Главная / Логопедия / Статья по логопедии "Артикуляционная гимнастика"

Статья по логопедии "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 


Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери, —

Если будете стучать —

Звери могут зарычать:

Р-р-р-р-р-р-р…

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестренка ее Лада

Урожаю очень рада.

С - протяжный,

Ц - короткий,

С - свистящий, настоящий,

Ц - какой-то весь цедящий,

С - протяжный,

Ц - взрывной:

Ты не путай их, друг мой.

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится


  Дыхательное упражнение :"Футбол"

Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко выдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф- тихонько вдыхаем
Мяч в ворота забиваем.
    

   Упражнение: "Показать язык"
Язык наш нужно показать,
Сначала зубкам волю дать.
Та-Та-Та ( покусать кончик язычка)
Заморились уже зубы,
Пусть язык покажут губы.
Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка)

   Упражнение " Лопатка"
Пусть язык наш отдыхает
Пусть немного подремает.
(счет до 10, язык расслаблен)
   

   Упражнение " Вкусное варенье"
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
   

   Упражнение " Лошадка"
Будто в цирке выступает.
Конь подковами играет
Ты не бойся и смелей,
Запрягай его скорей.
   

   Упражнение " Жабка"
Тянет губы до ушей
Хоть завязочки пришей.
У нее смешнющий вид, всех лягушка веселит.
   

   Упражнение " Гармошка"
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем.
Очень здорово играем


Сказка о веселом язычке.


Рот — домик, губы — двери.

 А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

 Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)
 

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Чередуем  Упражнения «Часики», «Змейка».)
 

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
 

На крылечке полежал,

 На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка»-расслабленный язычок лежит на нижней губе, «Качели»- поднимаем язычок поочередно к носу, к подбородку.)
 

Поспешил к себе во двор,

 Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик »-широко улыбаемся, зубки ровные и сомкнутые.)
 

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
 

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр»-проводим язычком по нижним, затем по верхним зубам, как бы крася их.)
 

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка»-цокаем язычком, «Гармошка»-присасываем широкий язычок к небу и открываем-закрываем рот, «Футбол»-касаемся напряженным язычком внутренней стороны обеих щек поочередно.)
 

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

 Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка»-упираем язычок в нижние зубки, спинка язычка стоит горкой, «Лопаточка»-расслабленный язычок лежит на нижней губе.)
















Артикуляционная гимнастика «Лягушка».


C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-679 - копия.jpg

Артикуляционная гимнастика «Слоник».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-679 - копия (2).jpg







Артикуляционная гимнастика «Трубочка».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-679.jpg

Артикуляционная гимнастика «Киска».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-683 - копия - копия.jpg







Артикуляционная гимнастика «Грибок».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-700.jpg




Артикуляционная гимнастика «Качели».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-704.jpg

Артикуляционная гимнастика «Киска».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-706.jpg







Артикуляционная гимнастика «Чашка».





C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-707.jpg

Артикуляционная гимнастика «Лошадка».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-708.jpg





Артикуляционная гимнастика «Барабан».



C:\Users\гульнара\Desktop\гуля\2014-11-07-709.jpg

Статья по логопедии "Артикуляционная гимнастика"
  • Логопедия
Описание:

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношенрия звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекциинарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировкиподвижности органов артикуляционного аппарата.

Как правило упражнять , упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех , которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Автор Зарединова Гульнара Валерьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 52886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓