ПРИМЕНЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Грунева З.В.
МОУ «Нижнепенская СОШ» Ракитянского района
Обучение современного ученика
основам музыки и искусства в школе в настоящее время стало намного проще.
Восприятие и усвоение учебного материала детьми происходит в несколько раз
быстрее, они развиваются в мире стремительно развивающейся электронной
культуры. Общение с компьютером значительно расширяет кругозор обучающихся,
информация, полученная из сети интернет, является наиболее наглядной и
запоминающейся, чем книга или наглядные пособия в классе. Задача учителя
состоит в том, чтобы подготовить учащихся к быстрому поиску, восприятию и
обработке больших объёмов информации, а также научить их правильно и быстро
использовать современные средства поиска нужной информации, научить
технологии работы в разных поисковых системах. Поэтому можно твердо
сказать, что изучение и применение компьютерных технологий актуально в практической
деятельности учителя.
Для изучения музыки в обычной
школе выделяется учебным планом один час в неделю в каждом классе. Этот час
позволяет школьникам познакомиться лишь с основными понятиями и основным
содержанием музыкальных произведений, что недостаточно для формирования
разносторонне развитой гармоничной личности. Для решения проблемы усвоения
большего объема информации на уроке, одновременно с повышением интереса,
результативности обучения, очень большую роль в настоящее время играют
современные информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.
ИКТ сочетают в себе много компонентов,
необходимых для результативного обучения школьников: телевизионное
изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает
проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета,
повышает интерес к предмету «музыка».
Использование ИКТ- компонента на уроках
приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию
у большинства учащихся к этим занятиям. На уроках музыки важно применение
следующих электронных ресурсов:
1. Синтезированный зрительный ряд: портреты
композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих
произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки,
современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты
рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного
искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура,
графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и
исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии.
2. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов,
мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;
фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве
композиторов.
3. Анимация: фрагменты мультипликации,
которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
4. Дикторский текст, комментирующий различные
явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся,
направленные на усвоение основных понятий программы.
5. Звуковые фонограммы музыкальных
произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность
школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым
образовательным ресурсом.
6. Литературный ряд: тексты, раскрывающие
содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных
образов, отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке, фрагменты писем,
воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Интерактивные задания для учащихся:
вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление
учебного материала и выполняющие функцию контроля успешности развития музыкальной
культуры школьников, а также участие в дистанционных олимпиадах по предмету,
проведение виртуальных экскурсий.
Для подготовки к урокам музыки также большую помощь
оказывают коллекции дисков CD, состоящих из произведений различных стилей и
жанров: от классики до современной музыки. Музыкальные произведения звучат
качественно, некоторые компьютерные программы дают возможность быстро и
неоднократно найти для прослушивания отдельные музыкальные фрагменты в отличие
от грамзаписи и аудиокассет. Использование готовых программных продуктов можно
начинать даже не с 1 класса, а с дошкольного образования. Использование
музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке, использование
«Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения, создание
мультимедийных презентаций по темам предмета «музыка», участие школьников в
создании музыкальной фонотеки, в проектах по предмету - всё это делает
обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста,
формирует эмоциональное положительное отношение к предмету.
Самый распространенный вид программы, с помощью которой можно
создавать презентации для уроков музыки как учителю, так и обучающимся, это программа
Power Point. Создание презентаций позволяет повысить интерес к изучению
предмета, так как дает возможность учителю и ученику посредством презентации
выразить свои чувства, переживания, особенности восприятия того или иного
музыкального произведения. Создание презентаций позволяет проявить творчество,
индивидуальность, обогатить содержание урока. Презентация позволяет учителю
или ученику иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями,
видеофрагментами, звуковыми фрагментами и т.д. Но для этого на уроке
необходим компьютер, проектор, экран. Презентации используются на любом
этапе урока, восприятие излагаемого материала значительно выше. Программа
Power Point не перегружает зрительное пространство, а использование
гиперссылки позволяет вернуться к любому слайду очень быстро, например, с
целью повторения или напоминания важных моментов темы.
Проектная
деятельность обучающихся предполагает большую и кропотливую научно-исследовательскую
работу, которая позволяет также представить свою работу как индивидуальное
творчество. Этот вид учебной деятельности развивает у ученика логическое
мышление, художественный вкус, а выступления становятся интересными,
впечатляющими. В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт
публичных выступлений, что пригодится в их жизни.
В современных условиях сеть Интернет позволяет
учителю музыки не только быть в курсе музыкальных новостей, подбирать нужную
информацию, но и общаться со своими коллегами по электронной почте, по
скайпу, делясь опытом работы, а также участвовать в различных Интернет-конференциях,
семинарах и форумах.
Возможности использования сети Интернет при
подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на
уроке;
- изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим
указаниям учителя.
При работе с ресурсами сети Интернет учителю
следует проверять достоверность информации, соответствие материала теме
урока и возрастным особенностям школьников.
Многие сайты содержат «минусовки» и
«плюсовки», программы, позволяющие изменять тональность, темп мелодии. Их использование
очень эффективно при проведении уроков музыки, а также во внеурочной
деятельности для подготовки солистов и хора к участию в конкурсах. Большую
возможность имеют учителя музыки скачивать материалы на Интернет-сайтах, где
имеется много статей, разработок уроков, посвящённых музыке. Например,
1.http://www.belcanto.ru/index.html, http://www.classic-music.ru/index.html,
http://x-minus.org/, и другие.
Таким образом,
использование информационно-коммуникационных технологий позволяет изменить учебный
процесс в лучшую сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. В отличие от обычных ТСО ИКТ позволяют обучающимся
не только обогатиться большим количеством организованных знаний, но и
развивать их интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно
приобретать новые знания, использовать различные источники информации. Применение
ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение
интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной
деятельности, реализация творческого потенциала обучающихся, воспитание активности
и самостоятельности, формирование эстетического, эмоционально-целостного
отношения к музыкальному искусству.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.