Главная / Логопедия / Статья по логопедии на тему "Гигиена голоса педагога"

Статья по логопедии на тему "Гигиена голоса педагога"

Гигиена голоса педагога.

Мехрякова Т. И., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 34», г.Кунгур


Проблема развития голоса педагогов в последнее время приобретает всё большее социальное значение, так как заболевания голосового аппарата у представителей данной профессии встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Важно поддерживать постоянно голосовую форму. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.

Для того, чтобы голос сохранился педагогам нужно избегать факторов, которые могут увеличить вероятность развития охриплости голоса:

  • стресс;

  • инфекции горла;

  • нейтрализовать фоновые шумы (это могут быть мобильные телефоны);

  • стараться не повышать голос, не говорить слишком много, без необходимости;

  • использовать для привлечения внимания учеников не собственный голос, а колокольчик, заранее записанное аудио-объявление, и др; 

  • пить побольше жидкости; 

  • носить одежду, которая не сдавливает горло и живот.


Предлагаю несколько практических упражнений для тех, кто решит работать над развитием своего голоса.


Упражнения для развития правильного речевого дыхания.


  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

  • Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...


Упражнения для развития силы голоса.


Произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

  • гудит пароход, который находится далеко в море;

  • гудит пароход, который стоит у причала;

  • свистит паровоз, который подходит к станции;

  • свистит электричка, которая проносится мимо станции.


Упражнения для тренировки умения менять высоту голоса.

Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности.

Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса можно выполнять следующие упражнения:

  • "Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

  • "Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж:седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

Упражнения для тренировки темпа речи.

Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи будет полезен следующий комплекс:

Прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

  • вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.

  • вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.

  • вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.

  • вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

  • поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:

  • прибавляет ход: туктуктуктуктук:

  • мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:

  • замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:

Упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи.

Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Далее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи.

  • Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

    • Собирала Маргарита маргаритки на горе?

  • Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался:

    • Колокольчики мои,

    • Цветики степные!

    • Что глядите на меня,

    • Темно-голубые?

    • И о чем звените вы

    • В день весёлый мая,

    • Средь некошеной травы

    • Головой качая?

А. Толстой.

  • Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения:

    • "Уля ли я ли? Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?".

Психологические упражнения для развития голоса.


 В процессе выполнения данных упражнений у вас разовьется более приятный голос, улучшится общее самочувствие, будет совершенствоваться и ваша личность.

 

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

 Эта последовательность не случайна. Вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

3. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

 

После нескольких недель тренировки тембр вашего голоса изменится, голос вцелом существенно улучшился, исходящее от вас харизматическое излучение станет более интенсивным, вы будете говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

В  результате выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Работа над своим голосом - это работа над собой!

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Предложенный комплекс упражнений поможет педагогам совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.


Статья по логопедии на тему "Гигиена голоса педагога"
  • Логопедия
Описание:

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов

 основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. Красивый голос необходим представителям многих профессий, в том числе и учителям, воспитателям. В статье предлагаются практические упражнения для совершенствования голосо - речевых возможностей педагогов.

Автор Мехрякова Татьяна Ивановна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 689
Номер материала 12238
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓