Главная / Начальные классы / Статья «Особенности подготовки исследовательской работы младших школьников»

Статья «Особенности подготовки исследовательской работы младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Орска»






Тема:


«Особенности подготовки исследовательской работы младших школьников»






Выполнила:

Алексеева Марина Васильевна

учитель начальных классов



Орск, 2014


"Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках. Послушать... Понюхать...

И может быть попробовать на вкус...

О, сколько всего я смогу…

Найти самостоятельно!»


Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской деятельности в жизни ребенка. Всякий здоровый ребёнок уже рождается исследователем.

Обучение элементам учебного исследования можно проводить уже на начальном этапе школьного образования, и мы в этом уже убедились.

Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником, призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования и определить круг проблем.

На практике мы столкнулись с тем, что для начинающего исследователя классическая модель организации исследовательской деятельности сложна к самостоятельному применению.

1. Выбор темы.

2hello_html_1996358.png. Определение цели и задач исследования.

3. Изучение литературы.

4. Консультации у специалистов.

5. Сбор материала.

6. Обработка и оформление результатов.

7. Защита.

Семилетнему ребёнку сложно самому выбрать тему и тем более определить цели и задачи исследования. Общая база еще недостаточна. И стало понятно, что только совместная работа: учитель, ученик, родитель, принесет положительный результат.

Начинаем работу с вопросов к классу:

- Что такое исследование?

- Где и как человек может проводить исследование?

- Что надо для того, чтобы стать хорошим исследователем?

Приходим с детьми к выводу: прежде всего надо уметь наблюдать.

Тем самым дети получают информацию о самом популярном методе исследования – наблюдении.

Наблюдение должно быть целенаправленным: смотрим мы глазами, слушаем ушами, а «видим и слышим » - умом.

hello_html_268348d9.png



Предлагаем практическую работу:

1. Перед вами парные картинки, что у них общего, чем отличаются и т.д.

2. Какие картинки спрятались?

3. А в жизни, за какими объектами вы можете наблюдать? (за кошкой, птицами, деревьями, машинами, числами и т.д.)

Что тебе больше всего нравится?

Что тебя волнует?

Ответы разные: растения, животные, динозавры, машины, спорт и т.д.

В этот самый момент важна роль педагога. Необходимо организовать деятельность так, чтобы ребенок сам, как бы «случайно» обнаружил интересный факт и проявил желание к его дальнейшему изучению.

Намечаем шаги работы. Прежде всего, учим детей видеть проблему.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для того чтобы развить у детей умение видеть проблему, можно предложить задание.

3. «Посмотрите на мир чужими глазами». Детям читаем неоконченный рассказ. Они должны продолжить его

4. Составьте рассказ, используя данную концовку.

Детям читаем концовку рассказа, и предлагается подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так.

Вывод: итак, проблему, которую выявили, будем решать. Но эта проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Далее определяем тему исследования.

hello_html_m4cc593a4.png






Тема должна быть:

- интересной, близка детям,

- выполнимой,

- оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности,

- доступной, соответствовать возрастным особенностям учащихся.

hello_html_39c61067.png




Пример: по телевизору множество рекламных роликов внушают потребителю, что чипсы и сухарики вкусны. У ребенка возник вопрос: полезна ли эта еда для детей, стоит ли верить рекламе и есть на ходу. Так возникла тема «Влияние фаст – фудов на организм человека».

hello_html_m463719bd.png

После просмотра фильма «Королевство кривых зеркал» появился вопрос о том, какие же необычные свойства таят в себе зеркала? Как зеркала влияют на человека? Тема «Зеркала творят чудеса».

На уроке математики, при изучении геометрических тел дети смотрели театр теней. Геометрические тела проецировали на плоскую поверхность, говорили о том, где можем видеть геометрические фигуры, в каких предметах они спрятались. Ученика заинтересовали формы фигур. Так родилась работа по теме «Геометрия вокруг нас».

Если же ученику трудно определится с темой, то советуем ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Так же в роли помощника и советчика выступают и родители учащихся. Наша, задача - не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультанта. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея исследовательской работы. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими исследования. С этой целью мы проводим специальные собрания-лекции, на которых разъясняем родителям суть написания исследовательских работ и его значимость для развития личности детей; рассказываем об основных этапах исследовательской деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

После выбора темы нам необходимо поставить цель и определить задачи исследования.

Ребенок должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы, какой результат предполагается получить.

Цель нашей работы:

1. обоснование вреда, наносимого фаст-фудом здоровью человека.

2. выяснить, какие геометрические фигуры, тела встречаются вокруг нас.

3. открыть необычные свойства зеркал.


Для того, чтобы сформулировать задачи исследования – мы определяем для себя, что выполняет ребенок – теоретически, а что экспериментально, то есть задачи показывают, что дети собираются делать.


  1. Изучить историю возникновения геометрии (теория).

  2. Узнать о разнообразии геометрических фигур (теория).

  3. Узнать, какие основные фигуры чаще всего встречаются (экспериментальная работа).

  4. Установить взаимосвязи геометрии с окружающей действительностью (экспериментальная работа).

  5. Оформить результаты исследования.

На данном этапе еще несформировавшемуся исследователю необходима помощь педагога в освоении методов изучения объектов и явлений, в способах добычи информации, в выработке гипотезы. Первое, что позволяет появиться на свет гипотезе это - проблема. А откуда берётся проблема? Ребёнок думает, что-то читает, беседует с одноклассниками, проводит эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное.

Пример:

1. если люди будут часто употреблять фаст-фуды, принесёт ли это им пользу.

2. если мы изучим необычные свойства зеркал, то научимся ли мы управлять своим настроением и эмоциям, повышать благоприятную атмосферу в доме.

3. если мы посмотрим вокруг себя, то мы действительно можем увидеть геометрические фигуры в различных предметах.


Следующий этап нашей работы это составление плана работы.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос:

как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

hello_html_1a6e56ef.png

Обязательно определяем планы действий по достижению цели:

  • к кому можно обратиться за помощью (родителю, педагогу, к работникам музея, архива, справочного бюро, работнику библиотеки и т.д.);

  • с помощью каких источников можно найти информацию (понаблюдать, провести эксперименты, чтение литературы, найти материал в глобальной сети Интернет, познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования и т. д.);

  • какие предметы использовать при исследовании (то есть оборудование).

hello_html_m69ebeb44.png




То есть учащиеся: наблюдают, читают, спрашивают.

Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать работу интереснее возрастает.

Материал собран, перед нами стоит задача: проанализировать содержание материала и вместе с родителями оформить работу. Учащиеся начальных классов еще не могут сами обобщить, систематизировать и оформить материал. Главное, что ребенок включился в работу и получил результат. Это и есть особенность исследований в начальной школе.

В процессе работы помогаем ребенку правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного, выделить главное и второстепенное. В рамках данного вида работы учащиеся собирают и обрабатывают полученную информацию опять же с помощью родителей, и под руководством учителя.

От теоретической части переходим к экспериментальной. Описываем методику исследования. Это описание того, что и как делал автор исследования: опыты, эксперименты, анкетирование, опрос и т.д.

hello_html_5c542aa0.pnghello_html_m25257b57.png

После этого представляются результаты исследования, то есть собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Так, при работе над работой «Геометрия вокруг нас» ребенок изучил историческую справку о возникновении науки геометрии. Обратился к родителям, одноклассникам с просьбой помочь изготовить геометрические тела. Некоторые дети нашли загадки, стихи по теме.

Нhello_html_m72e3442d.pngа данном этапе можно предложить детям задать вопросы. Фигура + первые слова от вопросов (что это за фигура, где мы можем ее увидеть в каких предметах? и т. д).





Играли в игры

1. Д/игра «Фотограф»

2. «Собери фигуру»

3. Д/игра «Найди пару»

4. Д/игра «Дорисуй предмет»


hello_html_mbf24df6.pnghello_html_5de8b4b0.png


Как видите, одноклассники принимают участие в создании исследовательских работ. Также мы сумели заинтересовать родителей. Они активно включаются в исследовательскую деятельность своих детей. Этот фактор положительно влияет, прежде всего, на отношения в семье, делает членов семьи ближе, что в наше время это общение крайне необходимо.

Чем разнообразнее будет практика, тем интереснее получится финал исследовательской работы.

И завершаем работу выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаем результаты исследования. Это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

В целом можно составить таблицу совместной работы учителя, учащегося и родителей.



hello_html_2402ccf3.png



Очень важным моментом является защита работы. Это дает ребенку возможность осознать значимость его работы. В выступлении ребенок делает выводы и показывает значимость исследования для него.

Проводим защиту в виде презентации, доклада, конференции.

Важно похвалить ребенка, особенно отметить то, что получилось хорошо. Первые сообщения далеки от совершенства. Но со временем отчеты становятся более развернутыми, обстоятельными, конкретными.

На протяжении семи лет мы с детьми и их родителями занимаемся исследовательской деятельностью. Благодаря рекомендациям, консультациям, которые проводит для нас Лущилина Альфия Мавзировна, мы научились и научили учащихся проводить исследования.

Ежегодно учащиеся класса становятся победителями и призерами научно – практических конференций.

Вывод: исследовательская деятельность воплощает в себе требования времени, актуальна и очень эффективна. Она способствует повышению интереса к обучению, формирует информационную культуру, увеличивает познавательную активность, развивает процессы памяти, мышления, воображения, творческие способности, что способствует развитию личности.








Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение …».

4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу о жизни

выявить, чем питаются

установить места проживания;

выяснить.

рассмотреть

определить

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).

6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

«Наблюдение начали …»

7. (Описание работы). Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами: обглоданными палочками.

8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни совпадают. Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения

8



Статья «Особенности подготовки исследовательской работы младших школьников»
  • Начальные классы
Описание:

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет  нас пересматривать роль и значение исследовательской деятельности   в жизни ребенка. Всякий здоровый ребёнок уже рождается исследователем.

 Обучение элементам учебного исследования можно проводить уже на начальном этапе школьного образования, и мы в этом уже убедились.

Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником, призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования и определить круг проблем.

Автор Алексеева Марина Васильевна
Дата добавления 14.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 445
Номер материала 7140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓