Роль
логоритмических занятий в развитии детей
раннего возраста.
Наблюдая
за детьми второго и третьего года жизни, можно заметить, что они любят
ритмические движения и звуки (покачивания, постукивания в определенном темпе,
потряхивание коляски), им доставляет огромное удовольствие производить
многократно одно и тоже действие или движение – выбрасывать игрушку из манежа,
ударять палочкой по барабану, стучать молоточком по втулкам, топать ножкой,
бегать.
На
втором году жизни возможности понимания речи ребенка значительно расширяются, но любовь к ритмичности,
повторяемости сохраняется. Малыш предпочитает стихи прозе, обожает
сказки и рассказы с циклическим содержанием - «Репка», «Колобок», «Теремок».
Работая с детьми раннего возраста, имеющими проблемы речевого
развития, было
отмечено нарушение движений, несформированность произвольных движений.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше
развивается его речь. Взаимосвязь
общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших
ученых, таких, как И.П.Павлов, А.Л.Леонтьев, А.Р. Лурия. когда ребенок
овладевает двигательными умениями и
навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит
при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища,
рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов:
губ, языка, нижней челюсти.
Краткая оценка психомоторного развития.
1) подвижность
нервных процессов остается плохо развитой- ребенок испытывает трудности при
переключении на другой вид деятельности, не может адекватно реагировать на
запреты;
2) для выработки определенного навыка
и умения ему по-прежнему требуется многочисленное повторение материала;
3) позднее
развитие фразовой речи;
4) нарушение
пространственной ориентировки;
5) скудный
словарный запас;
6) низкая
познавательная активность;
7) полиморфное
нарушение звукопроизношения;
8) в этот
период проявляется кризис «Я сам».
Причиной
задержки является недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые
месяцы жизни, подверженность к
детским и простудным заболеваниям; среди неврологических синдромов у детей
наиболее частыми являются следующие:
- синдром
повышенного внутричерепного давления;
- СДР характеризуется изменениями
мышечного тонуса, координации движений;
- церебрастенический
с-д проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной
неустойчивости.
Многие
дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, указанные нарушения
обычно сочетаются с недостаточностью фонематического
восприятия. Незрелость эмоционально- волевой сферы у этих детей
сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью,
иногда двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью, нередко с
чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу
эйфории.
Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная
тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети
обычно вялы и безынициативны,
бездеятельны.
Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми
раннего возраста можно
выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи:
-
укрепить костно-мышечный аппарат;
-
изменить общую реактивность организма;
- разрушить патологические,
динамические стереотипы, способствует формированию
двигательных кинестезии (кинестезии - ощущение движения и положения
частей собственного тела), пространственно-временных представлений и развивает
способность произвольно передвигаться в пространстве. Опосредованно данная
система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого
дыхания, развития орального праксиса (т.е. способность запоминать движения в
целом и использовать его в случае необходимости); укрепления мимической
мускулатуры, формирование фонематической системы, развития темпо-ритмических и
мелодико-интонационных характеристик речи,
умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму.
Между
тем известно, что речь способствует формированию произвольной организации всех
высших психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и
поведение.
С позиции уровневой организации деятельности человека,
принятых в нейропсихологии,
этому должно способствовать:
- на нейрофизиологическом уровне - формирование
межполушарных взаимодействий;
- на сенсомоторном уровне - овладение
ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;
- на деятельностном
уровне - овладение комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями
речи.
Опыт практической работы позволяет интегрировать данные
уровни в систему работы по развитию речи, используя, в частности, средства
логоритмической ритмики.
Задачи логоритмики соотносятся со следующими основными
направлениями работы по нейропсихологической коррекции детей раннего возраста:
- развитие речедвигательного
анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на
основе совершенствования уровня общих движений;
- формирование
навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний
путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
- развитие
основных психических процессов (восприятие, внимание, память) и пространственных
представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Достижение
целей логопедической и фонетической ритмики и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих
принципов:
- принцип опережающего
подхода, необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими
отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного обучения- с
другой;
- принцип развивающего обучения
(основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»,
заключающегося в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
- принцип полифункционального
подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного
логоритмического занятия;
- принцип сознательности и активности детей
(перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт);
принцип
доступности, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей;
- принцип постепенного повышения
требований, т.е. содержание занятий изменяется
по мере поэтапного усложнения речевого материала;
- принцип
наглядности (включение всех анализаторов: зрительных, тактильных, слуховых).
Проведение
данного вида работы с детьми раннего возраста способствует предотвращению дальнейшего развития той или иной
речевой патологии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.