Познавательный
интерес – как фактор развития активности и самостоятельности на уроках
математики.
Возникновение интереса к математике у
значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее
преподавания. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик
работал активно и увлеченно, и использовать это для возникновения и развития
любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в
подростковом возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или
иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные
стороны математики. А значит, по-прежнему актуален вопрос, как развить у
учеников стремление к знаниям? Им должно быть интересно!
Одним из важнейших мотивов учения школьников
является познавательный интерес. Его необходимо развивать и укреплять и как
важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство
воспитывающего обучения.
Познавательный интерес развивается и
формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Интерес возбуждает такой
учебный материал, который является для ребят новым, неизвестным поражает их
воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его
первый элемент. Учащиеся испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают,
что сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить
тонну зерна и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн зерна.
Но далеко не все в учебном материале может
быть интересно. И тогда чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать
потребность заниматься познавательной деятельностью. Это возможно через разнообразную
самостоятельную работу . Самостоятельно выполненные задании - самый надежный
показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Организация
самостоятельной работы – трудный момент урока. Всегда к ее окончанию, часть ребят
еще не успевают выполнить работу, а ждать их - терять время. Поэтому учитель
начинает проверку самостоятельной работы. И те ученики, которые ее еще не
выполнили, фактически переписывают решения в тетрадь. В итоге в классе
образуется группа учащихся, которая, не справляясь с самостоятельной работой, дописывает
ее во время проверки. Как же научить ученика работать самостоятельно? Учителя
математики для этого используют устный счет, подготовительные упражнения,
карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий,
вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Следующим средством формирования
познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности,
игры, все необычное, неожиданное вызывают у детей живой интерес к процессу
познания, помогают усвоить учебный материал. Игра ставит ученика в условия
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,
ловким, находчивым, уметь четко излагать мысли, выполнять задания, соблюдать
правила игры. Например, на уроках дети любят играть в «Математическое лото»,
где правильность решения задания, проверяется составлением картинки. Этот
элемент привносит новизну, зажигая огонек в глазах детей.
Игра «Юный художник» помогает не только
усвоить тему «Координатная плоскость», но и развивает творческое воображение.
При проведении устного счета провожу игу
«Зарядка» которая является и игровым моментом, и физ.минуткой, и закреплением
навыков устного счета.
Еще одним важным средством активизации
деятельности является мотивация. Она дает возможность увидеть причины,
побуждающие поступать так, а не иначе, помогает найти пути решения,
способствует пониманию поставленной задачи. Например, при прохождении темы
«Признаки делимости» я говорю ребятам, что могу мгновенно ответить, делится ли
их многозначное число на 2, 3, 5, 9, 10, и предлагаю им это проверить. Когда же
они удивлены этим угадыванием и тоже хотят научиться, приступаем к изучению
темы «Признаки делимости». Через создание проблемной ситуации, создается условие
для мотивации достижения цели.
В силу некоторых особенностей, нашим детям
тяжело запомнить новые правила, а выучив – трудно их применять при решении.
Гораздо легче усвоить ход решения, если его связать с жизнью. В 5 и 6 классе
детям трудно решать уравнения вида ах+в=с. Поэтому для их решения использую понятие
«клубочек». Решение уравнения – это разматывание «клубочка». В 7 классе
использую другой подход. При переносе слагаемых ребята часто теряют знак.
Предлагаю под «=» подразумевать границу нашей страны. Чтобы поехать за границу
нам надо поменять российский паспорт на заграничный. Решая уравнение, нужно
следить « едет ли слагаемое за границу», значит надо поменять знак, или только
поменяло место жительства в стране, надо сохранить знак.
Существует ряд других способов активизации
деятельности учащихся на уроке и все они направлены на то, чтобы сделать
процесс обучения желанным.
«Лучше усваиваются те знания , которые
поглощаются с аппетитом.»
Анатоль
Франс
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.