Главная / Русский язык и литература / Статья по обобщению опыта работы по теме «Развитие орфографической грамотности»

Статья по обобщению опыта работы по теме «Развитие орфографической грамотности»

Развитие орфографической грамотности.

Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка.

Я.К.Грот.

Проблема орфографической грамотности учащихся на всех этапах развития российских школьников была и остаётся одной из центральных проблем обучения русскому языку. Большое внимание уделяет школа формированию навыков грамотного письма учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Основной целью обучения орфографии в школе является вооружение учащихся твердыми навыками орфографически правильного письма, основывающимися на сознательном усвоении и применении на практике системы орфографических правил и на систематически проводимых разнообразных тренировочных упражнениях, имеющих целью автоматизацию навыков орфографически правильного письма. При реализации этой цели современная методика орфография исходит из:

а) принципов русской орфографии в её современном состоянии;

б) особенностей русского языка, которыми определяется или на которых основывается данное орфографическое правило;

в) психофизиологической природы процессов письма и их отношения к процессу речи;

г) психологии учащихся; д) особенностей речи самих учащихся и окружающей среды.

Орфография – это раздел науки о языке, который определяет единообразные способы подачи на письме слов; - это система правил, устанавливающая единообразие написания слов и их форм. Орфография связана со всеми видами речевой деятельности: со слушанием (аудированием), говорением, письмом и чтением. Слушание обеспечивает выработку умения соотносить сильные и слабые позиции звуков – фонематическую идентификацию морфем и предвидеть на основе «звуковых» опознавательных признаков точки применение орфографических правил. Говорение способствует четкому произнесению звуков в определённой последовательности и тем самым препятствует пропуску букв на письме при передачи (кодирование) устного слова с помощью букв. Чтение написанного дает возможность видеть и запоминать графический облик слова. Письмо обеспечивает развитие у школьников умение переводить (через индификацию морфем) звуки устного слова в буквы при написании слова. Все виды речевой деятельности так или иначе являются опорой орфографической памяти пишущего, физиологической основы которой могут быть слух, зрение, речедвижения, моторика мелких мышц руки.

Целями обучения орфографии являются:

1. Доведение до сознания школьников значения орфографии и необходимость овладения ею.

2. Вооружение учащихся необходимыми навыками письма.

3. Формирование потребностей и умения пользоваться орфографическими словарями. Основной целью работы по орфографии в школе является формирование у обучающихся следующих умений:

1)обнаруживать орфограммы в письменном слове и предвидеть орфограммы в устном слове;

2)правильно писать слова с изученными видами орфограмм;

3)обосновывать выбор орфограмм;

4)находить и исправлять орфографические ошибки.

В процессе развития этих умений участвуют все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная и моторная. Зрительное запоминание – мощный фактор обучению правописанию. Он важен не только для тех детей, у которых данный вид орфографической памяти является доминирующим, но и для всех остальных учащихся, у которых преобладают другие виды орфографической памяти. По какому же «проекту» построена русская орфография?

Как известно, в ее основе лежат четыре принципа, каждый из которых предлагает свои способы преодоления возможных затруднений в правописании: морфологический принцип предлагает опираться на произношение звука в сильной позиции, фонетический – на произношение звука как в сильной позиции, так и в слабой позиции, дифференцирующий принцип связывает написание со значением слова или морфемы, традиционный принцип требует запоминания графического облика слова. Русская орфография как совокупность правил распадается на 5 разделов (секторов, частей). Каждый из этих секторов представляет собой систему правил, покоящуюся на определенных принципах. Это:

1)правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слов. Ведущим здесь является морфологический принцип;

2)правила употребления прописных и строчных букв. Здесь действуют семантический принцип (выделяются прописными буквами имена собственные и некоторые др. типы слов) и синтаксический (с прописной буквы пишется начальное слово самостоятельных предложений);

3)правила о слитных и полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях; 4)правила переноса частей слов с одной строки на другую;

5)правила графического сокращения слов. При сокращении учитывается большая информативность согласных звуков и, соответственно, букв.

Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, - опознавательные признаки орфограмм (их можно считать различительными, или, иначе, дифференциальными признаками орфограмм). Более крупные орфографические единицы – орфографические правила. Важнейшим понятием, определяющим сознательное освоение норм правописания, является понятие об орфограмме. Орфограмма – теперь это признано лингвистами – основной объект и теории орфографии, и методики орфографии. Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которые может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный». Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов и т.д. Сфера орфографии – написания, где теоретически возможно несколько вариантов написания, но выбирается один. Кроме очень важного понятия «орфограмма», в методике орфографии выделено еще понятие «варианты орфограммы». Этот термин впервые употребил Н.С.Рождественский , но разработаны варианты орфограмм Н.Н.Алгазиной: «Под вариантом орфограммы условно понимается разновидность орфограммы, имеющая ту или иную особенность (семантическую, фонетическую или грамматическую), в результате которой учащиеся затрудняются применять соответствующее орфографическое правило. Понятие «вариант орфограммы» является принципиально важным. Особенно важно выделить и систематично представить варианты орфограмм при описании трудных случаев орфографии. В последнее время появились ещё новые решения (также очень важные для методики) в трактовке орфограмм. Различают теоретические и практические орфограммы.

Понятие орфограммы является для учащихся сложным, прежде всего в плане его практического освоения. В среднем процент видения орфограмм у учащихся, пришедших в v класс, колеблется от 30-50%. Между тем способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Эту способность в методике русского языка называют орфографической зоркостью. Орфографическая зоркость – это способность определять то место, где письменный знак не определяется произношением. Эта способность должна у учащихся воспитываться. Но возникает вопрос о том, как это следует делать наилучшим образом. Опыт работы по данной проблеме позволяет говорить о наличии двух основных путей решения:

1. Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: «Ищи сомнительные написания», «Отделяй «знаю» от «не знаю». Специальные упражнения и задания («Проверяю себя», подчеркивание или выделение орфограмм в данном тексте, обнаружение орфограмм со слуха) развивают способность видеть «опасные» для написания случаи. «Орфографическая зоркость» учащихся в этом случае, как показывают исследования ( возрастает, но, как правило, количество обнаруживаемых орфограмм не превышает в лучшем случае 80%. 2. Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате ознакомления уч-ся с условиями, определяющими наличие орфограмм. Опираясь на знания условий, при которых написание не определяется произношением, уч-ся обнаруживают орфограммы в 100% случаях. Видимо, понятие об орфограмме формируется более успешно, если опираться не только на интуицию уч-ся, но и вооружить их необходимыми знаниями.

Как обучать русской орфографии? Над этой проблемой билось не одно поколение методистов; занимались ею и лингвисты, и, конечно, психологи. Ведущую тенденцию в методике русской орфографии и психологии её усвоения учащимися составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с помощью правил. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант. В последнее время звучат предложения изучать орфографию группами, т.е. объединять в группы по признакам какой-либо общности. На этом настаивает Скобликова Е.С. (Скобликова Е.С. Обобщающие работы по орфографии.- М.,П. –1994.) У истоков теоретического направления лежит учение М.В.Ломоносова о связи русского правописания с произносительной стороной речи, об опоре его на словообразовательные элементы слов, о важности учета морфологического («словопроизводственного») принципа, обеспечивающего осмысленное отношение к письменной речи (чтению и письму). Эти идеи в середине и во второй половине XIX в. были реализованы в трудах Ф.И. Буслаева и Я.К. Грота. Работы этих ученых (первая методика родного языка и первый свод правил правописания) положили начало интенсивной разработке теоретических и экспериментальных основ методики орфографии.

История методики орфографии знает различные попытки усовершенствования изучения русского правописания в школе. Однако наиболее сильными, плодотворными и очевидными следует признать те из них, которые были связаны с рекомендациями усилить внимание к изучению теоретических основ обучения, учесть специфику самого изучаемого предмета – русской орфографии и построить учебный процесс с опорой на его основные закономерности.

Накопленный за последние десятилетия опыт позволяет утверждать, что орфографическая грамотность учащихся действительна ощутимо возрастает, если ими осознаются важнейшие теоретические положения русской орфографии; сформировано представление об орфограмме как специфично орфографическом явлении в ряду других явлений письма; осознаются основные принципы правописания, на основе которых многочисленные написания и правила формируются в легко обозримые немногие группы; становятся очевидными существующие соотношения между произношением и написанием, между правилами и их «грамматическими обоснованиями».

Каково положение учителя в этом случае?

Прежде всего, учителю, конечно, нужно знать саму науку, уметь сопоставлять различные точки зрения и выбирать среди них такую, которая в большей степени отвечает его собственным взглядам. А главное — не смешивать между собой различные фонемные теории, на которых основывается современная теория орфографии.

Поиски разумного основания в построении национальной орфографии и попытки осмысления основного принципа русской орфографии. Ведь в науке уже давно и активно подчеркивается, что эффективность обучения орфографии зависит от знания и понимания учителем теоретических основ правописания.


Учитель русского языка и литературы

Леонова О.Н.

Статья по обобщению опыта работы по теме «Развитие орфографической грамотности»
  • Русский язык и литература
Описание:

      Проблема орфографической грамотности учащихся на всех этапах развития российских школьников была и остаётся одной из центральных проблем обучения русскому языку. Большое внимание уделяет школа формированию навыков грамотного письма учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом.  

     Как обучать русской орфографии? Над этой проблемой билось не одно поколение методистов; занимались ею и лингвисты, и, конечно, психологи. Ведущую тенденцию в методике русской орфографии и психологии её усвоения учащимися составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с помощью правил. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант.  Статья обобщает мой опыт работы по теме « Развитие орфографической грамотности».

Автор Леонова Оксана Николаевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 669
Номер материала 11609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓