Главная / Химия / Статья по химии "Применение системно-деятельностного подхода на уроках химии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся"

Статья по химии "Применение системно-деятельностного подхода на уроках химии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся"

Сидорова Галина Алексеевна

учитель химии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области

«Применение системно – деятельностного подхода на уроках химии».


Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Сегодня в нашей стране происходят большие изменения в системе образования. Введение в школах Федерального государственного образовательного стандарта влечет за собой изменения в системе образования.

В его основе лежит система деятельностного подхода, который включает:


-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;

-ориентацию на результаты образования, что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.

Актуальной является необходимость реализации системно – деятельностного подхода, связанного с существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка.

Причины, лежащие в основе системно – деятельностного обучения:

- различие уровня умственного развития обучающихся (репродуктивный, конструктивный, творческий);

- низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

- низкий уровень мотивации учения.


На сегодняшний день предмет химия, как и профессии, связанные с химией не пользуются большой популярностью среди учащихся и их родителей. Практика показывает, что обучающиеся все реже проявляют интерес к процессу познания. У большинства из них нет стойкого интереса к учёбе, некоторые не готовы к освоению такой трудной учебной дисциплины как «Химия» и относят ее к нелюбимым предметам.


Успешность обучения детей в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление их здоровья зависит от правильной организации учебного процесса. Поэтому перед автором встала задача: как организовать учебный процесс, чтобы совершенно разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили, а в лучшем случае укрепили физическое и психическое здоровье.

Условием сохранения и укрепления здоровья школьников является обучение их с учетом возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается благодаря использованию дифференцированного подхода к созданию условий для развития личности. Ученика надо «научить учиться». 


Деятельностный подход меняет привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Учитель не преподносит знания в готовом виде, а руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Достоинство этого способа обучения состоит в том, что снимается психологический дискомфорт учеников: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, повышает мотивацию обучения, и в некоторой степени решается проблема неуспеваемости. Поэтому задача сохранения здоровья обучающихся и повышения их успеваемости, может быть решена на основе изучения их индивидуальных особенностей и организации системно – деятельностного подхода к обучению.

Системно – деятельностное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются условия для их развития.

Здоровье – главная потребность любого человека. В педагогике выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно связаны между собой. В результате психолого-педагогических  исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей.

На уроке учащиеся учатся овладевать универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного усвоения новых знаний. Среди естественнонаучных дисциплин, предмет химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных и практических работ) обладает большим потенциалом.

На уроках химии школьники учатся: планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивают научные методы познания. Они учатся работать с различными источниками информации (специальными текстами, разделами учебника, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.).


Формы работы обучающихся на уроке: индивидуальная, парами и в группах.

При подготовке уроков автор ориентируется на следующие критерии:


-цель урока задается с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

-используются разнообразные формы, методы и приемы обучения для вовлечения всех детей в активную деятельность;

- сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, необходимо учить детей работать по правилу и творчески;

- оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные успехи.

В своей работе автор придерживается здоровьесберегающей организации учебного процесса, одним из направлений которой является дифференцированный подход в обучении.

Известно, что ученики различаются по своим способностям. Учащиеся с высокими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, свободно выполняют упражнения, решают задачи.

Учащиеся со средними учебными возможностями нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя. Им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений для приобретения определенных навыков.

Ученики с низкими учебными возможностями имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, отличаются низким темпом усвоения знаний.

При выполнении самостоятельной работы обучающимися учитывается уровень развития ребенка, и ученик получает задание, с которым он может справиться. Автор применяет задания с трехуровневой дифференциацией. Дифференцированные задания используются при проведении самостоятельных работ, а контрольные работы проводятся в виде заданий, состоящих из тестовой части А, заданий на соотнесение – Б и задач, требующих решения – С.

При изучении нового материала урок строится следующим образом. Перед учащимися ставится проблема и предлагается ее решить. Для этого они должны выполнить эксперимент и сделать вывод на основе наблюдений.

Первый этап урока начинается с определения его темы и обозначения проблемы.

Желательно, чтобы ее сообщил не учитель, а учащиеся сами сформулировали. Для этого необходимо вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения и как результат – появление у учащихся мотивации к познавательной деятельности.


- Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Учитель проецирует задание на экран и ученики, вставляя пропущенные слова, называют тему урока. - Эксперимент. Путем демонстрации перед учащимися опытов, возникает проблема, которую они должны решить

Второй этап урока - «Осмысление».

Это может быть поисково – экспериментальная деятельность учащихся. Опыты выполняются по инструкции, подготовленной учителем, и на основании эксперимента делаются выводы. Затем сравниваются полученные результаты нескольких групп и в тетрадь обучающиеся записывают выводы . На уроке учащиеся могут не только сами проводить опыты, но и анализировать эксперимент, показанный при помощи мультимедиа. Учащиеся отвечают на вопросы, напечатанные на листах или спроецированные на доску с помощью проектора.

А при изучении классов сложных веществ, учащимся можно предлагать задания, которые носят общеучебный характер:

- классифицируйте вещества и укажите основание для классификации;

- продолжите ряд, фразу;

- определите лишнее вещество в ряду, объясните;

- установите соответствие между процессами, явлениями;


Завершающий этап урока - «Рефлексия».

Здесь происходит формирование у обучающихся способности определить свою степень усвоения новых знаний. Можно использовать разные формы проведения рефлексии: «Вырази своё отношение к полученным знаниям», «Задай вопрос, который остался непонятным в ходе изучения нового материала», составление синквейна. Это - способ творческой рефлексии в виде «стихотворения», написанного по определенным правилам: 1 строка – одно существительное; 2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – крылатая фраза;5 строка – одно существительное, которое выражает суть.

Применение системно – деятельностного подхода на основе дифференциации обучения способствует сбережению здоровья обучающихся. Если процесс обучения организован правильно – с чередованием видов деятельности, все учащиеся задействованы в процессе познания, получают посильные задания, с которыми они могут справиться, то возникает интерес к учебе, нет стрессовых ситуаций. Ученик идет на урок с желанием учиться и демонстрировать свои знания, а не со страхом получить плохую отметку. Активно участвуя в процессе познания и получая от этого удовлетворение, у обучающихся возникает внутренняя потребность в дальнейшем познании («я могу»). Системно – деятельностный подход исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность. 

Результативность.


Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные отметки. Но известно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения. Решить эту проблему позволяет технология системно –деятельностного обучения, которую автор применял на протяжении 5 лет. Она помогает развивать у учащихся мотивацию к процессу обучения химии. Уроки строятся таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать выводы. Самостоятельно найденный ответ – это победа ребёнка в познании мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции.

Применение системно – деятельностного подхода способствует положительной динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся, сбережению здоровья. 





















Статья по химии "Применение системно-деятельностного подхода на уроках химии с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся"
  • Химия
Описание:

Данная статья содержит материал по применению на уроках химии системно-деятельностного подхода для укрепления здоровья обучающихся.Актуальной является необходимость реализации системно – деятельностного подхода,  связанного  с  существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями  каждого ребенка. Успешность обучения детей  в школе определяется уровнем состояния их здоровья.Сохранение и укрепление их здоровья зависит от правильной организации учебного процесса.

 

Автор Сидорова Галина Алексеевна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 1372
Номер материала 5915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓