Главная / Другое / Статья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1

Статья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1

Послесловие


Учимся видеть слушателей


К педагогам-музыкантам у меня сложилось особое мнение после непродолжительного директорства и непосредственного общения с ними. Но, любой опыт бесценен! И директорский опыт позволил мне глубже понять положительные и проблемные стороны дополнительного образования в целом, познакомиться и завязать партнерские отношения с директорами городских внешкольных организаций, которые поддерживаются и сегодня. Однако мое видение было ограничено рамками города. Работа в Институте позволила мне расширить свое представление о тех радостях и разочарованиях, с которыми сталкиваются внешкольные организации дополнительного образования нашей области.

В рамках курсов повышения квалификации, проводимых на базе Института, вместе со слушателями нам посчастливилось побывать в КГКП «Детская школа искусств г.Сарани», во главе которой стоит поражающая своей энергией, творческим подходом к любому делу, общественный деятель и просто высококультурный человек – Кожухова Зауреш Алтынбековна. Во-первых, поразил тот факт, что в школе большой процент молодых преподавателей – выпускников этой же школы, которые после получения дипломов, вернулись в родные пенаты (и это на фоне всеобщего устаревания кадров!). Во-вторых, педагоги проводят реальную музыкально-просветительскую работу как внутри школы с приглашением, например, ветеранов, детей-инвалидов, так и за ее пределами, организуя шефские концерты в дошкольных организациях, на предприятиях, в воинской части. Итогом этой поездки стало обобщение опыта проведения воспитательной работы данной школы, создания презентации, с которой выступаю перед представителями эстетического направления дополнительного образования, слушателями курсов повышения квалификации, на различных мероприятиях, затрагивающих проблемы воспитания в целом и дополнительного образования в частности. Любой опыт бесценен!

Приглашение к сотрудничеству от Рахимова Абдрасила Нугмановича, позволило воочию убедиться в его отеческом отношении к педагогам КГКП «Детская школа искусств г.Каражал». Сколько энтузиазма в этом человеке! Он старается заразить им всех – и детей, и преподавателей, и родителей! Он все время в поиске – новых возможностей участия в различных творческих конкурсах для обучающихся, контактов с директорами-единомышленниками, методических и нотных новинок и т.д. Этот неуемный энтузиазм позволил Абдрасилу Нугмановичу организовать для преподавателей, занимающихся дополнительным образованием детей, курсы повышения квалификации на базе своей школы. С результатами деятельности которых познакомилась в ходе проведения конкурса «Лучший ученик», проводимого между общеобразовательными школами г.Каражал. По тому, что часть ребят представила свои художественные творения (работы в технике квилинг, картины), часть – музыкальные номера, невольно приходишь к выводу о том, что в число лучших входят дети, занимающиеся дополнительным образованием под руководством педагогов-профессионалов. Любой опыт бесценен!

Топар… Откровенно говоря (опять же издержки моего недолгого пребывания директором городской школы), не имела понятия о том, что в поселке (!) Топар функционирует КГКП «Школа искусств». Ухоженные помещения школы, замечательный коллектив, создание условий для творческого роста и преподавателей, и обучающихся – все создано и бережно поддерживается заботливыми руками директора Мурадовой Ольги Фахрадовны. Курсы повышения квалификации на базе этой школы в рамках оказания дополнительных образовательных услуг позволили мне непосредственно окунуться в творческую атмосферу. Итогом нашей совместной работы стал выпуск методических материалов преподавателей школы. Любой опыт бесценен!

Это вкратце об опыте, полученным мной в результате общения со слушателями курсов повышения квалификации «на местах». Намеренно не называю имена преподавателей, с которыми имела честь познакомиться в этих поездках. Они все разные, но их объединяет творчество, в котором они живут и которым щедро делятся со своими учениками! Любой опыт бесценен!

Немало положительного получено мной и в результате общения со слушателями курсов повышения квалификации, проводимых на базе Института. Моя цель – дать преподавателям-практикам не только новые знания, но и позволить им осознать значимость проводимой ими работы по повышению общего уровня культуры подрастающего человека, поделиться своим опытом, расширить свои знакомства среди коллег, в ходе проведения краткосрочных курсов с 13 января текущего года была реализована в полной мере. В первую очередь потому, что категория была узконаправленной – педагоги ДМШ, т.е. собрались единомышленники, во-вторых, за очень короткий срок нам удалось найти общий язык и создать на курсе атмосферу, благодаря которой слушатели пришли к необходимости поделиться практическими наработками. В ходе проведения занятий большое внимание было уделено вопросам обновления методов и форм преподавания музыкального исполнительства. Поиск решения проблемы увеличения и сохранения контингента музыкальных школ привел слушателей к тому, что необходимо в укоренившемся классическом преподавании («как нас учили», «раз-и, два-и») использовать элементы современного подхода. В связи с тем, что в число обучающихся ДМШ сегодня все больше входит дошкольников, на курсах было решено направить совместные усилия на обобщение опыта и поиск эффективных музыкальных игровых технологий.

В числе слушателей были преподаватели домбры, фортепиано, баяна, флейты, теоретики, концертмейстеры. Но всех объединял дух профессионализма, заинтересованности и открытости.

Своим опытом поделилась преподаватель фортепиано с тридцатилетним стажем Старцун Е.В. (ДМШ №1 г. Шахтинска). Она обратила внимание молодых преподавателей по специальности на то, что идея использовать игровые технологии в процессе обучения игры на фортепиано не нова. Например, автор сборника «Первая встреча с музыкой» Артоболевская А. описывает игру «Музыкальное лото». На занятиях ансамбля Елена Вольдемаровна использует игру «Музыкальное домино». Она предлагает ее детям к концу первого и начале второго года обучения, когда дети уже накопили определенный музыкальный багаж и знают ноты скрипичного и басового ключа. При этом учитывается тот факт, что в 1 классе ДМШ могут учиться дети разных возрастов, начиная от дошкольного. В ход игры привлекаются и родители, часто присутствующие на уроках и хорошо ориентирующиеся в нотах. Елена Вольмаровна объяснила присутствующим и технологию изготовления фишек: «Из картона нарезаются прямоугольнички размером 2х5, на одной половинке красным карандашом рисуем нотный стан со скрипичным ключом и определенной нотой, на другой фиолетовым карандашом – ноты в басовом ключе. Чем ярче по цвету фишки, тем интереснее они выглядят. Комбинаций в сочетании нот в обоих ключах довольно много, у меня примерно 120 фишек, этого хватает для игры примерно на 50 минут». Правила игры как в обычном домино: у каждого игрока по 6 фишек, остальное складывается вместе – это «базар». Если есть на руках соответствующая фишка, то игрок делает ход, нет – «идет на базар». Елена Вольдемаровна подчеркивает, что «непременным условием является проговаривание вслух той ноты, которая ставится, и той, которая оставляется для следующего участника». Например: делая ход, один игрок говорит «Ставлю ми малой октавы, оставляю ре второй октавы», следующий участник – «ставлю ре второй октавы, оставляю ля большой октавы» и т.д. Таким образом, использование в процессе обучения предложенной педагогом Старцун Е.В. игры дает несколько эффектов:

- повышение интереса детей к обучению;

- закрепление полученных знаний в игровой форме;

- привлечение родителей к процессу обучения;

- укрепление семейных связей и т.д.

Любой опыт бесценен!

Сосновский Александр Александрович (концертмейстер «ШИ №1» г. Караганды) рассказал о проблеме дисциплины, с которой они столкнулись вместе с преподавателем на занятиях хореографии. Пока педагог разучивал танцевальные элементы с частью исполнителей, вторая была предоставлена сама себе, явно нарушая тишину и дисциплину. Тогда и возникла идея сочинять вместе с детьми сказку-игру, основным сюжетом которой должен был стать танец. Оговаривались «декорации», сюжет, роли, правила и условия проведения игры. Например, при разучивании танца «Яблочко», дети представляли сцену кораблем. По ходу танца из-за кулис навстречу друг другу должны появляться две шеренги «моряков». Учитывая то, что усвоение танцевальных движений у детей разное, то в правофланговые выбираются те, кто хорошо и выразительно исполняет танец (обычно это самые непоседливые дети). Причем, придавая дух соревнования, педагог и концертмейстер по окончании танцевальных передвижений определяли лучшее исполнение. Александр Александрович отметил тот факт, что вопросы дисциплины сразу были сняты и процесс обучения стал проходить быстрее, качество выполнения танцевальных па возросло. Любой опыт бесценен!

Педагогическое образование, опыт работы в общеобразовательной школе и детском сады помогает Агеевой Руфине Анатольевне поддерживать интерес у обучающихся КГКП «ДМШ №2» г. Темиртау к занятиям вокала. Слушатели-коллеги получили не только практический материал (физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику, подвижные упражнения), но и с удовольствием выполнили ряд упражнений под руководством Руфины Анатольевны.

Представляю упражнение пальчиковой гимнастики «Улитка» (фото Агеевой Р.А.).


1. В домике круглом

Фото4197






2. В круглом окошкеФото4198


3. Грела улитка на солнышке рожки

Фото4199







4. Грела улитка на солнышке рожки

Фото4201







(пошевелить пальцами)



5. И разморило улитку немножко

Фото4202








6. Вот, потянулась лениво улиткаФото4203


7. Вот, затворила улитка калитку

Фото4205







8. Спрятала ключФото4206

9. И отправилась спать

Фото4208








10. В самую круглую в мире кроватьФото4211








(покачивая)

Руфина Анатольевна предложила шире использовать на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы зрительную гимнастику, например, «Ёлочка», «Матрешки», «Море», «Мяч», «Роза» и другие. Любой опыт бесценен!

Преподаватель фортепиано, концертмейстер Стешкова Юлия Викторовна (КГКП «КССМШИ») раскрыла несколько типов творческих заданий:

1. Цветовое, графическое моделирование музыки, т.е., передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

2. Придумать и «расселить» животных в зависимости от регистра, нарисовать рисунок с ними. В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра.

3. Пластическое интонирование, когда можно поиграть в «дирижёра» или заняться ритмопластикой.

4. Создание простыми приёмами заданной звуковой картины (картинка природы или ситуация из жизни).

5. Ритмизация стиха с прохлопыванием ритмического рисунка «умными» ладошками.

6. Знакомство с динамическими оттенками на примере сказок и различных творческих заданий и игры «прятки» (в комнате прячется игрушка, а ученик ищет её, внимательно прислушиваясь к громкости звучащей музыки).

7. Знакомство со штрихами предлагается пройти, вспомнив примеры из жизни, когда какие-либо действия или явления природы, похожи на штрихи legato, non legato, staccato (дождь, тиканье часов, катание на лыжах и т.д.), разгадывание стихотворных загадок-путаниц.

8. Знакомство с ладами (мажор и минор) происходит на материале сказок с грустными и весёлыми персонажами.

9. Для лучшего запоминания нот можно предложить разгадывать ребусы, когда названия нот «спрятаны» в слогах слов.

Любой опыт бесценен!

Кульминацией наших поисков практически апробированных элементов игровых технологий стало участие в Областном семинаре для преподавателей вокально-хоровых дисциплин, организованного на базе КГКП «ШИ №2 – Клуб ЮНЕСКО» г. Караганды. Концертмейстер Кожановская Ирина Борисовна представила разработанную группой педагогов хорового отделения образовательную игру «Хоровое activity».


C:\Users\Салтанат\Desktop\ШИ_24, 25\IMG_0197.JPG


Представление игры Кожановской И.Б.

C:\Users\Салтанат\Desktop\ШИ_24, 25\IMG_0200.JPG


«Хоровое activity»


Ирина Борисовна подчеркнула, что игра предполагает разные уровни знаний в области хорового искусства, что помогает участникам проверить или дополнить свои знания. В игре используются такие формы общения, как мимика, вербальные и графические описания. Игра становится труднее по мере своего развития, и кто будет победителем, может определиться только в последний момент. В игре могут участвовать 2, 3 или 4 команды с минимальным количеством участников 2 игрока в одной команде. Но цель игры не только образовательная, но воспитательная – укрепить дружеские связи, способствовать взаимопониманию участников одного музыкального коллектива, повышение уровня коммуникабельности. Любой опыт бесценен!

Сегодня мной представлен только тот опыт, который лежит на поверхности, подлежит широкому использованию в практике. А сколько осталось «за кадром»?! Вопросы, снятые в результате проведения «выездных» курсов повышения квалификации, затрагивающие житейские (невозможность оставить семью, дом, хозяйство), финансовые (затраты на проезд и проживание в городе), методические (оказание методической помощи), научные (потребность в научных консультациях) проблемы.

Требуют глубокого анализа и обобщения проблемы, вопросы, поставленные в ходе проведения семинара для директоров дополнительного образования (28.11.13г.), II областного семинара-практикума для преподавателей теоретических дисциплин (07.11.13г.), I Областного семинара-практикума по хореографии «Традиции и современность: проблемы и условия взаимодействия» (для специалистов дополнительного образования) (25.01.14г.), проведенных в рамках реализации основных положений Договора о сотрудничестве с КГКП «ШИ №1» г. Караганды (директор Бермичева Анастасия Владимировна).

Любой опыт бесценен, особенно если он востребован! И сегодня, после года работы в Институте, свое желание поделиться на курсах тем, что знаю, меняю на знание желаний слушателей, т.е. учусь видеть слушателя.





Статья опубликована на сайте https://drive.google.com/file/d/0B2b9nHYtvaiMbE1uSXZlLVpRM2M/edit?pli=1
  • Другое
Описание:

В статье раскрыты особенности курсовой и посткурсовой работы со слушателями курсов повышения квалификации.

Автором предложено обощение опыта работы с такими организациями дополнительного оразования Карагандинской области, как КГКП «Детская школа искусств г.Сарани» во главе с директором Кожуховой З.А., КГКП «Детская школа искусств г.Каражал» - директор Рахимов А.Н., КГКП «Школа искусств п.Топар» - директор Мурадова О.Ф. 

В статье представлен опыт использования игровых технологий слушателей курсов повышения квалификации - педгогов-практиков. 

Автор Мукушева Салтанат Булатовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 417
Номер материала 23911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓