Главная / Логопедия / Статья по коррекционной работе с детьми младшего возраста "Пальцы помогают говорить"

Статья по коррекционной работе с детьми младшего возраста "Пальцы помогают говорить"

Пальцы помогают говорить.


Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

К примеру, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение не только площади двигательной проекции кисти руки, но и совершенствование речи у людей.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Многие приемы из наиболее простых оказались очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски газету - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, играть во вкладыши. Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц. Завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Можно изготовить игрушки такого типа: бабочку или птицу из однотонной толстой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон нужно укрепить так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

Даже если речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.


Пальчиковая гимнастика.


Пойка- напевайка

Десять птичек стайка

Эта птичка- соловей,

Эта птичка- воробей,

Эта птичка совушка- сонная головушка,

Эта птичка- свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка- скворушка, серенькое перышко,

Это- зяблик, это- снегирь,

Это- развеселый чиж,

Ну а это злой орлан

Птички, птички- по домам.


Наши алые цветочки распустили лепесточки

Ветерок чуть дышит лепестки колышет.


Замок.

На двери висит замок

(ритмичные, быстрые соединения 2 рук в замок)

Кто открыть его бы мог?

Постучали,

(пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

Покрутили,

(движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Потянули

(пальцы в «замке», руки тянуть в разные стороны)

И открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны)


Коза и козленок.

Идет коза рогатая,

(указательный палец и мизинец - вверх, остальные

прижаты к ладони, большой палец сверху)

Идет коза бодатая. (то же руку наклонить)

К ней козленочек бежит (указательный и мизинец согнуты)

Колокольчиком звенит

(пальцы соединены в щепотку, опущены в низ)





«Ежики»

(сначала по одному)

Спит - проснулся - потянулся - встал - побежал - вернулся - лег - свернулся - уснул.



Зайцы

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другою сосной Скачет зайка второй

указательный и средний пальцы правой руки

вверх, остальные выпрямлены и соединены

ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы

широко расставлены

то же с другой рукой

левая рука также как делала правая на первой

строчке




Цветок

Вырос высокий

цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести и легка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе -врозь

ладони опускаются вниз и тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести.


Статья по коррекционной работе с детьми младшего возраста "Пальцы помогают говорить"
  • Логопедия
Описание:

По долгу своей работы мне нужно много и часто заниматься с детьми в плане развития речи. В наш дом ребёнка попадают разные дети. У многих из них речь либо не развита в силу очень раннего возраста, дети сами просто маленькие (некоторые поступают прямо из родильных домов), либо плохо развита.

Уже давно замечено, что есть взаимосвязь между развитием мелкой моторики руки и развитием речи. Поэтом в работе с детьми помимо артикуляционной гимнастики я обязательно применяю пальчиковую гимнастику. Детям очень нравится работать с пальчиками и произносить при этом забавные короткие и простые детские стишочки.

В предлагаемой статье я немного описываю практику своей работы с детьми. Очень хочется, чтобы детки могли говорить чисто, хорошо, правильно. В этом существенную помощь оказывает применение вкупе как артикуляционной, так и пальчиковой гимнастики.

Автор Бекпаева Кульпаш Сагындыковна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 551
Номер материала 4772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓