Главная / Логопедия / Статья по коррекционной работе с детьми раннего возраста "Роль логоритмических занятий в развитии детей раннего возраста"

Статья по коррекционной работе с детьми раннего возраста "Роль логоритмических занятий в развитии детей раннего возраста"

Роль логоритмических занятий в развитии детей

раннего возраста.

Наблюдая за детьми второго и третьего года жизни, можно заметить, что они любят ритмические движения и звуки (покачивания, постукивания в определенном темпе, потряхивание коляски), им доставляет огромное удовольствие производить многократно одно и тоже действие или движение – выбрасывать игрушку из манежа, ударять палочкой по барабану, стучать молоточком по втулкам, топать ножкой, бегать.

На втором году жизни возможности понимания речи ребенка значительно расширяются, но любовь к ритмичности, повторяемости сохраняется. Малыш предпочитает стихи прозе, обожает сказки и рассказы с циклическим содержанием - «Репка», «Колобок», «Теремок».

Работая с детьми раннего возраста, имеющими проблемы речевого развития, было отмечено нарушение движений, несформированность произвольных движений.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.Л.Леонтьев, А.Р. Лурия. когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Краткая оценка психомоторного развития.

1) подвижность нервных процессов остается плохо развитой- ребенок испытывает трудности при переключении на другой вид деятельности, не может адекватно реагировать на запреты;

  1. для выработки определенного навыка и умения ему по-прежнему требуется многочисленное повторение материала;

  2. позднее развитие фразовой речи;

  3. нарушение пространственной ориентировки;

  4. скудный словарный запас;

  5. низкая познавательная активность;

  6. полиморфное нарушение звукопроизношения;

  7. в этот период проявляется кризис «Я сам».

Причиной задержки является недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые месяцы жизни, подверженность к детским и простудным заболеваниям; среди неврологических синдромов у детей наиболее частыми являются следующие:

- синдром повышенного внутричерепного давления;

- СДР характеризуется изменениями мышечного тонуса, координации движений;

- церебрастенический с-д проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия. Незрелость эмоционально- волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны.

Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми раннего возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи:

  • укрепить костно-мышечный аппарат;

  • изменить общую реактивность организма;

- разрушить патологические, динамические стереотипы, способствует формированию двигательных кинестезии (кинестезии - ощущение движения и положения частей собственного тела), пространственно-временных представлений и развивает способность произвольно передвигаться в пространстве. Опосредованно данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса (т.е. способность запоминать движения в целом и использовать его в случае необходимости); укрепления мимической мускулатуры, формирование фонематической системы, развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму.

Между тем известно, что речь способствует формированию произвольной организации всех высших психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение.

С позиции уровневой организации деятельности человека, принятых в нейропсихологии, этому должно способствовать:

  • на нейрофизиологическом уровне - формирование межполушарных взаимодействий;

  • на сенсомоторном уровне - овладение ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;

  • на деятельностном уровне - овладение комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями речи.

Опыт практической работы позволяет интегрировать данные уровни в систему работы по развитию речи, используя, в частности, средства логоритмической ритмики.

Задачи логоритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции детей раннего возраста:

- развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

- формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

- развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, память) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Достижение целей логопедической и фонетической ритмики и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного обучения- с другой;

  • принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающегося в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;

  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного логоритмического занятия;

  • принцип сознательности и активности детей (перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт);

принцип доступности, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей;

- принцип постепенного повышения требований, т.е. содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала;

- принцип наглядности (включение всех анализаторов: зрительных, тактильных, слуховых).

Проведение данного вида работы с детьми раннего возраста способствует предотвращению дальнейшего развития той или иной речевой патологии.


Статья по коррекционной работе с детьми раннего возраста "Роль логоритмических занятий в развитии детей раннего возраста"
  • Логопедия
Описание:

Работая много лет в доме ребёнка, я могу сказать, что очень важную составляющую процесса развития речи детей раннего возраста составляют логоритмические занятия. Детям очень нравятся ритмичные звуки и, если применять этот приём в сочетании с разными сказками, потешками, поговорками, пестушками, то можно добиться некоторых сдвигов в речевом развитии детей. Преимущественно ярко это проявляется на втором и третьем году жизни детей. В предлагаемой статье кратко описан опыт работы по применению логоритмических занятий в работе с детьми раннего возраста.

Автор Бекпаева Кульпаш Сагындыковна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 683
Номер материала 4776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓