А.В.Катерисова,
МБОУ Луговская основная
общеобразовательная школа
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
Нация – это сплав различных
национальностей и народностей, живущих на одной территории. Граждан, живущих на
территории Австрии, мы называем австрийцами, на территории Бельгии –
бельгийцами.
Также и граждан, живущих на
территории России, можно и должно называть россиянами, не зависимо от того, к
какой народности или национальности они относятся.
По сути, почти любой человек –
полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории
своей семьи, дальше прадедушки. Иными словами, трактовка общества как
полиэтнического исходит из представления о том, что современные люди более не
принадлежат к одной этнической группе, а являются членами нескольких общностей,
носителями нескольких культур. Внутри каждой
административно-территориальной единицы проживают представители разных народов.
В Поволжском регионе, в том числе в Ульяновской области, согласно Всероссийской
переписи населения 2002 года, национальный состав включает более 80
национальностей. [1, с. 39].
Данный факт актуализирует
необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов,
форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Путем грамотного выстраивания
межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов среди
взрослого населения. Целью же полиэтнического воспитания молодых людей должно
быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без
оглядки на этнос, отношений.
Проблему образования и воспитания
детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать
в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей
в единую нацию – нацию россиян.
Интеграция новой группы в нацию для
любого образовательного учреждения предполагает решение ряда приоритетных
воспитательных задач. Таких, как: личностное развитие каждого ребенка, что
предполагает индивидуальный подход к нему; развитие этнической и культурной
грамотности, то есть достижение детьми определенного уровня информированности
об особенностях истории и культуры всех представителей в коллективе (а в
дальнейшем и в обществе) этнических групп; формирование этнокультурной
компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе
различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и
взаимодействовать с партнерами из других культур; осознание взаимовлияния и
взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.
Культурный синтез и интеграция
коллектива воспитанников в нацию позитивно влияет на отношения, поскольку у
детей благодаря ему межгрупповые контакты протекают в более благоприятных
условиях, происходит обобщение позитивного опыта подобных контактов, что, в
свою очередь, способствует формированию личности.
Данный факт актуализирует
необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов,
форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. Федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения одним из направлений обеспечения
образования считают «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение
родного языка, возможности получения начального общего образования на родном
языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа
России» [2, с. 4].
Тщательное изучение и сохранение
обычаев и традиций своего народа имеет прикладное значение, так как способствует
развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к
своей и другим культурам. А взаимное усвоение элементов культур, как известно,
содействует интеграционным процессам и усиливает гражданское самосознание.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, изначально принадлежащих
разным культурам, по подготовке и проведению различных мероприятий,
способствуя решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение,
взаимопомощь, разрушение предубеждений и стереотипов, имеет конечной целью
сплачивание полиэтнического коллектива детей.
Воспитательная работа в
полиэтническом коллективе должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована,
последовательна на всех этапах. Воспитывая полиэтнический коллектив детей,
во-первых, необходимо осмыслить, прочувствовать коллектив, его
морально-психологическую атмосферу, характер взаимоотношений и постоянно
«держать руку на пульсе» вверенного коллектива. Во- вторых, нужно помнить, что
главным элементом воспитательной деятельности по сплочению полиэтнического
коллектива является интернациональная позиция самого руководителя. Именно он
является тем индуктором, который передает детям информацию, целью которой
станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества,
нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей
свои особенности мышления, характера и поведения. Только при
выполнении этих условий появляется возможность интеграции коллектива в нацию,
формирования единой нации (или народа) из многочисленных этносов.
Литература
1. Тихонова А.Ю.
Региональная культура: образовательный аспект : монография. - Ульяновск :
УИПКПРО, 2006. - 272 с.
2. Федеральный
Государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство
образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.