Организация
исследовательской работы студентов –
важное
условие формирования их общих компетенций.
Горяйнова
Н.Н.- преподаватель математики
филиала
ГБОУ РХ СПО ЧГСТ, г. Абаза.
Профессиональные
стандарты нового поколения ставят перед педагогами задачу- формирование у студентов
общих компетенций.В филиале ГБОУ РХ СПО ЧГСТ для решения этой задачи большое
внимание уделяется обучению студентов навыкам исследовательской работы. Данное
направление развивается с 2006 года, когда были разработаны соответствующие
локальные акты, традиционными стали студенческие конференции. Ежегодно лучшие
исследовательские работы представляются на городских и республиканских
мероприятиях. Такая форма организации познавательной деятельности эффективна не
только при изучении дисциплин, но и во внеклассной работе.
Год 2014 в нашей
стране был объявлен Годом культуры, поэтому воспитательная работа в группе
первого курса «Мастер отделочных строительных работ», где я – классный
руководитель, была спланирована с учетом этого важного события. Изучив
интересы студентов, пришла к выводу, что необходимо организовать работу по
изучению российских народных ремесел. Эти знания важны не только для роста профессионального
мастерства, но и повышению общекультурного уровня будущих мастеров отделочных
строительных работ. Вместе с ребятами мы подготовили серию классных часов об
истории развития Хохломы, Жестовских подносов, Дымковских игрушек, Палехского
искусства, Гжели, Вологодских кружев; узнали много интересного о матрешках,
кузнечном деле, изделиях из бересты, резьбе по дереву и Павлово-Посадских
платках. Возник естественный вопрос: «Есть ли у нас в Абазе мастера,
занимающиеся традиционными российскими ремеслами?». Так появилась тема для
исследовательской работы: «Развитие традиционных Российских народных
ремесел в городе Абаза».
Цель
работы–
Узнать, как развиты народные ремесла в нашем городе, познакомиться с мастерами,
способствовать популяризации их мастерства среди студентов.
Задачи были
сформулированы следующие:
1) Изучить
традиционные ремесла Российского народа.
2) Найти
жителей нашего города, занимающихся народными ремеслами. Познакомиться с ними и
их работами.
3)
Обобщить
и проанализировать собранный материал.
Была сформулирована гипотеза, студенты
предположили, что в таежном регионе, где расположен наш город, где издавна
добывают железную руду, могут развиваться народные промыслы, связанные с
обработкой железа и древесины.
Методика
исследования
была избрана простая: группа студентов посетит организации, которые могут
располагать информацией о мастерах различных ремесел – администрацию города,
ЦДТ, общество инвалидов, магазин сувениров и некоторые предприятия. Для
знакомства с этими людьми, их можно пригласить в техникум или же посетить
мастерские. После каждой встречи делать фотоотчёт, вести дневник, для изучения
отдельных вопросов использовать опрос жителей города. Вся работа включала 4
этапа: организационный, информационный, практический и аналитический.
В группу вошли 5
студентов, которым действительно стало интересно изучать этот вопрос. Был
составлен план действий для реализации поставленных задач.
Затем обобщили знания о
традиционных ремеслах российского народа, оформили стенд, нашли ответы на
интересующие вопросы. А вопросов было не мало, например, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Было
много неясного по истории, географии, материаловедению.
На этапе знакомства с абазинскими мастерами
было много интересных встреч. Чтобы правильно оценить настоящее, студенты
решили начать с истории города. Для этого посетили краеведческий музей. Узнали
о том, как возник и развивался рудник, как жили наши предки.
Затем стали знакомиться с мастерами-
ремесленниками, проживающими в Абазе. За короткий срок мы узнали 7 человек
занимающимися традиционными в России ремеслами - резьбой по дереву,
изготовлением изделий из бересты, лозы, росписью по дереву, кузнечным и
ювелирным делом, изготовлением музыкальных инструментов. Мастерство этих людей
общепризнано, их работы отмечены многими российскими и международными
наградами.
Для изучения рукоделия в нашем городе,
студентами был проведен опрос женщин в возрасте от 18 до 70 лет, оказалось, что
самым распространенным является вязание на спицах, совсем отсутствует
ткачество.
Гипотеза ребят подтвердилась, наиболее
распространены в Абазе ремесла, связанные с деревообработкой. Не оправдалась
же гипотеза о развитии в Абазе кузнечного дела. Распространенным оказалось в
Абазе вязание на спицах среди женщин Абазы.
Самым ценным в этой работе стало то, что
студенты узнали много нового и интересного о традиционных Российских ремеслах,
прикоснулись к творчеству замечательных земляков, научились работать в
команде, обобщать собранный материал. С большой ответственностью готовились к
конференции, делали презентацию. Решением комиссии нашей работе было присуждено
1 место.
В процессе выполнение исследовательской работы студенты
получали большой коммуникационный опыт работы в команде, учились планировать,
анализировать, оформлять результаты.
Несомненно, такая
форма работы помогает формировать у будущих квалификационных рабочих общие
компетенции, сформулированные в ФГОС: организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать
рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Студенты учатся осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения задач; использовать информационно-коммуникационные технологии. Все
это позволяет в целом повышать качество профессионального образования.
Формирование
общих компетенций студентов в процессе внеклассной работы.
Горяйнова
Н.Н.- преподаватель математики.
Профессиональные стандарты
нового поколения ставят перед педагогами задачу- формирование у студентов
общих компетенций.
В 2013-2014
учебном году воспитательная работа в группе была направлена на формирование у
студентов умения организовывать собственную деятельность, анализировать
рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль своей работы, давать
оценку и коррекцию, нести ответственность за её результаты. При этом научить их
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач,
проводить презентацию результатов своей деятельности.
Наиболее
результативными оказались такие формы работы как вовлечение студентов в
исследовательскую работу и участие их в интернет - олимпиадах.
Год 2014 в нашей
стране был объявлен Годом культуры, поэтому воспитательная работа в группе №2
«Мастер отделочных строительных работ», была спланирована с учетом этого
важного события. Изучив интересы студентов, пришла к выводу, что необходимо
организовать работу по изучению российских народных ремесел. Эти знания важны
не только для роста профессионального мастерства, но и повышению
общекультурного уровня будущих мастеров отделочных строительных работ. Вместе с
ребятами мы подготовили серию классных часов об истории развития Хохломы,
Жестовских подносов, Дымковских игрушек, Палехского искусства, Гжели,
Вологодских кружев; узнали много интересного о матрешках, кузнечном деле,
изделиях из бересты, резьбе по дереву и Павлово-Посадских платках. Возник
естественный вопрос: «Есть ли у нас в Абазе мастера, занимающиеся
традиционными российскими ремеслами?». Так появилась тема для исследовательской
работы: «Развитие традиционных Российских народных ремесел в городе
Абаза».
Вся работа
включала 4 этапа: организационный, информационный, практический и
аналитический.
В группу вошли 5
студентов, которым действительно стало интересно изучать этот вопрос. Был
составлен план действий для реализации поставленных задач.
Затем обобщили знания о
традиционных ремеслах российского народа, оформили стенд, нашли ответы на
интересующие вопросы. А вопросов было не мало, например, что означают слова «промысел» и «ремесло»?
Было много неясного по истории, географии, материаловедению.
На этапе знакомства с абазинскими
мастерами было много интересных встреч. Чтобы правильно оценить настоящее, мы
решили начать с истории города. Для этого посетили краеведческий музей. Узнали
о том, как возник и развивался рудник, как жили наши предки.
Затем стали знакомиться с мастерами-
ремесленниками, проживающими в Абазе. За короткий срок мы узнали 7 человек
занимающимися традиционными в России ремеслами - резьбой по дереву,
изготовлением изделий из бересты, лозы, росписью по дереву, кузнечным и
ювелирным делом, изготовлением музыкальных инструментов. Мастерство этих людей
общепризнано, их работы отмечены многими российскими и международными
наградами.
Для изучения рукоделия в нашем городе,
студентами был проведен опрос женщин в возрасте от 18 до 70 лет, оказалось, что
самым распространенным является вязание на спицах, совсем отсутствует
ткачество.
Самым
ценным в этой работе стало то, что студенты узнали много нового и интересного о
традиционных Российских ремеслах, прикоснулись к творчеству замечательных
земляков, научились работать в команде, обобщать собранный материал. С большой
ответственностью готовились к конференции, делали презентацию. Решением
комиссии нашей работе было присуждено 1 место.
В процессе выполнение исследовательской работы
студенты получали большой коммуникационный опыт работы в команде, учились
планировать, анализировать, оформлять результаты, выступать перед аудиторией.
Бондаренко И.и Токарев А. с этой работой приняли участие в Пермикинских чтениях
в городском музее. Так же свою работу мы представили в «Техникуме коммунального
хозяйства и сервиса» в г. Абакане на конференции «Реальная практика
образования: открытый опыт», где она была отмечена жюри и данный опыт
опубликован в брошюре по результатам конференции.
В 1 полугодии мы попробовали принять участие во Всероссийской
интернет - олимпиаде (гр. №4) по математике проекта «Инфоурок», в результате
заняли 2 вторых места (Синкина Л, Падерин А.).
Во 2 полугодии для студентов гр. №2 было
организовано участие в международном интеллектуальном интернет - марафоне
«ЭДУКОН», желающих оказалось 10 человек. Ребята искали ответы на вопросы из
разных областей знаний. В результате набрали много очков и заняли два вторых и
два третьих места.
Считаю, что
подобная работа позволяет формировать не только общие компетенции, но и в целом
повышать качество профессионального образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.