Инфоурок Физика Другие методич. материалыСтатья по физике на тему "Роль исследовательского подхода при подготовке учителей физики"

Статья по физике на тему "Роль исследовательского подхода при подготовке учителей физики"

Скачать материал

Роль исследовательского подхода при подготовке учителей физики.

Рогожникова О.А.

ПГУ им. Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет,

старший преподаватель каф. ОФ и МПФ

 

В настоящее время важной задачей образования является формирование специалистов, которые способны развивать конкурентоспособную экономику страны и широко использовать наукоемкие технологии на практике. Особое место в образовании занимает физика – без знаний основ физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции на производстве, понимать сущность явлений, широко используемых в профессиональной деятельности значительного числа специалистов.

Все это говорит о необходимости формирования преподавателя физики нового типа, который обладает не только фундаментальными знаниями, но и способен помочь учащемуся овладеть методами научного поиска, научить его не только решать предложенные задачи, но и ставить перед собой новые. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.  Важнейшей из ключевых компетенций считается исследовательская, так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру. [1. 2].

Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

В процессе формировании исследовательских компетенций у учащегося развивается способность  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий

Согласно ФГОС высшего профессионального образования бакалавр по направлению подготовки  «Педагогическое образование» (Физика) должен решать следующие профессиональные задачи в области научно-исследовательской деятельности (ФГОС ВПО 2010 г.):

- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

При формировании исследовательской компетентности происходит сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний, формирование различных умений и навыков, обеспечение преемственности с другими учебными дисциплинами.

В основе исследовательской компетентности лежит понятие «умения» как готовность личности к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков.

Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в тот момент, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

По причине ограниченного объема часов для аудиторных занятий, выделенных в рамках учебного плана на обучение физике в вузе в теории и методики обучения физике постоянно ведется поиск методов организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях, которые бы способствовали более эффективному и ускоренному формированию компетенций.

В процессе обучения физике такими элементами учебной деятельности могут быть, как наблюдение явлений, проведение опытов, выполнение лабораторных работ, решение задач, которые помогают формированию определенного уровня компетенций. Применение эксперимента на уроках физики способствует развитию исследовательской деятельности, творческих способностей и мышления учащихся. Таким образом, исследование является инструментом освоения действительности и может стать главной формой организации обучения в сфере образования.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что к личности учителя-исследователя должны предъявляться очень высокие требования, проявляющиеся в полной самоотдаче. Исследовательская компетентность является педагогической ценностью. Она предполагает наличие у учителя не только умений изучать действительность в её существенных связях и отношениях, но и получать новые знания, реализовывать исследовательскую деятельность. Исследовательская компетентность - это целостная, интегральная характеристика личности будущего учителя, проявляющаяся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему.

 

Литература:

1.            Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория./ Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 228-232.

2.             Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, № 10, 1999 г.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья по физике на тему "Роль исследовательского подхода при подготовке учителей физики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная работа представляет собой статью, которая опубликована в сборнике трудов Республиканской конференции "Пути совершенствования физического образования" в 2012 году. В настоящее время важной задачей образования является формирование специалистов, которые способны развивать конкурентоспособную экономику страны и широко использовать наукоемкие технологии на практике. Особое место в образовании занимает физика – без знаний основ физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции на производстве, понимать сущность явлений, широко используемых в профессиональной деятельности значительного числа специалистов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 013 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 364
    • DOCX 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рогожникова Олеся Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рогожникова Олеся Анатольевна
    Рогожникова Олеся Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 2877
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 546 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 146 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 575 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек