Главная / Иностранные языки / Статья "Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка"

Статья "Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка"

Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка.

Актуальность: Ежегодно система образования в России модернизируется. Происходящие в последние годы в Российской Федерации общественно-политические, экономические, социально-культурные изменения отразились и на системе образования. Это нашло отражение в законе Российской Федерации «Об образовании», основным принципом которого является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»[1,c.3]

Анализ научной философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать выводы о том, - что в современном мире возрастает значимость эстетического воспитания как необходимого условия не только для формирования гармонично развитой творческой личности, но и для прогресса всего общества в целом.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование эстетически развитой личности, обладающей определенными знаниями и умениями и готовой к творческой деятельности. Содержание данного процесса определяется целями и задачами эстетического воспитания, а стратегия решения данных проблем опирается на общепедагогические принципы воспитания.

При выборе средств и методов необходимо учитывать специфику эстетического воспитания, возрастные и психологические особенности учащегося. Критерии эстетической воспитанности позволяют не только определить ее уровень, но и наметить пути преодоления трудностей и решения проблем, возникающих в процессе эстетического воспитания.

В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают, главным образом, гуманитарные предметы. В школе иностранный язык выступает как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной компетенции. Начальный этап обучения английскому является очень важным не только для формирования общеучебных и специальных навыков и умений, но и для дальнейшего развития эстетической культуры. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Младший школьный возраст-это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы работы:

"Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка ".

Объект работы: оценка уровня эстетической воспитанности, управление учебно-воспитательным процессом.

Предмет исследования: сущность, принципы, функции эстетического воспитания, критерии и способы оценки качества эстетического воспитания.

Цель работы: создание системы мониторинга и контроля качества эстетического воспитания, обеспечивающей эффективную деятельность.

Гипотеза: мониторинг качества обеспечиваемого школой эстетического воспитания предоставит управлению сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию.

Ожидаемый результат: образовательный мониторинг позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы учителя, а, следовательно, и к повышению качества воспитания.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания или управления.

Основные направления мониторинга: длительное и систематическое обследование с целью получения информации, необходимой для того, чтобы проследить динамику развития личности ученика в образовательном процессе.

Процесс изучения иностранного языка обуславливается содержательной стороной речи, охватывающей все стороны жизни ребенка, а также процессом обучения всем видам речевой деятельности, позволяющим использовать средства, методы и приемы, характерные для эстетического воспитания. Это дает возможность не только решать конкретные задачи обучения, но и формировать эстетическое восприятие, развивать эстетические чувства, участвовать в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые влияют на изучение уровня эстетической воспитанности учеников. Исходя из этого, для мониторинга были выбраны те критерии, которые соответствуют возрастным сферам развития младшего школьника.

Диагностические методики: целенаправленное педагогическое наблюдение, метод обобщения независимых характеристик, анкетирование, ранжирование и специальные творческие задания.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы - определен исходный уровень эстетической воспитанности. На данном этапе эксперимента были выявлены две группы младших школьников экспериментальных классов по 11 человек (всего в ЭГ1 и ЭГ2 22 человека) и 20 человек в контрольной группе (КГ1). Наблюдения и экспериментальная работа проводились в течение 1 года (2013-2014г.) в рамках учебного процесса МБОУ СОШ №4 с.Белое. Результаты констатирующего эксперимента во всех группах оказались близки, что позволило сделать вывод о недостаточном уровне эстетической воспитанности младших школьников. Возникла необходимость проведения специальной работы по формированию эстетической культуры.

Формирующий этап - на уроках английского языка осуществлялась работа по развитию эстетических умений и навыков, эстетического восприятия, эстетических чувств, по включению в эстетическую деятельность. Для этого использовались различные средства, приемы и методы эстетического воспитания, реализация которых осуществлялась в ходе обучения говорению, чтению, письму, аудированию. Широкое варьирование форм организации учебно-воспитательного процесса опиралось на учет возрастных особенностей учащихся и педагогические подходы использования воспитательного потенциала уроков английского языка.

Аналитический этап эксперимента - проводилось сопоставление материалов, полученных во всех экспериментальных и контрольных группах, их заключительный анализ, обобщение; статистическую обработку обобщенных показателей результатов опытной работы.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что после проведения формирующего эксперимента количество учащихся с высоким уровнем эстетической воспитанности в ЭГ 1 и ЭГ 2 увеличились на 37 % и составили 8 и 7 учащихся соответственно, а количество учащихся с низким уровнем снизился на 27 % и составил ЭГ 1 – 0, ЭГ 2 – 1, что свидетельствует о достаточно высокой результативности проведенной работы.

Вывод: данные эксперимента показывают устойчивую положительную динамику изменения уровней эстетической воспитанности практически у всех младших школьников экспериментальных групп, что свидетельствует об эффективности реализуемой системы уроков по целенаправленному воспитанию эстетической культуры. Проведение педагогического мониторинга подтвердило вывод о повышении уровня эстетической воспитанности в ходе целенаправленного эстетического воспитания на уроках английского языка. Информация, собранная в ходе мониторинга, обеспечит учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания или управления.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» текст с изменениями и дополнениями на 2010 год:- М.: Эксмо, 2010.-34с.

2. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. –М.: Просвещение,2008.- Ч.2,2008.-232с.

3. Программы общеобразовательных учреждений по английскому языку:- М.:Просвещение,2005.- 31с.

4. Проект Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Послание Федеральному собранию Д.А. Медведева 5 ноября 2008 г.

5. Алексеев А.П., Воробей Ю.Д., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь.-М.: Проспект,2009.-496с.

6. Аристотель. Сочинения: В 4 т.:- М.:Мысль, 1981.-Т.4,1981-327с.

7. Белинский В.Г. Статьи о русской литературе.- М.:Владос,2008.-240с.

8. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход –основная стратегия обновления школы//Иностр. языки в школе.-2002.-№2.-С.11-15.

9. Блонский П.П. Педология.-М.: Владос,2000.-288с.

10. Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа.- 2007.-№3-С.13

Статья "Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности младших школьников на уроках английского языка"
  • Иностранные языки
Описание:

Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе — к педагогическому мониторингу, предполагающему длительное системное слежение за состоянием системы образования. "Мониторинг" - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией.

          Как оценить качество образования и воспитания в школе? Проблема не только сложная, а сложнейшая в современных условиях.

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы работы:

"Педагогический мониторинг как основной механизм уровня эстетической воспитанности  младших школьников на уроках английского языка ".

Автор Алейникова Анна Николаевна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 774
Номер материала 6281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓