ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потапова
Н.А.,
учитель
начальных классов
МБОУ
лицей №5 г. Воронеж
На
сегодняшний день одной из основных задач образования по стандартам второго
поколения является развитие способностей ребёнка и формирование универсальных
учебных действий, в том числе и регулятивных, таких как: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Для
выполнения данной задачи в своём классе я использую программу внеурочной
деятельности «Развитие пространственных представлений у младших школьников
через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО»,
которая имеет научно-познавательную направленность и реализуется
во внеурочной деятельности на кружке моделирования «Геометрика». Педагогическая
целесообразность данной образовательной программы внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших
школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и
занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать,
корректировать у младших школьников пространственные и зрительные
представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также
помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной
программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать
самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс
творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и
детей, детей друг с другом.
Цель
данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через
формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной
цели решаются следующие задачи: ознакомление учащихся с
геометрическими фигурами и объемными телами; формирование навыков
конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; развитие мотивационной
сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
овладение навыками пространственного ориентирования; вовлечение учащихся в
активную творческую деятельностью; развитие воображения, умения фантазировать. Ведущей
формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой
работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный
подход к детям.
Способами
определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в
конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. Выставка
работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
КОНСПЕКТ
МАСТЕР-КЛАССА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА МОДЕЛИРОВАНИЯ «ГЕОМЕТРИКА»
(в
качестве креативного оформления работы использованы скриншоты из презентации
для интерактивной доски Smart)
.
Ход
занятия.
1.
Теоретическая часть занятия с
использованием практических заданий на развитие пространственного и логического
мышления.
Учитель
(У): - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы снова встречаемся с
медвежонком Тико.
У:
- Рассмотрите слайд 1, угадайте, куда медвежонок Тико захотел отправиться? Что
там будет происходить? А вы знаете символы зимней олимпиады? Они сегодня все у
нас в гостях.
Ученики
(у): отвечают на поставленные вопросы. (Демонстрируются Белый мишка, Леопард и
Зайка).
У:
- Медвежонок Тико очень
Хочет
на олимпиаду в Сочи!
И
мы тоже с вами, дети,
Полетаем
на …(ракете). (Слайд 2)
У:
- А как вы думаете, почему медвежонок Тико выбрал ракету? Сколько дней осталось
до начала олимпиады? Да, ребята, надо спешить! Но медвежонок со своим другом
уже заняли ракету, а как же быть нашим друзьям? Как нам помочь им побыстрее
добраться в Сочи до начала олимпиады? У нас с вами есть замечательные
конструкторы, давайте построим им ракеты для быстрого путешествия!
У:
- Рассмотрите ракету и предложите, из каких деталей нашего конструктора мы
могли бы собрать ракету?
у:
- Из треугольников, квадратов, прямоугольников. (Слайд 3).
У:
- Все ли фигуры, которые вы назвали, есть на этом слайде? Что вы можете
рассказать про квадрат, про прямоугольник; чем квадрат отличается от
прямоугольника? Что ещё заметили необычного?
у:
- Треугольники бывают разные: равносторонние, прямоугольные, остроугольные.
У:
- Выберите и покажите разные виды треугольников. Положите их перед собой. Можно
ли из треугольников составить другие фигуры? Какие? Поработайте в парах и
составьте эти фигуры. (Слайд 3)
у:
работают в парах, составляют из треугольников другие фигуры.
У:
- Проверьте, есть ли такие фигуры у вас? Отлично, молодцы!
у:
сверяют свои работы с фигурами на слайде, оценивают правильность выполнения.
2.
Практическая часть занятия (моделирование плоских фигур с опорой на схему).
У:
- Фигуры мы отобрали, теперь мы можем приступить к строительству ракет?
Сколько ракет нам необходимо построить? (Слайд 4)
У:
- Посмотрите, медвежонок Тико предлагает нам попробовать собрать такие модели.
А выбрать, кто какую модель будет собирать, нам поможет «звёздное небо» (на
доске на магнитах развешаны звёздочки, на обратной стороне которых написан
номер модели ракеты).
у:
учащиеся выходят к доске, выбирают звёздочку, смотрят, номер какой модели там
написан, и индивидуально самостоятельно выполняют работу: собирают ту модель
ракеты, которая им досталась с опорой на схему на слайде.
У:
- Скажите, пожалуйста, модель под каким номером вы соберёте быстрее всего?
Почему? А на какую модель уйдёт больше всего времени? Почему? Какой способ
сборки самый рациональный?
у:
учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, из каких деталей собраны
модели ракет, определяют самый рациональный способ сборки модели ракеты.
3.
Конструирование по собственному замыслу
(моделирование объёмной фигуры).
У:
- Ребята, у нас получилось много ракет, а нам нужно всего три, подумайте и
предложите следующее задание.
у:
- Объединить плоские модели и сделать одну объёмную модель ракеты. ( Учащиеся
объединяются в группы по номеру той модели, которую они собирали индивидуально,
получается три группы. Начинается работа в группах по сборке объёмных моделей
ракет).
У:
- Получились у нас теперь модели настоящей ракеты? Можем мы отправиться в
путешествие? (Слайд 5).
у: выходят
три группы учащихся, каждая со своей моделью ракеты, внутрь которых помещаются
фигурки животных – символов олимпиады, начинается «запуск» ракет!
У:
- Начинаем обратный отсчёт: пять, четыре, три, два, один, пуск!!!
Физ.
минутка. (под музыку):
У:
- А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете!
На носочки поднимись,
Руки вверх, руки вниз,
Раз, два, три, четыре
Пусть летит ракета ввысь!!!
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова
Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших
школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград:
«Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/
- программа, методический и дидактический материал для кружка моделирования «Геометрика».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.