Главная / Начальные классы / Статья по теме "Предшкольная пора"

Статья по теме "Предшкольная пора"












Программа

предшкольного образования по

учебно-методическому комплекту

Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора»











Составители программы:

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 5

Власова Л.В.

Кабанова Л.А.

Кадыкова О.И.

Солошенко С.А.






Волгоград

2014

Пояснительная записка


Программа «Предшкольная пора» предназначена для подго­товки к школе детей 5,5-6 лет.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком­плексной программы:

социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система­тическому обучению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (де­кабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществля­ется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом по­требностей и возможностей детей этого возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени пред­школьного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом классе школы;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм орга­низации образования детей 5-6 лет должен прежде всего опре­деляться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.

Данная программа позволяет уйти от конъюнктурного по­нимания подготовки детей к школе как узкопредметной (фор­сированного изучения программы первого класса) и обращает особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с ло­гикой психического развития дошкольников: мышления, вооб­ражения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к се­бе и др.

Программа обучения и развития детей шестого годи жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориенти­рованность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию повой дея­тельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи де­тям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры воспри­ятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, исто­рия и др.).


Необходим учет целостности вос­приятия дошкольником окружающего мира, поэтому необходим интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных облас­тей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.


Структура программы


Программа определяет те знания и умения, которыми дол­жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению. Она содержит четыре раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать». Вместе с тем вы­деление разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива­ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи­ваются правила поведения в природе и обществе. Одной из за­дач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема­тики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уде­ляется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространст­венные ориентировки и др.)

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю­чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле­ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

  • символическая пропедевтика — подготовка к оперирова­нию знаками.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов­ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела на­правлено на развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме­ний, которые можно объединить в несколько блоков:

  • пространственная ориентировка;

  • умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности.



Примерная организация обучения

на этапе предшкольного образования


Продолжительность обучения: 25 недель с 23сентября по 23 апреля.

Общее число занятий —100:


«Познаем мир» — 25

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 25

«Учимся родному языку» — 25

«Учимся рисовать» — 25


В условиях кратковременного пребывания детей в школе целесообразно следующее расписание занятий:

Вторник

«Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»,

«Учимся родному языку», «Учимся рисовать»: 17.30 — 18.40


Четверг

«Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»,

«Учимся родному языку», «Учимся рисовать»: 17.30 — 19.40




Режим занятий: 2 дня в неделю: 4 занятия.

Дли­тельность занятий — 30 минут. Перерыв между занятия­ми — 10 минут.


Примерное число занятий в неделю:

«Познаем мир» — 1;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» — 1;

«Учимся родному языку» — 1;

«Учимся рисовать» — 1;



Содержание программы


Раздел I


«Познаем мир» (25 часов)


Предметный мир

Наблюдать основные свойства разных предметов (игру­шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ­альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку­су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа­лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (фор­ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и до­полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме­тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре­угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест­венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав­лять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме­щении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: нахо­дить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на­ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада­ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран­стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме­жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме­тов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь­ник) , называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо­на, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью дру­гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав­но», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Природа

Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю­дей, характерные для данного времени года (например, листо­пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го­да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свой­ства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не име­ет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использо­вать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы­вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из­даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра­ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за жи­вотными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, под­кармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных се­мян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе­режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. Наблю­дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме­чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло­щадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс­порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни­мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко­торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб­ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо­койно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва­ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про­фессиям трудовых действий.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпре­провождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать уча­стие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред­меты быта, костюмы).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;

СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;

Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья»;

Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие».


Раздел II


«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (25 часов)


В процессе практической деятельности с предметами уста­навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа­ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда­лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме­ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при­бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен­ство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде­лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со­став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды­дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль­зоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь­зовать различные средства изображения при выполнении ариф­метических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде­лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи­гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю­щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст­вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас­познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величи­ны, расстояния, пространственных размещений, направления

счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред­метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады­вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве­личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи­тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле­ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу­ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не­правильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пикто­грамм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, меся­цев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в черниль­ных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся ли­ниях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-дви­жениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г. «Учимся думать»;

Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;

Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. «Учимся рисовать»


Раздел III


«Учимся родному языку» (25 часов)


В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из че­го сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сход­ные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весе­ло; легко — тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объ­екты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать сло­ва, характеризующие эмоциональные состояния людей (печаль­ный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в со­ставлении более полной характеристики любого объекта — иг­рушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (на­звание, назначение, цвет, форма, величина, материал). Исполь­зовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (иг­ры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять неболь­шие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, пова­док, условий обитания животных (например, кошки, утенка, му­равья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последо­вательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где на­ходился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закон­чилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и пред­ложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин­тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-замести­телем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответст­вии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, назы­вать слова с определенным звуком, заданной звуковой структу­рой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.

Играем со звуками и словами»;

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.

Играем и читаем вместе»;

ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».


Раздел IV


«Учимся рисовать» (25 часов)


Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в про­странстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные от­ношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать раз­личные контуры и изображения, выполнять разнообразные ви­ды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на­тюрморт).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей

«Учимся рисовать»:

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа»,

«Графика, живопись и народные промыслы»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».


Пояснительная записка по курсу

«Познаем мир»


Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развива­ются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваи­ваются правила поведения в природе и обществе.


К концу года дошкольник должен научиться:

Наблюдать основные свойства разных предметов (игру­шек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специ­альных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вку­су и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материа­лов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (фор­ме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и до­полнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предме­тов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, тре­угольный, похожий на шар), ориентироваться в количест­венных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибав­лять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, поме­щении школы. Ориентироваться на улице: нахо­дить свой дом относительно остановки транспорта; знать

дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (на­ходить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные зада­ния, связанные с ориентировкой и перемещением в простран­стве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений ме­жду предметами (расположение мебели, окон, дверей, предме­тов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоуголь­ник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторо­на, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью дру­гих предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недав­но», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Наблюдать и называть явления природы и деятельность лю­дей, характерные для данного времени года (например, листо­пад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен го­да, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описы­вать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по из­даваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окра­ски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бе­режно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Знать название родного города, страны, столицы. Наблю­дать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достоприме­чательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная пло­щадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транс­порта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять вни­мательность и осторожность на улицах и во дворах, знать неко­торые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зеб­ра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спо­койно сидеть и т. д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать назва­ния некоторых профессий людей и соответствующих этим про­фессиям трудовых действий.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, пред­меты быта, костюмы).


Тематическое планирование занятий

по курсу «Познаем мир» (25 часов)

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Мир вокруг нас. Ориентация в пространстве.

1

2.

Природа живая и неживая. Умение выражать свои эмоции.

1

3.

Сезонные изменения в природе. Осенняя пора.

1

4.

Безопасное поведение в лесу. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

1

5.

Дикие животные. Правила поведения в природе.

Работа по картине «Как белочка готовится к зиме».

1

6.

Домашние животные и их детёныши. Питомцы у нас дома

1

7.

Россия - наше государство. Столица России - Москва. Символика. Флаг России

1

8.

Наш город-герой Волгоград-город памяти (фильм).

1

9.

Сезонные изменения в природе. Зима.

1

10.

«Если ты заболел» Как уберечь себя от болезни

1

11.

Правила вежливости. Учимся выражать свои эмоции (презентация).

1

12.

Наступает Новый год! Инсценировка «У новогодней ёлки».

1

13.

Правила поведения в общественных местах (презентация). Игра «В театре».

1

14.

Наш город. Правила поведения на улице. Дорожное движение (презентация).

1

15.

« Разговор о правильном питании» .

1

16.

Режим дня.

1

17.

Как звери зимуют.

1

18.

Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры. Учимся выражать свои мысли.

Викторина по сказкам.

1

19.

Расскажи о себе. Моя семья.

1

20.

Поговорим о маме. Международный праздник – Женский день - 8 Марта.

1

21.

Птицы - наши друзья

1

22.

Русские праздники «Масленица!»

1

23.

Весна. Сезонные изменения в природе.

1

24.

Пословицы, поговорки, загадки о весне.

1

25.

Цветы-первоцветы. Викторина о цветах.

1

Итого


25 часов



Пояснительная записка по курсу

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»


Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» вклю­чает знания и умения, являющиеся средством развития мышле­ния и воображения. Особое внимание уделяется осознанию деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечи­вающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

  • символическая пропедевтика — подготовка к оперирова­нию знаками.


К концу года дошкольник должен научиться:

Уста­навливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результа­ты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (уда­лить или добавить элементы); измерять величины, выбирать ме­ры для измерения, сравнивать величины. Получать числа при­бавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравен­ство) предметов (+1,-1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в преде­лах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), со­став числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «преды­дущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и поль­зоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; исполь­зовать различные средства изображения при выполнении ариф­метических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выде­лять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фи­гур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяю­щемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответст­вии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Рас­познавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величи­ны, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с пред­метами сравнивать смежные числа, накладывать или приклады­вать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд ве­личин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Счи­тать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, эле­ментарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так бу­ду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если не­правильно ее сделал.


Тематическое планирование по курсу

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»(25 часов)


п/п

Тема занятия

Количество часов

Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развитие внимания (найди такую же, расставь значки).

1

Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине.

1

Сравнение групп предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно»

1

Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".

1

Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже).

1

Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия).

1

Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.

1

Геометрические фигуры:  треугольник, овал, круг.

Составление  фигуры из частей. Количество и счёт. Число и цифра 3. Состав числа три.

1

Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат.

Составление  фигуры из частей.

Количество и счёт. Число и цифра 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине.

1

Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному правилу.

1

Количество и счёт. Число и цифра 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт.

1

Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа.

1

Вычитание. Количество и счёт. Число и цифра 6.

1

Дни недели.

Количество и счёт. Число и цифра 7. Состав числа семи.

1

Времена года. Месяц.

1

Количество и счёт. Число и цифра 8. Состав числа восьми.

1

Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь). Сравнение предметов по размеру.

1

Количество и счёт. Число и цифра 9. Состав числа девяти. Многоугольники. Геометрические мозаики

1

Число 10. Состав чисел первого десятка.

Количество и счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт.

1

Пространственные тела: куб, шар, брусок.

Игра-путешествие в страну Математики.

1

Установление закономерности и использование для выполнения задания.

1

Составление математических рассказов.

1

Составление математических рассказов.

1

Сравнение чисел первого десятка.

Уравнивание двух групп предметов.

1

Предыдущее и последующее число.

Графический диктант.

1

Итого


25 часов



Пояснительная записка по курсу

«Учимся родному языку»


Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготов­ке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.


К концу года дошкольник должен научиться:

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, ин­тонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трёх-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определённым звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.


Тематическое планирование занятий по курсу

«Учимся родному языку» (25 часов)


п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Игра «Полслова за вами».

1

2.

Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет». «Кто больше назовет слов на темы «Семья» «Дом»

1

3.

Гласные звуки и буквы. Нахождение их в слове. Игра «Кто наблюдательней» Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

2

4.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Слово. (работа с кассой букв и слогов) Штриховка . Печатание букв, обозначающие гласные звуки.

2

5.

Страна «Алфавития» Игра « Сочини сказку о предмете» Условные значки и обозначения. Противоположные слова. Игра «День - ночь»

1

6.

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Раскрашивание и штриховка.

1

7.

Звук-буква- слог-слово . Штриховка . Печатание слов. Игра «Составь слово»

2

8.

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку» Штриховка.

1

9.

Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Доскажи словечко» Развитие речи (работа с загадками). Штриховка.

2

10

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

1

11.

Упражнение в определении звуков и их кодирование символами. Развитие речи Игра «Угадай цветок по описанию». Штриховка.

1

12.

Ударение. Обозначение ударения. Игра «Молоточки». Разучиваем скороговорки, чистоговорки.

1

13.

Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово».

1

14.

В стране слов Чтение двусложных слов. Развитие речи Составление рассказа по картинке Штриховка.

1

15.

Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Составление рассказа по картине.

2

16.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Игра «Угадай словечко»

1

17.

Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

2

18.

В стране зеркал. Буква и ее отражение. Игра «Раздели слово на части» .

1

19.

Итоговое занятие.

1

Итого


25часов



Пояснительная записка по курсу

«Учимся рисовать»


Содержание раздела «Учимся рисовать» на­правлено на развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), и способствует формированию ряда уме­ний, которые можно объединить в несколько блоков:

  • пространственная ориентировка;

  • умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности.


К концу года дошкольник должен научиться:

Копировать образцы букв, цифр, геометрических фигур.

Правильно держать лист бумаги и карандаш.

Свободно работать карандашом.

Выполнять разнообразные ви­ды штриховки.

Различать названия главных и составных цветов.

Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Узнавать изображённые на картине предметы, явления, действия.

Пользоваться простейшими приёмами лепки.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с об­разцом.

Тематическое планирование занятий по курсу

«Учимся рисовать» (25 часов).


п/п

Содержание деятельности

Количество часов

Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы.

1

Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. Сравнение объектов, предметов по цветовой гамме.

1

Знакомство с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания). Рисование линии в нужном направлении.

1

Графическое изображение предмета. Анализ изображения по форме, пропорциям, частям. Рисование предметов круглой формы.

1

Пространственное расположение предметов. Особенности расположения предметов: в центре, вверху, внизу, справа, слева. Выделение пространственных от­ношений между элементами изображения.

1

Ориентирование в пространстве листа. Изображение предмета, крупно полностью используя лист бумаги.

1

Использование цвета для передачи настроения в рисунке. Изображение предметов по представлению.

1

Рисование простых по форме предметов. Выполнение разнообразных ви­дов штриховки.

1

Изображение человека в статике и динамике.

1

Изображение животных в статике и динамике.

1

Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение различий.

1

Знакомство с произведениями русских художников.

1

Аппликация. Знакомство с материалами, инструментами, правилами работы. Использование цвета для передачи настроения в аппликации.

1

Работа с ножницами. Вырезание из цветной бумаги квадрата, треугольника.

1

Работа с бумагой: скручивание бумажной ленты в завиток.

1

Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо, вырезание фигур.

1

Составление простого узора и наклеивание его на картон.

1

Лепка. Знакомство с материалами, с инструментами, правилами работы с пластилином.

1

Копирование и создание изображений с помощью лепки по образцу.

1

Лепка предмета по представлению.

1

Знакомство с народной глиняной игрушкой. Лепка игрушки на основе традиционных приёмов лепки

1

Коллективное выполнение задания: летняя поляна.

1

Представления о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, скульптура; пейзаж, портрет, на­тюрморт).

1

Выделение части предмета из целого, сравнение, нахождение различий.

1

25

Знакомство с произведениями русских художников.

1

Итого


25 часов












































Статья по теме "Предшкольная пора"
  • Начальные классы
Описание:

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подго­товки к школе детей 5,5-6 лет.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной ком­плексной программы:

социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к система­тическому обучению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (де­кабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществля­ется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним нача­лом систематического образования особого внимания требует решение многих  задач.

Автор Власова Любовь Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 343
Номер материала 34551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓