это упражнение ученику должны помочь сделать родители (поставить зажжённую свечу и наблюдать за тобой).

1.Сделай медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи.

2.Затем снова сделай медленный вдох и подуй на свечу, которую нужно отодвинуть подальше.

3.Снова сделай медленный вдох и выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Голову вперед не тяни.

4.Сидя, сделай быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы она погасла.

5.Отодвинь свечу и, делая быстрый выдох, так же загаси свечу.

6.Поставь свечу еще дальше, сделай выдох и снова загаси свечу.

7.Сделай выдох, а затем вдох и начни выдох на звуке «ф». Щеки не должны надуваться. Выдыхаемая струя должна выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой.

8.Сделай выдох, а затем вдох и начни выдох на четыре звука «ф», «с», «ш», «х».

4) «Львенок греется»

Сделай вдох. Мягким, долгим выдохом, беззвучно произноси слог «ха», погрей последовательно: ладони, локти, плечи, грудь.

5) «Надоедливый комар»

Руки вытяни перед грудью ладонями друг к другу. Вдохни – руки разведи в стороны. Очень медленно выдыхай (чтобы не спугнуть комара), сведи руки, одновременно произнося: «з-з-з», затем сделай резкий хлопок ладонями.

6) «Морж» Плечи расправь. Вдохни. На выдохе произнести пять-десять звуков «ф», затем чередуй звуки «ф» и «в».

7) «Пушинка»

Вдохни. Подуй на пушинку или ватку, произнеси на одном выдохе несколько раз звук «ф». Следи за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя должна выходить только через щель, образованную между зубами и нижней губой.

8) «Розы»

Представь, что у тебя дома стоит в вазе чудесный букет роз. Вдыхай на полуулыбке с удовольствием аромат цветов.

9) «Надуй шарик»

Медленно вдыхай воздух (шарик надувается), ладошки разведи в стороны; медленно выдыхай (шарик сдувается), соединяя ладошки и произнося звук: «с-с-с-с».

Давайте немного распоемся. Напоминаю, что стоять все должны прямо, во время распевания закрытым ртом вы неплотно смыкаете губы, а зубы в это время разжаты. При правильном выполнении упражнения у вас должны щекотать губы. ("ММММ...." - поют закрытым ртом по тонам) Спасибо, ребята.

А теперь споем ряд целительных гласных звуков, которые полезно пропевать 5 раз подряд в течение дня при любых заболеваниях, а также для профилактики. ("АОУИ" - поют на одной ноте)

"ММММ..." - производит эффект на внутренние органы;

"ННННН....." - лечит болезни головного мозга, активизирует интуитивные процессы и творческие способности;

"ВВВВВ...." - исправляет неполадки в нервной системе;

"ЦЦЦЦ....", "КККК....", "ЩЩЩЩ...." - лечат уши;

"ИИИИИ...." - прочищает нос, лечит глаза;

"ЭЭЭЭЭ..." - улучшает работу головного мозга;

"АААА....", "ОООО..." - помогает при заболеваниях сердца;

"УУУУ..." - укрепляет горло и голосовые связки.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "МАНТРЫ". Они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении:

"ОМ" - снижает кровяное давление;

"ПА" - очищает сердце;

"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" - исправляют речь;

"НГОНГ" - лечит гайморит, печень и желудок.

У каждого организма свой ритм. Он определяется конституцией, наследственностью. В зависимости от мелодии, ее темпа и ритма организм по-разному реагирует на музыку. Иногда она может оказаться вредной для здоровья.

Важно привить учащимся любовь к классической музыки, к песне, объяснить что рок- и поп-музыка вредна для человека, поскольку она не развивает ни голосовые связки, ни дыхание человека, а еще и вносит разлад в нервную систему.

Учеными доказано, что у любителей рок-музыки наблюдаются такие симптомы, как: бессонница, неврозы, раздражительности, страхи, агрессия.

* Африканские племена, приводя в исполнение смертный приговор, убивали барабанным боем и криками.

* В средневековом Китае была такая казнь "под колокол", когда осужденного на смерть, приковывали под колоколом и убивали звуковыми колебаниями низкой частоты.

* Использование наушников резко снижает слух.

Правильно подобранная мелодия ускоряет выздоравливание и укрепляет иммунитет. Для того чтобы "лекарство" подействовать. нужно просто захотеть этого.

Учитель музыки «Гимназии № 45»

Липчанская Н.Н.

6



статья по предмету Музыка по теме здоровьесберегающие технологии
  • Музыка
Описание:

Все больше и больше детей приходят в школу , уже имея те или иные заболевания ,часто хронические , и поэтому, сегодня одной из наиболее важных проблем, поставленных пред преподавателями школ, является сохранение здоровья ученику.

В  настоящие время в деятельности общеобразовательного учреждения основным  направлением  становится организация здоровьесберегающего учебного процесса. Поэтому в современной школе большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании.

 

 

Автор Липчанская Наталья Николаевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 7918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓