Профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП) студентов-медиков
Труд
медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и
ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной
нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда значительных
усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят
от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности.
Физическая подготовка студента-медика определяется спецификой его будущей
профессиональной деятельности. Врач должен быть всесторонне физически и духовно
развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального
кризиса и катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического
воспитания студентов-медиков в вузе с упором на роль этого предмета так как для
медика на первый план выдвигается потребность во взятии ответственности на себя
не только за свою судьбу, но и за судьбу многих людей. Основной задачей ППФП
медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня
профессионально-важных физических и психических качеств.
Задача
ППФП, стоящая перед специалистами физического воспитания, — научить
студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и
спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической
работоспособности, снятия психического и нервного напряжения. ППФП врача общей
практики основывается на анализе его профессиограммы, особенностей, условий и
характера трудовой нагрузки. Это постоянная ответственность за здоровье и жизнь
других людей, способность быстро принимать решение, что требует большого
самообладания, уверенности в своих силах, волевых усилий, самодисциплины.
Специальные
исследования показывают, что для успешной работы врача (независимо от
специализации) необходимы следующие профессиональные качества:
- высокий уровень
общественной и профессиональной направленности личности, преданность делу,
добросовестность, чувство коллективизма, товарищества, честности;
-знания, навыки,
умения и профессиональные привычки в использовании физкультуры в режиме труда и
отдыха;
- организаторские навыки и умения
рационально сочетать работу и отдых;
- высокая работоспособность, нормальное
функционирование и надежность сердечнососудистой, дыхательной и мышечной
систем, а также системы терморегуляции, зрительного, слухового и вестибулярного
анализаторов;
- физические качества: общая
выносливость, быстрота реакции, ловкость и координация движений;
- специальные физические качества:
устойчивость к резким колебаниям температуры, устойчивость к различным
воздушным потокам (ветрам, сквознякам) и запыленности;
- специальные психические качества:
наблюдательность, переключение и концентрация внимания, долговременная и
оперативная память, мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность,
дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность, стойкость.
Наиболее
распространенным средством ППФП будущих специалистов в условиях вуза являются
прикладные виды спорта с их комплексным воздействием на личность студента.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы в целом ряде случаев
выступают обязательными средствами ППФП студентов, особенно при воспитании
специальных физических качеств, обеспечивающих продуктивную работу в условиях
относительно низкой или высокой температуры. Поэтому профессионально-прикладная
физическая подготовка (ППФП) базируется на профессиограмме и психограмме врача.
ППФП
врачей различных специальностей — врача общей практики, хирурга, терапевта,
санитарного врача — имеет особенности, которые отражаются в специальных задачах,
перечне упражнений, организации и методике проведения и проверки физической
подготовленности.
Специальные задачи
ППФП
1. Для общей
практики:
♦
преимущественное развитие физических качеств — общей выносливости и статической
выносливости;
♦
преимущественное развитие специальных физических качеств — концентрации и
устойчивости внимания, быстроты зрительного различения
реакции; подвижности нервных процессов; координации движений и мышечных усилий;
умения расслаблять мышцы; устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям
внешней среды;
♦
развитие психических качеств — дисциплинированность, эмоциональная
устойчивость и воля, концентрация внимания, мышления, долговременной и
оперативной памяти, самообладания, решительности, стойкости;
♦
приобретение специальных знаний по разделу ППФП врача общей практики по
теоретическому и практическому разделам.
2. Для
врача-хирурга:
♦
развитие физических качеств — общей выносливости, и статической выносливости,
ловкости;
развитие
специальных физических качеств — совершенствование функций двигательного и
зрительного анализаторов (точности пространственных и силовых дифференцировок,
быстроты зрительного различения; сохранение общей работоспособности при
длительном пребывании в состоянии гипокинезии);
♦
развитие психических качеств — воспитание волевых качеств, самообладания,
уверенности в своих силах;
♦
приобретение специальных теоретических и практических знаний по ППФП.
3. Для
врача-терапевта:
♦
развитие общей выносливости;
♦
развитие специальных физических качеств — функции внимания; формирование
правильной осанки и устойчивости вертикальной позы;
совершенствование умения расслаблять мышцы;
♦
развитие волевых качеств — уверенности в своих силах, выдержки и настойчивости;
♦
приобретение специальных теоретических и практических знаний и умений по ППФП.
4. Для санитарного
врача:
♦
развитие физических качеств — общей выносливости;
♦
развитие специальных физических качеств — устойчивости организма к
неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно совершенствование
механизмов терморегуляции: совершенствование умения расслаблять мышцы и снимать
утомление; сохранение работоспособности;
♦
развитие психических качеств — воли в принятии решений, самообладания и
уверенности в своих силах; приобретение специальных знаний и умений по твоей и
практике ППФП санитарного врача.
Для
достижения, психофизической готовности студентов к предстоящей профессиональной
деятельности преподавателями нашего вуза подобраны специальные упражнения по
ППФП, которые включены в учебную программу. Например, для развития общей
выносливости это: бег — 1000, 2000, 3000, 5000
м и марш-бросок на 5 км, а также спортивные игры — баскетбол, волейбол,
подвижные игры, плавание.
Упражнения для
статической выносливости мышц спины и ног: прогибание туловища назад из
положения лежа, руки за головой на количество раз; «ласточка»; лежа на спине
поднимание и удержание прямых ног под углом 45° на время; атлетическая
гимнастика и упражнения с гирями; упражнения из основной гимнастики и др.
Упражнения
для развития координации движений и мышечных усилий, тактильной
чувствительности: метание теннисного мяча в цель из 10 попыток; метание мяча в
цель после серии кувырков и т.д.; спортивные и подвижные игры.
Таким
образом, результативность профессионального труда существенно зависит от
специальной физической подготовленности и производственной физической культуры
(как направлений психофизической подготовки), приобретаемых посредством
целенаправленных занятий физической культурой, спортом и туризмом. Опыт
практического использования этой закономерности и привел к становлению и
развитию профессионально-прикладной физической культуре.
Список литературы:
1.Баранова А.А., Кучма В.Р., Сухарев Л.М.
Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность
(1904-1959-2004). - М., 2006.
2.Толовин В.А. Физическое воспитание - М.:
1998.
3.Сухарев А.Г. Здоровье и физическое
воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.
4.Актуальные проблемы здоровья человека и
формирования среды обитания// Материалы международной научно-практической
конференции, посвященной 30-летию Карагандинского государственного университета
им. Е.А. Букетова и Году здоровья - Караганда, 2008
5.Здоровье, воспитание и обучение детей и
молодежи в XXI веке// Материалы международного конгресса:12-14 мая 2004 года.
Ч.3 - М.: ГУ Научный центр здоровья детей РАМН , 2004.
6.Матвеев Л.П. Теория и методика
физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1991.
7.Кряж В.Н. Профессионально-прикладная
физическая подготовка в системе дифференцированного физического воспитания
студентов // Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки
студентов в вузе: тез. докл. - Ч.2 - Минск: Министерство образования РБ, 1994.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.