Программа
предшкольного
образования по
учебно-методическому
комплекту
Н.Ф. Виноградовой
«Предшкольная пора»
Составители
программы:
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 5
Власова Л.В.
Кабанова Л.А.
Кадыкова О.И.
Солошенко С.А.
Волгоград
2014
Пояснительная записка
Программа «Предшкольная пора»
предназначена для подготовки к школе детей 5,5-6 лет.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной
комплексной программы:
социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних
первоклассников;
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного
возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до
2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в
рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи
с более ранним началом систематического образования особого внимания требует
решение нескольких задач:
•
организация процесса
обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с
учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
•
отбор содержания
образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит
сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования
содержания обучения в первом классе школы;
•
укрепление и развитие
эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
•
формирование социальных
черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к
школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и
форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться
тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому
обучению.
Данная программа позволяет уйти от конъюнктурного понимания
подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы
первого класса) и обращает особое внимание на развитие тех качеств личности,
тех особенностей психических процессов и тех
видов деятельности, которые определяют
становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное
обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора»
построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных
программных документах) и не по учебным предметам
(как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления,
воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов;
ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей шестого
годи жизни построена на основе следующих принципов:
•
реальный
учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность
для ребенка чувственных впечатлений,
знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и
воспитания;
•
учет потребностей данного
возраста, опора на игровую деятельность —
ведущую для этого периода развития;
•
сохранение
и развитие индивидуальности каждого ребенка;
•
обеспечение необходимого
уровня сформированности психических и
социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к
взаимодействию с окружающим миром;
•
обеспечение поступательности
в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой деятельности;
создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение
педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
•
развитие эрудиции и
индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с
доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Необходим учет целостности восприятия
дошкольником окружающего мира, поэтому необходим интегрированный подход к отбору
содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных
областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Структура программы
Программа определяет те знания и умения,
которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и
социального развития, адаптации к школьному обучению. Она содержит четыре
раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в
результате его обучения: «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать,
фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать». Вместе с тем выделение
разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является
взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании
и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем мир» направлен
на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной
среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко
воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид,
передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего
первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила
поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого
раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего
«Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется
выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число,
последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать,
фантазировать» включает знания и умения, являющиеся
средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию
детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных)
между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей
деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и
логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие
специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к
«Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к
изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
•
формирование базовых
умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
•
логическая пропедевтика,
которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования
понятия числа;
•
символическая пропедевтика
— подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает
обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений
составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое
внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе,
обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется
развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание
этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей
рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и
способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько
блоков:
•
пространственная
ориентировка;
•
умение анализировать форму
предмета и изображения;
•
развитие воображения;
•
освоение ряда
специфических средств художественной выразительности.
Примерная организация обучения
на этапе предшкольного
образования
Продолжительность обучения: 25
недель с 23сентября по 23 апреля.
Общее число занятий —100:
«Познаем мир» — 25
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 25
«Учимся родному языку» — 25
«Учимся рисовать» — 25
В условиях кратковременного
пребывания детей в школе целесообразно
следующее расписание занятий:
Вторник
«Познаем мир»,
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»,
«Учимся родному
языку», «Учимся рисовать»: 17.30 — 18.40
Четверг
«Познаем мир»,
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»,
«Учимся родному
языку», «Учимся рисовать»: 17.30 — 19.40
Режим занятий: 2
дня в неделю: 4 занятия.
Длительность занятий — 30 минут. Перерыв между
занятиями — 10 минут.
Примерное число занятий в неделю:
«Познаем мир» — 1;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 1;
«Учимся родному языку» — 1;
«Учимся рисовать» — 1;
Содержание
программы
Раздел I
«Познаем мир» (25 часов)
Предметный мир
Наблюдать основные свойства разных предметов
(игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними
производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять
предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных
материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать
назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным
признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому
плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре)
пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные
(радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов.
Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар),
ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше,
один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по
одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей
квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить
свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в
школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивный залы,
медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные
задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве
(направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с
определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели,
окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоугольник)
, называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар,
прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с
помощью других предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня»,
«завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно»,
«долго/недолго», «еще будет» и др.
Природа
Наблюдать и называть явления природы и
деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад,
похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать
названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град,
снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять
основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет
цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства
различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной
деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы
(растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист,
цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть,
давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья
коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних),
пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и
уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части
тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения
(как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам,
называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит,
стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности
окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода,
лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира,
заготовка корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и
растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными
(кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на
участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию
(посев крупных семян, полив, протирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе:
не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно
относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках,
лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Общество
Знать название родного города, страны,
столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села
(парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного
материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни
людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать
их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды
транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и
осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения
(пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь
вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно
сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых,
знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям
трудовых действий.
Участвовать в разных видах отдыха и свободного
времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники,
театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх,
обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.
В процессе слушания книг и рассматривания
иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства
разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Для реализации
программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».
Раздел II
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (25 часов)
В процессе практической деятельности с
предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без
пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения:
«столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то»,
уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины,
выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением
или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный
счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между
числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3
— это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление
движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и
называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к
множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических
и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам,
выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или
несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно
выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать)
фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать
простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в
группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному
признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит
от величины, расстояния, пространственных размещений, направления
счета (слева направо, справа налево). В процессе
действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать,
измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из
параметров (длина, высота, толщина). Считать. предметы, звуки, движения в
пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и
неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей
работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы:
«Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым
переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Изображать признаки предметов символами,
используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.).
Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр,
геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы,
признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например:
жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).
Видеть образы в неопределенных изображениях: в
чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать
спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах,
дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.
В процессе игрового часа участвовать в
свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в
соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.
Для реализации
программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г. «Учимся думать»;
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. «Учимся рисовать»
Раздел III
«Учимся родному языку» (25 часов)
В процессе общения пополнять активный словарь
словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего
сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и
пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению
(например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно —
весело; легко — тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов
пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например:
широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты
окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных
яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и
сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова,
характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный,
усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании,
беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки,
предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет,
форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные
представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям
темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие
портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
Кратко характеризовать особенности внешнего
вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья,
лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок
(последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на
доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять описательные и повествовательные
рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что
случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать
небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?»,
«О чем рассказывают эти знаки?»).
Составлять небольшие описательные рассказы от
имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.).
Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что
делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью
взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном
придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать
слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В
игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук,
обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно
выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по
определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по
твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его
звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в
процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим
знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии
с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с
определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и
предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей
работы с образцом.
Для реализации
программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.
Играем и читаем вместе»;
ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Раздел IV
«Учимся рисовать» (25 часов)
Использовать сенсорные впечатления для
передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические
изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по
цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке,
аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца
выделять пространственные отношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и
создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды
штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной
выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и
динамике.
Иметь представления о видах и жанрах изобразительного
искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
Для реализации
программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей
«Учимся рисовать»:
«Клетки, точки и штрихи»,
«Рисование, аппликация и лепка»,
«Анализ форм и создание образа»,
«Графика, живопись и народные промыслы»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
Пояснительная записка по курсу
«Познаем мир»
Раздел «Познаем мир» направлен
на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной
среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко
воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид,
передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего
первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила
поведения в природе и обществе.
К концу года дошкольник должен научиться:
Наблюдать основные свойства разных предметов
(игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними
производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять
предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных
материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать
назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Объединять предметы в группы по разным
признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому
плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре)
пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).
На основе наблюдений определять основные
(радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов.
Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар),
ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше,
один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по
одному предмету.
Ориентироваться в пространстве: в своей
квартире, помещении школы. Ориентироваться на улице: находить свой дом
относительно остановки транспорта; знать
дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в
помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).
В процессе упражнений, игр выполнять несложные
задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве
(направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с
определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели,
окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоугольник),
называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар,
прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).
Определять величину предмета, измерять с
помощью других предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня»,
«завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно»,
«долго/недолго», «еще будет» и др.
Наблюдать и называть явления природы и
деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад,
похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать
названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град,
снег, иней, гололед и др.).
Наблюдать различные живые объекты природы
(растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист,
цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть,
давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья
коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних),
пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и
уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части
тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения
(как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам,
называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит,
стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности
окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода,
лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира,
заготовка корма).
Знать и соблюдать правила поведения в природе:
не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно
относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках,
лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.
Знать название родного города, страны,
столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села
(парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного
материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни
людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать
их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды
транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и
осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения
(пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь
вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно
сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых,
знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям
трудовых действий.
В процессе слушания книг и рассматривания
иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства
разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Тематическое планирование занятий
по курсу «Познаем мир» (25 часов)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
1.
|
Мир вокруг нас.
Ориентация в пространстве.
|
1
|
2.
|
Природа живая и
неживая. Умение выражать свои эмоции.
|
1
|
3.
|
Сезонные
изменения в природе. Осенняя пора.
|
1
|
4.
|
Безопасное
поведение в лесу. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.
|
1
|
5.
|
Дикие животные.
Правила поведения в природе.
Работа по
картине «Как белочка готовится к зиме».
|
1
|
6.
|
Домашние животные и их детёныши. Питомцы у нас дома
|
1
|
7.
|
Россия - наше государство. Столица России - Москва. Символика. Флаг России
|
1
|
8.
|
Наш город-герой
Волгоград-город памяти (фильм).
|
1
|
9.
|
Сезонные
изменения в природе. Зима.
|
1
|
10.
|
«Если ты
заболел» Как уберечь себя от болезни
|
1
|
11.
|
Правила
вежливости. Учимся выражать свои эмоции (презентация).
|
1
|
12.
|
Наступает Новый
год! Инсценировка «У новогодней ёлки».
|
1
|
13.
|
Правила
поведения в общественных местах (презентация). Игра «В театре».
|
1
|
14.
|
Наш город.
Правила поведения на улице. Дорожное движение (презентация).
|
1
|
15.
|
« Разговор о
правильном питании» .
|
1
|
16.
|
Режим дня.
|
1
|
17.
|
Как звери
зимуют.
|
1
|
18.
|
Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры. Учимся выражать свои мысли.
Викторина по
сказкам.
|
1
|
19.
|
Расскажи о себе.
Моя семья.
|
1
|
20.
|
Поговорим о
маме. Международный праздник – Женский день - 8 Марта.
|
1
|
21.
|
Птицы - наши
друзья
|
1
|
22.
|
Русские
праздники «Масленица!»
|
1
|
23.
|
Весна. Сезонные
изменения в природе.
|
1
|
24.
|
Пословицы,
поговорки, загадки о весне.
|
1
|
25.
|
Цветы-первоцветы.
Викторина о цветах.
|
1
|
Итого
|
|
25 часов
|
Пояснительная записка по курсу
«Учимся думать, рассуждать,
фантазировать»
Раздел «Учимся думать, рассуждать,
фантазировать» включает знания и умения, являющиеся
средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию
детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных)
между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей
деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и
логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие
специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к
«Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики
в школе осуществляется в трех направлениях:
•
формирование базовых
умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
•
логическая пропедевтика,
которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования
понятия числа;
•
символическая пропедевтика
— подготовка к оперированию знаками.
К концу года дошкольник должен научиться:
Устанавливать соответствие между элементами
двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты
сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на
столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять
величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением
или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный
счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между
числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3
— это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление
движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и
называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к
множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических
и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам,
выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или
несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно
выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать)
фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать
простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в
группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному
признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит
от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета
(слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать
смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры.
Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина).
Считать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки,
составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Учиться обдумывать действия в начале своей
работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы:
«Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым
переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Тематическое планирование по курсу
«Учимся думать, рассуждать,
фантазировать»(25 часов)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
1.
|
Признаки и
свойства предметов (цвет). Упражнения на развитие внимания (найди такую же,
расставь значки).
|
1
|
2.
|
Один - много.
Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине.
|
1
|
3.
|
Сравнение групп
предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно»
|
1
|
4.
|
Количество и
счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".
|
1
|
5.
|
Сравнение
предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже).
|
1
|
6.
|
Сравнение чисел,
геометрических фигур (выявление сходства и различия).
|
1
|
7.
|
Ориентация во
времени: раньше, позже, сначала, потом.
|
1
|
8.
|
Геометрические
фигуры: треугольник, овал, круг.
Составление
фигуры из частей. Количество и счёт. Число и цифра 3. Состав числа три.
|
1
|
9.
|
Геометрические
фигуры: прямоугольник, квадрат.
Составление
фигуры из частей.
Количество и
счёт. Число и цифра 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения:
между, посередине.
|
1
|
10.
|
Сложение.
Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному
правилу.
|
1
|
11.
|
Количество и
счёт. Число и цифра 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт.
|
1
|
12.
|
Ориентация на
листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа.
|
1
|
13.
|
Вычитание. Количество
и счёт. Число и цифра 6.
|
1
|
14.
|
Дни недели.
Количество и
счёт. Число и цифра 7. Состав числа семи.
|
1
|
15.
|
Времена года.
Месяц.
|
1
|
16.
|
Количество и
счёт. Число и цифра 8. Состав числа восьми.
|
1
|
17.
|
Сравнение
предметов по массе (на руках, при помощи гирь). Сравнение предметов по
размеру.
|
1
|
18.
|
Количество и
счёт. Число и цифра 9. Состав числа девяти. Многоугольники. Геометрические
мозаики
|
1
|
19.
|
Число 10. Состав
чисел первого десятка.
Количество
и счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт.
|
1
|
20.
|
Пространственные
тела: куб, шар, брусок.
Игра-путешествие
в страну Математики.
|
1
|
21.
|
Установление
закономерности и использование для выполнения задания.
|
1
|
22.
|
Составление
математических рассказов.
|
1
|
23.
|
Составление
математических рассказов.
|
1
|
24.
|
Сравнение чисел
первого десятка.
Уравнивание двух
групп предметов.
|
1
|
25.
|
Предыдущее и
последующее число.
Графический
диктант.
|
1
|
Итого
|
|
25 часов
|
Пояснительная записка по курсу
«Учимся родному языку»
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает
обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений
составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое
внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе,
обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется
развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
К концу года
дошкольник должен научиться:
В процессе моделирования учиться различать
слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре
строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук,
обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно
выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по
определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по
твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его
звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков (в
процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим
знаком-заместителем гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. В соответствии с
игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определённым
звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
Читать слоги, структурно несложные слова и
предложения.
Самостоятельно сравнивать результаты своей
работы с образцом.
Тематическое планирование занятий по курсу
«Учимся родному языку» (25 часов)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
1.
|
Речь. В мире
безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Игра «Полслова за вами».
|
1
|
2.
|
Описание
картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет». «Кто больше
назовет слов на темы «Семья» «Дом»
|
1
|
3.
|
Гласные звуки и
буквы. Нахождение их в слове. Игра «Кто наблюдательней» Предметы окружающего
мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.
|
2
|
4.
|
Буквы,
обозначающие гласные звуки. Слово. (работа с кассой букв и слогов) Штриховка
. Печатание букв, обозначающие гласные звуки.
|
2
|
5.
|
Страна
«Алфавития» Игра « Сочини сказку о предмете» Условные значки и обозначения.
Противоположные слова. Игра «День - ночь»
|
1
|
6.
|
Учимся слышать
звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Раскрашивание и
штриховка.
|
1
|
7.
|
Звук-буква-
слог-слово . Штриховка . Печатание слов. Игра «Составь слово»
|
2
|
8.
|
К тайнам звуков
и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории «раньше», «позже»,
«потом». Игра «Разложи по порядку» Штриховка.
|
1
|
9.
|
Согласные звуки:
твердые и мягкие. Игра «Доскажи словечко» Развитие речи (работа с загадками).
Штриховка.
|
2
|
10
|
В стране слов и
слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»
|
1
|
11.
|
Упражнение в
определении звуков и их кодирование символами. Развитие речи Игра «Угадай
цветок по описанию». Штриховка.
|
1
|
12.
|
Ударение.
Обозначение ударения. Игра «Молоточки». Разучиваем скороговорки,
чистоговорки.
|
1
|
13.
|
Чудеса в стране
слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь
слово».
|
1
|
14.
|
В стране слов
Чтение двусложных слов. Развитие речи Составление рассказа по картинке
Штриховка.
|
1
|
15.
|
Чтение слов.
Гласные и согласные звуки. Составление рассказа по картине.
|
2
|
16.
|
Анализ слов.
Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Игра
«Угадай словечко»
|
1
|
17.
|
Звуковые схемы.
Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок,
чистоговорок.
|
2
|
18.
|
В стране зеркал.
Буква и ее отражение. Игра «Раздели слово на части» .
|
1
|
19.
|
Итоговое
занятие.
|
1
|
Итого
|
|
25часов
|
Пояснительная записка по курсу
«Учимся рисовать»
Содержание раздела
«Учимся рисовать» направлено на развитие графической деятельности
детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических
фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить
в несколько блоков:
•
пространственная
ориентировка;
•
умение анализировать форму
предмета и изображения;
•
развитие воображения;
•
освоение ряда
специфических средств художественной выразительности.
К концу года
дошкольник должен научиться:
Копировать
образцы букв, цифр, геометрических фигур.
Правильно
держать лист бумаги и карандаш.
Свободно
работать карандашом.
Выполнять
разнообразные виды штриховки.
Различать названия главных и составных цветов.
Передавать в рисунке простейшую форму, общее
пространственное положение, основной цвет предметов.
Изображать человека и животных в статике и
динамике.
Узнавать изображённые на картине предметы,
явления, действия.
Пользоваться простейшими приёмами лепки.
Самостоятельно сравнивать результаты своей
работы с образцом.
Тематическое планирование занятий по курсу
«Учимся рисовать» (25 часов).
№ п/п
|
Содержание деятельности
|
Количество часов
|
-
|
Знакомство с видами
изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования,
основными правилами работы.
|
1
|
-
|
Волшебный мир
красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. Сравнение объектов,
предметов по цветовой гамме.
|
1
|
-
|
Знакомство с
графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия,
штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном
направлении.
|
1
|
-
|
Графическое
изображение предмета. Анализ изображения по форме, пропорциям, частям.
Рисование предметов круглой формы.
|
1
|
-
|
Пространственное
расположение предметов. Особенности расположения предметов: в центре, вверху,
внизу, справа, слева. Выделение пространственных отношений между элементами
изображения.
|
1
|
-
|
Ориентирование в
пространстве листа. Изображение предмета, крупно полностью используя лист
бумаги.
|
1
|
-
|
Использование цвета
для передачи настроения в рисунке. Изображение предметов по представлению.
|
1
|
-
|
Рисование простых
по форме предметов. Выполнение разнообразных видов штриховки.
|
1
|
-
|
Изображение
человека в статике и динамике.
|
1
|
-
|
Изображение
животных в статике и динамике.
|
1
|
-
|
Выделение части
предмета из целого, сравнение, нахождение различий.
|
1
|
-
|
Знакомство с
произведениями русских художников.
|
1
|
-
|
Аппликация.
Знакомство с материалами, инструментами, правилами работы. Использование
цвета для передачи настроения в аппликации.
|
1
|
-
|
Работа с ножницами.
Вырезание из цветной бумаги квадрата, треугольника.
|
1
|
-
|
Работа с бумагой:
скручивание бумажной ленты в завиток.
|
1
|
-
|
Сгибание и
складывание листа бумаги вдвое, вчетверо, вырезание фигур.
|
1
|
-
|
Составление
простого узора и наклеивание его на картон.
|
1
|
-
|
Лепка. Знакомство с
материалами, с инструментами, правилами работы с пластилином.
|
1
|
-
|
Копирование и
создание изображений с помощью лепки по образцу.
|
1
|
-
|
Лепка предмета по
представлению.
|
1
|
-
|
Знакомство с
народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на основе традиционных приёмов
лепки
|
1
|
-
|
Коллективное
выполнение задания: летняя поляна.
|
1
|
-
|
Представления о
видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, скульптура; пейзаж,
портрет, натюрморт).
|
1
|
-
|
Выделение части
предмета из целого, сравнение, нахождение различий.
|
1
|
25
|
Знакомство с
произведениями русских художников.
|
1
|
Итого
|
|
25 часов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.