Главная / Директору-завучу / Статья об опыте работы учреждения дополнительного образования по созданию толерантного образовательного пространства

Статья об опыте работы учреждения дополнительного образования по созданию толерантного образовательного пространства



ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Паламарчук Инна Евгеньевна,

методист КГКП « Дворец детей и юношества», г.Жезказган



АННОТАЦИЯ

Толерантность - это важный компонент жизненной позиции любого человека. Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной социализации личности воспитанников, повышению уровня культуры, нравственности, гражданских позиций учащихся, воспитанию их в духе мира, терпимости.

В статье рассказывается о работе педагогов Дворца детей и юношества г.Жезказгана по созданию толерантного образовательного пространства, являющегося одним из важнейших условий воспитания и формирования современной личности, признающей право каждого человека на свободу слова и вероисповедания, следующего определенным ценностным ориентациям, способного к критическому диалогу с представителями иной культуры и уважению чужой позиции.


Ключевые слова: толерантность, учреждение дополнительного образования, социализация личности, поликультурное общество.



Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Таким образом, задачу ДДиЮ мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.

Дворец детей и юношества - лицензированное многопрофильное образовательное учреждение, где работают 62 кружка, 8 клубов и занимается 2691 ребенок в возрасте от 5 до 18 лет. Структура ДДиЮ включает 5 отделов. Также действуют кружки и клубы интеллектуального направления

Специфическими чертами нашего ДДиЮ как учреждения дополнительного образования являются: свобода выбора детских объединений ( кружков, секций) по интересам; неформальное общение, партнерские отношения между педагогами и детьми; отсутствие жесткой регламентации.

Именно в сфере дополнительного образования ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда имеют поддержку в школьном учебном процессе. Благодаря занятиям в объединениях многие воспитанники смогли определиться с выбором будущей профессии. Воспитанники учреждения- участники и победители городских, республиканских, международных конкурсов, выставок, соревнований.

Педагогический коллектив учреждения постоянно находится в поиске, внедряет в работу новые формы обучения и воспитания.

Большое внимание уделяется воспитательной работе. Педагоги работают над проблемой социального и гражданского воспитания детей и молодежи.

Мы считаем, что Дворец детей и юношества способствует успешной социализации личности воспитанников, повышению уровня культуры, нравственности, гражданских позиций учащихся, воспитанию их в духе мира, терпимости.

Это стало возможным благодаря тому, что в воспитательном процессе педагогический коллектив разрабатывает формы, методы обеспечения единства обучения и воспитания через применение в единстве педагогических подходов, принципов. Создана и реализуется воспитательная система ДДиЮ «Мир творчества». Сейчас коллектив ДДиЮ работает по программе «Социализация личности и ее духовно-нравственное воспитание». Реализация этой программы осуществляется через 10 целевых программ: «Педагогический поиск», «Мастер-класс», «Атамекен», «Играя успех, добивайся успеха», «Школа творческого актива», «Семья», «Одаренные дети», «Реализуй себя», «Наследники Жезказгана», «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДДиЮ».

Продолжается работа над программой развития системы дополнительного образования Дворца детей и юношества «Предпрофильная и профильная подготовка в условиях дополнительного образования»

Разрабатываются и реализовываются эффективные образовательные программы творческих объединений, которые способствуют формированию нравственного мира воспитанника, гражданских позиций учащихся, воспитанию в духе толерантности.

Изучаются и апробируются на практике наиболее оптимальные содержание, формы, методы, средства формирования в воспитанниках ДДиЮ позитивных социальных норм.

Отличительной особенностью нашего Дворца является многонациональный, поликультурный состав учащихся, педагогов. так как наши кружковые объединения посещают ученики из разных школ, дети из детских садов, ребята из семей разных слоев общества.

В результате воспитанники ДДиЮ составляют разновозрастные, разнополые, многонациональные, временные детские коллективы. На этой почве возникают как положительные явления (усвоение нового опыта, знакомство с разными традициями, языком и т.д.), так и негативные (дискриминация по какому - либо признаку, существование стереотипов, предубеждений).

Эффективное взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться. Вследствие этого образовательная среда должна содействовать тому, чтобы с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым определил свое место в мире, а с другой - привить ему уважение к другой культуре. Этому способствует построение поликультурной образовательной среды, над которым в настоящее время работает педагогический коллектив ДДиЮ.

Одна из основных целей- развитие у воспитанников учреждения способности к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях поликультурного общества, обеспечение приобретения воспитанниками научных знаний о различных национальностях, расах, конфессиях, а также способности понимать и толерантно относиться к людям иной культуры и субкультуры, любым проявлениям творчества.

В творческих объединениях детям даются знания о жизни, культуре, традициях , быте народов Казахстана, региональных особенностях, в зависимости от направленности образовательного курса. Проводятся мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей. Стали традиционными для нашего учреждения воспитательные дела: «Народная мудрость», «Бабушкин сундук» , где дети изучают пословицы, поговорки определенной нации, делают выводы, что у всех народов единые ценности. Проведение фестивалей Дружбы народов, конкурсов «Традиции народов Казахстана» Особенно популярны фольклорные и национальные праздники «Масленица», «Наурыз» и др., проведение конкурсных программ ко Дню единства народов Казахстана , ко Дню Республики и ко Дню языков.

В целях развития познавательного интереса к истории нашего края, героическому прошлому, проводятся: конкурсные программы «Атамекен», «Конкурс батыров» ; интеллектуальные викторины «Родина моя - Казахстан», «Страна, в которой мы живем» ; вечера встреч с ветеранами боевых сражений, военно-спортивные игры «Улан», «Алау», «Юные защитники отечества» , игровые конкурсы, игры «Шын», «Звездочки Сары-Арки» и др.

Все это приобщает молодое поколение к народным традициям, воспитывает уважение к старшим, к женщине, к истории своего Отечества.

В подростковых объединениях «Школа лидера», «Школа творческого актива», в клубе «Самопознание» проводятся тренинги толерантности и сплоченности . Дети учатся такому важному процессу как самоанализ, поиск своей уникальности, ведь лишь уважая свое собственное «Я», можно уважать и толерантно относиться к другим людям.

Создаются ситуации для проявления толерантного отношения к людям разных групп. В ДДиЮ дети приобретают положительный опыт нравственного поведения. Участники клуба «Юный патриот» и члены ДЮО «Болашак» проводили поисковую работу в городе по выявлению ветеранов Великой Отечественной войны и пожилых жителей, нуждающихся в поддержке. На занятиях по рукоделию изготавливали сувениры для них, ходили к ним в гости, беседовали, скрашивая одинокие часы. Эту работу продолжают члены Республиканского общественного

объединения «Единая детско-юношеская организация «Жас Улан».


Дети разных возрастов смогли принять участие в акции милосердия для воспитанников детского дома «Уміт» , интерната и пожилых людей, живущих в Доме престарелых.

Воспитанники отдела «Туризма и краеведения» ходят на экскурсии и в походы , выезжают в другие города Республики, посещают исторические и культурные места.

Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности является его диагностическое сопровождение. Было проведено анкетирование – исследование по изучению у учащихся различных сторон национального развития и межнациональных отношений. Анкеты включали в себя вопросы о национальной принадлежности, родном языке, о происхождении, истории, культуре народов Казахстана.

Анкетирование показало, что дети очень мало знают не только о культуре других народов, но даже плохо знакомы со своей культурой, не владеют родным языком. Но при выборе друзей национальность не имеет для них значения, и что радует, дети не испытывали пренебрежительного отношения к себе из-за своей национальности.

В промежуточном мониторинге были использованы такие методики, как «Незаконченные предложения», «Недописанный тезис», «Беседа, интервью». Данный мониторинг показал, что дети младшего и среднего школьного возраста пока еще плохо ориентируются в таких понятиях, как гражданин, расизм, национализм, интернационализм, а учащиеся старшего школьного возраста, напротив, показывают наибольшую компетентность в данных вопросах.

Таким образом, воспитательная работа учреждения по формированию толерантной личности в поликультурной образовательной среде способствует осмыслению учащимися поликультурного мира, активному самоопределению в нем, развитию личности на основе общечеловеческих ценностей, развитию умений, навыков и способностей взаимодействия, нравственному, патриотическому воспитанию.

Все эти формы, в большей или меньшей степени, формируют представления о многонациональности и многокультурности нашей республики Казахстан, воспитывают ценностное отношение к окружающей жизни, толерантность и терпимость по отношению к другим.

Относясь к учреждениям дополнительного образования, Дворец детей и юношества стремится к органическому сочетанию форм образовательной деятельности с различными видами организации досуга, и как следствие, сокращает пространство девиантного поведения детей, решая проблему их занятости.

В ДДиЮ действует орган детского самоуправления «Школа творческого актива».

В рамках реализации программы «Социализация личности и ее духовно-нравственное развитие» проходят мероприятия, воспитательные дела, в которые включаются все объединения ДДиЮ.

Возрождается нравственная ценность семьи как духовной общности, хранительницы народных традиций и культуры, предоставляются разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми через реализацию целевой программы «Семья».

С целью создания единого воспитательного пространства установлено взаимодействие ДДиЮ со школами города и села.

Обновляется пространственно- предметная среда учреждения через создание краеведческого уголка, организацию тематических выставок, насыщение среды символическими элементами этнокультурной направленности, дизайн помещений различном этническом стиле, выпуск стенгазет, посвященных историческим событиям или культуре той или иной этнической общности, создание банка информационно- познавательного материала поликультурной направленности.

В рамках «Школы педагога» готовятся выступления: «Воспитание толерантности: сущность и средства»; «Народная педагогика и ее особенности»; «Обычаи, обряды, традиции и праздники разных народов Казахстана».

Педагоги ДДиЮ и школ города объединяют свои усилия для создания толерантного образовательного пространства, являющегося одним из важнейших условий воспитания и формирования современной личности, признающей право каждого человека на свободу слова и вероисповедания, следующего определенным ценностным ориентациям, способного к критическому диалогу с представителями иной культуры и уважению чужой позиции.


Список литературы:

1.Опыт разработки концепции воспитания. Сб.,общ. Редакция В.И. Цивилевой, Красноярск 1997. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Л.И. Новикова.

2.Классный руководитель. Журнал. М.:2003, № 5.

3.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития : 2003.

4.Иванова С.Ю. Формирование толерантных установок сознания в полиэтничном образовательном пространстве// Социальный порядок и толерантность.,200, ч.1, с 85






























Статья об опыте работы учреждения дополнительного образования по созданию толерантного образовательного пространства
  • Директору-завучу
Описание:

         

               Толерантность - это  важный компонент  жизненной позиции любого человека. Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для  успешной социализации личности воспитанников, повышению уровня культуры, нравственности, гражданских позиций учащихся, воспитанию их в духе мира, терпимости.  

              В статье рассказывается о работе педагогов Дворца детей и юношества г.Жезказгана по созданию толерантного образовательного пространства, являющегося одним из важнейших условий воспитания и формирования современной личности, признающей право каждого человека на свободу слова и вероисповедания, следующего определенным ценностным ориентациям, способного к критическому диалогу с представителями иной культуры и уважению чужой позиции.

Автор Паламарчук Инна Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 31609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓