Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности

Статья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности

Скачать материал

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потапова Н.А.,

 учитель начальных классов

МБОУ лицей №5 г. Воронеж

На сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является  развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО», которая имеет научно-познавательную направленность и реализуется во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика».  Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно».        Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; овладение навыками пространственного ориентирования; вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; развитие воображения, умения фантазировать. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. 

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА МОДЕЛИРОВАНИЯ «ГЕОМЕТРИКА»

 (в качестве креативного оформления работы использованы скриншоты из презентации для интерактивной доски Smart) .

Ход занятия.

1.                 Теоретическая часть занятия с использованием практических заданий на развитие пространственного и логического мышления.

Учитель (У): - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы снова встречаемся с медвежонком Тико.

Формирование личностных УУД: умение связывать обучение с реальными жизненными целями и ситуациями.

У: - Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда  медвежонок Тико захотел отправиться? Что там будет происходить? А вы знаете символы зимней олимпиады? Они сегодня все у нас в гостях.

Ученики (у): отвечают на поставленные вопросы. (Демонстрируются Белый мишка, Леопард и Зайка).

У: - Медвежонок Тико очень

Хочет на олимпиаду в Сочи!

И мы тоже с вами, дети,

Полетаем на …(ракете).    (Слайд 2)

Формирование личностных и регулятивных УУД: умение осознать, исследовать жизненную проблему, предложить пути её решения путём постановки целей.

 

У: - А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько дней осталось до начала олимпиады?  Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со своим другом уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям?  Как  нам помочь им побыстрее добраться в Сочи до начала олимпиады? У нас с вами есть замечательные конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого путешествия!

Формирование познавательных УУД: изучение разных геометрических фигур, их свойств.У: - Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы могли бы собрать ракету? 

у: - Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).


У: -  Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от прямоугольника? Что ещё заметили необычного?

у: - Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные, остроугольные.

У: - Выберите и покажите разные виды треугольников. Положите их перед собой. Можно ли из треугольников составить другие фигуры? Какие? Поработайте в парах и составьте эти фигуры. (Слайд 3)

у:  работают в парах, составляют из треугольников другие фигуры.

У: - Проверьте, есть ли такие фигуры у вас? Отлично, молодцы!

у: сверяют свои работы с фигурами на слайде, оценивают правильность выполнения.

 

2. Практическая часть занятия (моделирование плоских фигур с опорой на схему).

Формирование регулятивных, коммуникативных УУД: умение планировать, корректировать, оценивать свою деятельность; умение договариваться со своими товарищами при возможной нехватке деталей к модели №2 .У: - Фигуры мы отобрали, теперь мы можем  приступить к строительству ракет? Сколько ракет нам необходимо построить? (Слайд 4)

У: - Посмотрите, медвежонок Тико предлагает нам попробовать собрать такие модели. А выбрать, кто какую модель будет собирать, нам поможет «звёздное небо» (на доске на магнитах развешаны звёздочки, на обратной стороне которых написан номер модели ракеты). 

у:  учащиеся выходят к доске, выбирают звёздочку, смотрят, номер какой модели там написан, и индивидуально самостоятельно выполняют работу: собирают ту модель ракеты, которая им досталась с опорой на схему на слайде.

У: - Скажите, пожалуйста, модель под каким номером вы соберёте быстрее всего? Почему? А на какую модель уйдёт больше всего времени? Почему? Какой способ сборки самый рациональный?

у: учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, из каких деталей собраны модели ракет, определяют самый рациональный способ сборки модели ракеты.

3.                 Конструирование по собственному замыслу (моделирование объёмной фигуры).

У: - Ребята, у нас получилось много ракет, а нам нужно всего три, подумайте и предложите следующее задание.

у: - Объединить плоские модели и сделать одну объёмную модель ракеты. ( Учащиеся объединяются в группы по номеру той модели, которую они собирали индивидуально, получается три группы. Начинается работа в группах по сборке объёмных моделей ракет).

У: - Получились у нас теперь модели настоящей ракеты? Можем мы отправиться в путешествие? (Слайд 5).

Формирование регулятивных УУД: умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством прогнозирования.

у:  выходят три группы учащихся, каждая со своей моделью ракеты, внутрь которых помещаются фигурки животных – символов олимпиады, начинается «запуск» ракет!

У: - Начинаем обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один, пуск!!!

Физ. минутка. (под музыку):

У: - А сейчас мы с вами, дети,

          Полетаем на ракете!

          На носочки поднимись,

          Руки вверх, руки вниз,

          Раз, два, три, четыре

          Пусть летит ракета ввысь!!!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/  -  программа, методический и дидактический материал для кружка моделирования  «Геометрика».                                            

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по формированию универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является  развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Для выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО», которая имеет научно-познавательнуюнаправленностьи реализуется во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика».  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 776 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 252
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потапова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 47479
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе