Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыСтатья по физкультуре на тему: "Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов-медиков"

Статья по физкультуре на тему: "Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов-медиков"

Скачать материал

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов-медиков         

Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда  значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности. Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей профессиональной деятельности. Врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического воспитания студентов-медиков в вузе с упором на роль этого предмета так как для медика на первый план выдвигается потребность во взятии ответственности на себя не только за свою судьбу, но и за судьбу многих людей. Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств.

Задача ППФП, стоящая перед специалистами физического воспитания, — научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения. ППФП врача общей практики основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и характера трудовой нагрузки. Это постоянная ответственность за здоровье и жизнь других людей, способность быстро принимать решение, что требует большого самообладания, уверенности в своих силах, волевых усилий, самодисциплины.

Специальные исследования показывают, что для успешной работы врача (независимо от специализации) необходимы следующие профессиональные качества:

 - высокий уровень общественной и профессиональной направленности личности, преданность делу, добросовестность, чувство коллективизма, товарищества, честности;

 -знания, навыки, умения и профессиональные привычки в использовании физкультуры в режиме труда и отдыха;

 - организаторские навыки и умения рационально сочетать работу и отдых;

 - высокая работоспособность, нормальное функционирование и надежность сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, а также системы терморегуляции, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов;

 - физические качества: общая выносливость, быстрота реакции, ловкость и координация движений;

 - специальные физические качества: устойчивость к резким колебаниям температуры, устойчивость к различным воздушным потокам (ветрам, сквознякам) и запыленности;

 - специальные психические качества: наблюдательность, переключение и концентрация внимания, долговременная и оперативная память, мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность, стойкость.

Наиболее распространенным средством ППФП  будущих специалистов в условиях вуза являются прикладные виды спорта с их комплексным воздействием на личность студента. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы в целом ряде случаев выступают обязательными средствами ППФП студентов, особенно при воспитании специальных физических качеств, обеспечивающих продуктивную работу в условиях относительно низкой или высокой температуры. Поэтому профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) базируется на профессиограмме и психограмме врача.

ППФП врачей различных специальностей — врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача — имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах, перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической подготовленности.

Специальные задачи ППФП

1. Для общей практики:

преимущественное развитие физических качеств — общей выносливости и статической выносливости;

преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и устойчивости внимания, быстроты зрительного различения реакции; подвижности нервных процессов; координации движений и мышечных усилий; умения расслаблять мышцы; устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости;

приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по теоретическому и практическому разделам.

2. Для врача-хирурга:

развитие физических качеств — общей выносливости, и статической выносливости, ловкости;

развитие специальных физических качеств — совершенствование функций двигательного и зрительного анализаторов (точности пространственных и силовых дифференцировок, быстроты зрительного различения; сохранение общей работоспособности при длительном пребывании в состоянии гипокинезии);

развитие психических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания, уверенности в своих силах;

приобретение специальных теоретических и практических знаний по ППФП.

3. Для врача-терапевта:

развитие общей выносливости;

развитие специальных физических качеств — функции внимания; формирование правильной осанки и устойчивости вертикальной позы; совершенствование умения расслаблять мышцы;

развитие волевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости;

приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по ППФП.

4. Для санитарного врача:

развитие физических качеств — общей выносливости;

развитие специальных физических качеств — устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно совершенствование механизмов терморегуляции: совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать утомление; сохранение работоспособности;

развитие психических качеств — воли в принятии решений, самообладания и уверенности в своих силах; приобретение специальных знаний и умений по твоей и практике ППФП санитарного врача.

Для достижения, психофизической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности преподавателями нашего вуза подобраны специальные упражнения по ППФП, которые включены в учебную программу. Например, для развития общей выносливости это: бег — 1000, 2000, 3000, 5000 м и марш-бросок на 5 км, а также спортивные игры — баскетбол, волейбол, подвижные игры, плавание.

Упражнения для статической выносливости мышц спины и ног: прогибание туловища назад из положения лежа, руки за головой на количество раз; «ласточка»; лежа на спине поднимание и удержание прямых ног под углом 45° на время; атлетическая гимнастика и упражнения с гирями; упражнения из основной гимнастики и др.

Упражнения для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной чувствительности: метание теннисного мяча в цель из 10 попыток; метание мяча в цель после серии кувырков и т.д.; спортивные и подвижные игры.

Таким образом, результативность профессионального труда существенно зависит от специальной физической подготовленности и производственной физической культуры (как направлений психофизической подготовки), приобретаемых посредством целенаправленных занятий физической культурой, спортом и туризмом. Опыт практического использования этой закономерности и привел к становлению и развитию профессионально-прикладной физической культуре.

Список литературы:

1.Баранова А.А., Кучма В.Р., Сухарев Л.М. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004). - М., 2006.

2.Толовин В.А. Физическое воспитание - М.: 1998.

3.Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.

4.Актуальные проблемы здоровья человека и формирования среды обитания// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова и Году здоровья - Караганда, 2008

5.Здоровье, воспитание и обучение детей и молодежи в XXI веке// Материалы международного конгресса:12-14 мая 2004 года. Ч.3 - М.: ГУ Научный центр здоровья детей РАМН , 2004.

6.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1991.

7.Кряж В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе дифференцированного физического воспитания студентов // Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки студентов в вузе: тез. докл. - Ч.2 - Минск: Министерство образования РБ, 1994.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по физкультуре на тему: "Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов-медиков""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда  значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности. Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей профессиональной деятельности. Врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического воспитания студентов-медиков в вузе с упором на роль этого предмета так как для медика на первый план выдвигается потребность во взятии ответственности на себя не только за свою судьбу, но и за судьбу многих людей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 9189
    • DOCX 16.9 кбайт
    • 39 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хлынова Анна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хлынова Анна Васильевна
    Хлынова Анна Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13263
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование здорового образа жизни

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация инструкторско-методической деятельности в области физической подготовки (спортивная и художественная гимнастика)

Инструктор по гимнастике

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика питания детей, занимающихся различными видами спорта

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе