Главная / Физика / Статья по физике на тему "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках физики"

Статья по физике на тему "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках физики"

И.И. Корнюшина,

учитель физики,

г. Железногорск МОУ «СОШ №13»

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках физики.

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность».

Б.Шоу.

В наш бурный век развития цивилизации в области экономики, науки и техники знания довольно быстро устаревают или оказываются недостаточными. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение. С этим связано внедрение образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетенции.

В основу Стандарта второго поколения положен системно- деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, её анализ, запоминание и самооценка. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач:

  1. усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;

  2. формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;

  3. развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;

  4. развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;

  5. формирование и поддержание познавательного интереса к физике.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, а в настоящее время у нас в школе появилась реальная возможность провести урок на более высоком уровне, благодаря внедрению в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интерактивной доски. Материал, представленный с помощью интерактивной доски, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме.

Хочется остановиться на конкретных примерах применения образовательных технологий как реализации системно- деятельностного подхода, в частности, на проблемном обучении. Основной этап в проблемном обучении – создание проблемной ситуации. На уроке в 9 классе при изучении темы: «Вес тела. Невесомость. Перегрузки» создаётся следующая проблемная ситуация. Нить с грузиком массой 100г подвешивается к динамометру и крепится к штативу. Вместе с учащимися снимаем показания динамометра. После этого грузик выводится из положения равновесия и отпускается. При этом учащиеся наблюдают, что при прохождении грузиком положения равновесия показания динамометра увеличились и нить обрывается! Возникает проблема: « Почему?» Учащиеся пытаются найти ответ, выдвигая гипотезы, а затем вместе с учителем, проверяют правильность выдвинутых гипотез, приходя к решению проблемы. В результате ученики учатся самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. В процессе групповой работы учащиеся учатся договариваться, отстаивать своё мнение, т.е. учатся деловому общению, что очень актуально в нашем современном обществе. Например, в 11 классе при изучении темы «Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц» учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание подробно ознакомиться с использованием камеры Вильсона, или счётчика Гейгера, или пузырьковой камеры, или метода толстослойных эмульсий. На интерактивную доску выводится план работы:

  • физические основы метода;

  • устройство прибора;

  • принцип действия прибора;

  • применение метода (преимущества и граничные возможности прибора).

Содержание отчётов учащихся группы для всех остальных в классе является новой информацией. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо все ученики усвоят материал. Работая в группе, учащиеся развивают информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, комментировать высказывания, аргументировать своё мнение.

На уроке физики использование информационно – коммуникационных технологий включает в себя не только использование интерактивной доски учителем, но и самими учащимися. При выступлении с презентациями по конкретной теме учащиеся используют интерактивную доску. Составляя презентации, обучающиеся учатся анализировать, выделять, обобщать, а защищая их, учащиеся развивают устную речь, коммуникативные способности. Также ещё хочется остановиться на применении игровых технологий.

Как правило, такие уроки (уроки-турниры, уроки-соревнования) провожу в конце изучения темы или раздела. Например, в 10 классе после изучения темы «Законы постоянного тока» проводится урок-турнир, в котором класс делится на две команды. Им предлагаются различные конкурсы: конкур эрудитов, где каждая команда отвечает на вопрос ведущего (очки присваиваются по количеству правильных ответов); конкурс «Быстро и в точку», где командам предлагаются тестовые задания с выбором ответа; конкурс «Люди науки», в котором проверяются исторические факты о биографии учёных; конкурс «Порешаем!», в котором команды работают над задачами. Побеждает та команда, которая решила больше задач за определённое время; конкурс любителей кроссвордов, в котором команды обмениваются составленными ранее кроссвордами. После проведения конкурсов подводятся итоги и победители награждаются. Такие уроки проходят очень эмоционально, ведь здесь каждый несёт ответственность не только за себя, но и за всю команду, т.е. воспитывается командный дух. Также создаётся ситуация успеха, мотивирующая учащихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Из сказанного видно, что системно-деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества.

Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать

данный процесс деятельностным – прямая обязанность учителя!



Литература:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008;

  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного подхода. – М.: Москва, 2006;

  3. Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. – М.: Эйдос, 2012.






Статья по физике на тему "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках физики"
  • Физика
Описание:

Эта статья была мною написана для участия в региональной научно - практической конференции "Современные образовательные технологии в преподавании предметов естественно - математического цикла как необходимое условие реализации требований ФГОС".На основе статей учёных, учителей и методистов был создан сборник, в котором представлен материал, раскрывающий особенности современных образовательных технологий, приёмов и форм реализации систем дидактических принципов, обеспечивающих системно - деятельностный подход в преподавании предметов естественно - математического цикла.

Автор Корнюшина Ирина Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1593
Номер материала 38770
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓