Послесловие
Учимся видеть
слушателей
К
педагогам-музыкантам у меня сложилось особое мнение после непродолжительного
директорства и непосредственного общения с ними. Но, любой опыт бесценен! И
директорский опыт позволил мне глубже понять положительные и проблемные стороны
дополнительного образования в целом, познакомиться и завязать партнерские
отношения с директорами городских внешкольных организаций, которые
поддерживаются и сегодня. Однако мое видение было ограничено рамками города. Работа
в Институте позволила мне расширить свое представление о тех радостях и
разочарованиях, с которыми сталкиваются внешкольные организации дополнительного
образования нашей области.
В
рамках курсов повышения квалификации, проводимых на базе Института, вместе со
слушателями нам посчастливилось побывать в КГКП «Детская школа искусств
г.Сарани», во главе которой стоит поражающая своей энергией, творческим
подходом к любому делу, общественный деятель и просто высококультурный человек
– Кожухова Зауреш Алтынбековна. Во-первых, поразил тот факт, что в школе
большой процент молодых преподавателей – выпускников этой же школы, которые
после получения дипломов, вернулись в родные пенаты (и это на фоне всеобщего устаревания
кадров!). Во-вторых, педагоги проводят реальную музыкально-просветительскую работу
как внутри школы с приглашением, например, ветеранов, детей-инвалидов, так и за
ее пределами, организуя шефские концерты в дошкольных организациях, на
предприятиях, в воинской части. Итогом этой поездки стало обобщение опыта
проведения воспитательной работы данной школы, создания презентации, с которой выступаю
перед представителями эстетического направления дополнительного образования, слушателями
курсов повышения квалификации, на различных мероприятиях, затрагивающих
проблемы воспитания в целом и дополнительного образования в частности. Любой
опыт бесценен!
Приглашение
к сотрудничеству от Рахимова Абдрасила Нугмановича, позволило воочию убедиться
в его отеческом отношении к педагогам КГКП «Детская школа искусств г.Каражал». Сколько
энтузиазма в этом человеке! Он старается заразить им всех – и детей, и
преподавателей, и родителей! Он все время в поиске – новых возможностей участия
в различных творческих конкурсах для обучающихся, контактов с
директорами-единомышленниками, методических и нотных новинок и т.д. Этот
неуемный энтузиазм позволил Абдрасилу Нугмановичу организовать для
преподавателей, занимающихся дополнительным образованием детей, курсы повышения
квалификации на базе своей школы. С результатами деятельности которых
познакомилась в ходе проведения конкурса «Лучший ученик», проводимого между
общеобразовательными школами г.Каражал. По тому, что часть ребят представила
свои художественные творения (работы в технике квилинг, картины), часть –
музыкальные номера, невольно приходишь к выводу о том, что в число лучших
входят дети, занимающиеся дополнительным образованием под руководством
педагогов-профессионалов. Любой опыт бесценен!
Топар…
Откровенно говоря (опять же издержки моего недолгого пребывания директором
городской школы), не имела понятия о том, что в поселке (!) Топар функционирует
КГКП «Школа искусств». Ухоженные помещения школы, замечательный коллектив, создание
условий для творческого роста и преподавателей, и обучающихся – все создано и
бережно поддерживается заботливыми руками директора Мурадовой Ольги Фахрадовны.
Курсы повышения квалификации на базе этой школы в рамках оказания
дополнительных образовательных услуг позволили мне непосредственно окунуться в
творческую атмосферу. Итогом нашей совместной работы стал выпуск методических
материалов преподавателей школы. Любой опыт бесценен!
Это
вкратце об опыте, полученным мной в результате общения со слушателями курсов
повышения квалификации «на местах». Намеренно не называю имена преподавателей,
с которыми имела честь познакомиться в этих поездках. Они все разные, но их
объединяет творчество, в котором они живут и которым щедро делятся со своими
учениками! Любой опыт бесценен!
Немало
положительного получено мной и в результате общения со слушателями курсов
повышения квалификации, проводимых на базе Института. Моя цель – дать
преподавателям-практикам не только новые знания, но и позволить им осознать
значимость проводимой ими работы по повышению общего уровня культуры
подрастающего человека, поделиться своим опытом, расширить свои знакомства
среди коллег, в ходе проведения краткосрочных курсов с 13 января текущего года
была реализована в полной мере. В первую очередь потому, что категория была
узконаправленной – педагоги ДМШ, т.е. собрались единомышленники, во-вторых, за
очень короткий срок нам удалось найти общий язык и создать на курсе атмосферу,
благодаря которой слушатели пришли к необходимости поделиться практическими
наработками. В ходе проведения занятий большое внимание было уделено вопросам
обновления методов и форм преподавания музыкального исполнительства. Поиск
решения проблемы увеличения и сохранения контингента музыкальных школ привел
слушателей к тому, что необходимо в укоренившемся классическом преподавании
(«как нас учили», «раз-и, два-и») использовать элементы современного подхода. В
связи с тем, что в число обучающихся ДМШ сегодня все больше входит дошкольников,
на курсах было решено направить совместные усилия на обобщение опыта и поиск эффективных
музыкальных игровых технологий.
В
числе слушателей были преподаватели домбры, фортепиано, баяна, флейты, теоретики,
концертмейстеры. Но всех объединял дух профессионализма, заинтересованности и
открытости.
Своим
опытом поделилась преподаватель фортепиано с тридцатилетним стажем Старцун Е.В.
(ДМШ №1 г. Шахтинска). Она обратила внимание молодых преподавателей по
специальности на то, что идея использовать игровые технологии в процессе
обучения игры на фортепиано не нова. Например, автор сборника «Первая встреча с
музыкой» Артоболевская А. описывает игру «Музыкальное лото». На занятиях
ансамбля Елена Вольдемаровна использует игру «Музыкальное домино». Она
предлагает ее детям к концу первого и начале второго года обучения, когда дети
уже накопили определенный музыкальный багаж и знают ноты скрипичного и басового
ключа. При этом учитывается тот факт, что в 1 классе ДМШ могут учиться дети
разных возрастов, начиная от дошкольного. В ход игры привлекаются и родители,
часто присутствующие на уроках и хорошо ориентирующиеся в нотах. Елена
Вольмаровна объяснила присутствующим и технологию изготовления фишек: «Из
картона нарезаются прямоугольнички размером 2х5, на одной половинке красным
карандашом рисуем нотный стан со скрипичным ключом и определенной нотой, на
другой фиолетовым карандашом – ноты в басовом ключе. Чем ярче по цвету фишки,
тем интереснее они выглядят. Комбинаций в сочетании нот в обоих ключах довольно
много, у меня примерно 120 фишек, этого хватает для игры примерно на 50 минут».
Правила игры как в обычном домино: у каждого игрока по 6 фишек, остальное
складывается вместе – это «базар». Если есть на руках соответствующая фишка, то
игрок делает ход, нет – «идет на базар». Елена Вольдемаровна подчеркивает, что
«непременным условием является проговаривание вслух той ноты, которая ставится,
и той, которая оставляется для следующего участника». Например: делая ход, один
игрок говорит «Ставлю ми малой октавы, оставляю ре второй октавы»,
следующий участник – «ставлю ре второй октавы, оставляю ля
большой октавы» и т.д. Таким образом, использование в процессе обучения
предложенной педагогом Старцун Е.В. игры дает несколько эффектов:
-
повышение интереса детей к обучению;
-
закрепление полученных знаний в игровой форме;
-
привлечение родителей к процессу обучения;
-
укрепление семейных связей и т.д.
Любой
опыт бесценен!
Сосновский
Александр Александрович (концертмейстер «ШИ №1» г. Караганды) рассказал о проблеме
дисциплины, с которой они столкнулись вместе с преподавателем на занятиях
хореографии. Пока педагог разучивал танцевальные элементы с частью
исполнителей, вторая была предоставлена сама себе, явно нарушая тишину и
дисциплину. Тогда и возникла идея сочинять вместе с детьми сказку-игру,
основным сюжетом которой должен был стать танец. Оговаривались «декорации»,
сюжет, роли, правила и условия проведения игры. Например, при разучивании танца
«Яблочко», дети представляли сцену кораблем. По ходу танца из-за кулис
навстречу друг другу должны появляться две шеренги «моряков». Учитывая то, что
усвоение танцевальных движений у детей разное, то в правофланговые выбираются те,
кто хорошо и выразительно исполняет танец (обычно это самые непоседливые дети).
Причем, придавая дух соревнования, педагог и концертмейстер по окончании
танцевальных передвижений определяли лучшее исполнение. Александр Александрович
отметил тот факт, что вопросы дисциплины сразу были сняты и процесс обучения стал
проходить быстрее, качество выполнения танцевальных па возросло. Любой опыт
бесценен!
Педагогическое
образование, опыт работы в общеобразовательной школе и детском сады помогает
Агеевой Руфине Анатольевне поддерживать интерес у обучающихся КГКП «ДМШ №2» г.
Темиртау к занятиям вокала. Слушатели-коллеги получили не только практический
материал (физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику, подвижные упражнения),
но и с удовольствием выполнили ряд упражнений под руководством Руфины
Анатольевны.
Представляю
упражнение пальчиковой гимнастики «Улитка» (фото Агеевой Р.А.).
1.
В домике круглом
|
2.
В круглом окошке
|
3. Грела улитка на солнышке рожки
|
4. Грела улитка на солнышке рожки
(пошевелить
пальцами)
|
5. И разморило улитку немножко
|
6.
Вот, потянулась лениво улитка
|
7. Вот, затворила улитка калитку
|
8.
Спрятала ключ
|
9. И отправилась спать
|
10.
В самую круглую в мире кровать
(покачивая)
|
Руфина Анатольевна предложила шире использовать на
занятиях сольфеджио и музыкальной литературы зрительную гимнастику, например, «Ёлочка»,
«Матрешки», «Море», «Мяч», «Роза» и другие. Любой опыт бесценен!
Преподаватель
фортепиано, концертмейстер Стешкова Юлия Викторовна (КГКП «КССМШИ») раскрыла
несколько типов творческих заданий:
1.
Цветовое, графическое моделирование музыки, т.е., передача впечатлений от
прослушанного произведения средствами живописи.
2.
Придумать и «расселить» животных в зависимости от регистра, нарисовать рисунок
с ними. В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с
инструментами симфонического оркестра.
3.
Пластическое интонирование, когда можно поиграть в «дирижёра» или заняться
ритмопластикой.
4.
Создание простыми приёмами заданной звуковой картины (картинка природы или
ситуация из жизни).
5.
Ритмизация стиха с прохлопыванием ритмического рисунка «умными» ладошками.
6.
Знакомство с динамическими оттенками на примере сказок и различных творческих
заданий и игры «прятки» (в комнате прячется игрушка, а ученик ищет её,
внимательно прислушиваясь к громкости звучащей музыки).
7.
Знакомство со штрихами предлагается пройти, вспомнив примеры из жизни, когда
какие-либо действия или явления природы, похожи на штрихи legato, non
legato, staccato (дождь, тиканье часов, катание на лыжах и т.д.),
разгадывание стихотворных загадок-путаниц.
8.
Знакомство с ладами (мажор и минор) происходит на материале сказок с грустными
и весёлыми персонажами.
9.
Для лучшего запоминания нот можно предложить разгадывать ребусы, когда названия
нот «спрятаны» в слогах слов.
Любой
опыт бесценен!
Кульминацией наших поисков
практически апробированных элементов игровых технологий стало участие в Областном
семинаре для преподавателей вокально-хоровых дисциплин, организованного на базе
КГКП «ШИ №2 – Клуб ЮНЕСКО» г.
Караганды. Концертмейстер Кожановская
Ирина Борисовна представила разработанную группой педагогов хорового отделения
образовательную игру «Хоровое activity».
Представление игры Кожановской И.Б.
|
«Хоровое activity»
|
Ирина
Борисовна подчеркнула, что игра предполагает
разные уровни знаний в области хорового искусства, что помогает участникам
проверить или дополнить свои знания. В игре используются такие формы общения,
как мимика, вербальные и графические описания. Игра становится труднее по мере
своего развития, и кто будет победителем, может определиться только в последний
момент. В игре могут участвовать 2, 3 или 4 команды с минимальным количеством
участников 2 игрока в одной команде. Но цель игры не
только образовательная, но воспитательная – укрепить дружеские связи,
способствовать взаимопониманию участников одного музыкального коллектива,
повышение уровня коммуникабельности. Любой опыт бесценен!
Сегодня
мной представлен только тот опыт, который лежит на поверхности, подлежит
широкому использованию в практике. А сколько осталось «за кадром»?! Вопросы,
снятые в результате проведения «выездных» курсов повышения квалификации,
затрагивающие житейские (невозможность оставить семью, дом, хозяйство),
финансовые (затраты на проезд и проживание в городе), методические (оказание
методической помощи), научные (потребность в научных консультациях) проблемы.
Требуют
глубокого анализа и обобщения проблемы, вопросы, поставленные в ходе проведения
семинара для директоров дополнительного образования (28.11.13г.), II областного
семинара-практикума для преподавателей теоретических дисциплин (07.11.13г.), I
Областного семинара-практикума по хореографии «Традиции и современность:
проблемы и условия взаимодействия» (для специалистов дополнительного
образования) (25.01.14г.), проведенных в рамках реализации основных положений
Договора о сотрудничестве с КГКП «ШИ №1» г. Караганды (директор Бермичева
Анастасия Владимировна).
Любой
опыт бесценен, особенно если он востребован! И сегодня, после года работы в
Институте, свое желание поделиться на курсах тем, что знаю, меняю на знание желаний
слушателей, т.е. учусь видеть слушателя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.