Главная / Математика / Статья об использовании инновационных методов обучения в начальных классах

Статья об использовании инновационных методов обучения в начальных классах

hello_html_2c61cb15.gifhello_html_2aba8125.gifhello_html_m51084b8c.gifВнедрение инновационных технологий в обучение учащихся начальных классов.

Учитель начальных классов КГУ комплекса «Начальная школа – сад № 31» города Туркестан Битемирова Алтынай Султанбаевна

hello_html_m10a85db8.png

При выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе, убеждения принять новые идеи, поэтому полностью пересматривала свою методику преподавания до и после. Современные требования общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем. Раньше я старалась организовывать уроки так, чтобы ученикам было интересно и занимательно на уроке. Но пройдя курсы повышения квалификации, я ознакомилась более новыми, методами, приемами и стратегиями в обучении, которые могут оказать эффективное влияние на развитие процесса обучения в моем классе. В настоящее время планирование уроков несет несколько новый формат и эта новизна первоначально создаёт трудности в планировании. Но систематически работая над таблицей, можно понять, что планирование в табличной форме намного удобнее. Недаром говорят «Упорядоченные действия – упорядоченные мысли». Содержание всех уроков включает три основных аспекта - это правильная постановка цели урока, определение задач и ожидаемые результаты действий. Задания, планируемые мною в уроки, тщательно должны быть продуманы в связи с модулем «Обучение и преподавание в соответствии с возрастными особенностями учеников». Применив модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а в нем диалоговое обучение я стараюсь брать задания так, чтобы они внесли изменения в активизацию речи учащихся. Развитие логического мышления на основе диалога и создание среды для саморазвития учащегося. А также постоянно перед началом каждого урока стараюсь создавать благоприятную атмосферу в классе для дальнейшей работы. Например, организовав круг радости, учащиеся желают друг другу удачи на новый учебный день. Благодаря созданию коллаборативной среды мои ученики стали более раскрепощенными, уверенно высказывают свои мысли, научились слушать и принимать мнения других. А в себе я заметила, что стала дружелюбнее относиться к своим ученикам, чаще устно поощрять их действия.

Мне самой было очень интересно то, как дети воспримут новый вид организации урока. При делении на группы учащимся объясняю, что совместная работа должна проходить очень дружно и показать хороший результат для всей группы. Деление на группы, организовываю в таком порядке, чтобы в одной группе оказались учащиеся всех трех уровней. Методом треугольного построения детей и выбора понравившейся фигуры, что сопровождается объяснением детей своего выбора. Применяя такой вид деления на группы я увидела в их глазах интерес и готовность к восприятию нового. На будущее я учту, как используя и другие виды деления на группы, можно будет заинтересовать моих детей. И свободное перемещение учащихся по классу при обсуждении и оценивании работ друг-друга оказывает влияние на создание атмосферы дружелюбия и взаимодействия. По моему мнению, ученики, свободно перемещаясь по классу, могут объяснить какую-то задачу однокласснику или сравнить свое решение с другим. Применение этого метода приводит к тому, что ученики, воспользовавшись свободным перемещением по классу, могут обмениваться идеями. В начале, мне было сложно применять такой вид работы, но попробовав это несколько раз, я увидела результат взаимообучения в положительную сторону.

В групповой работе использую распределение ролей: «Эксперт», «Наблюдатель», «Руководитель», «Спикер», «Security», «Репортер» в целях самовыражения учащихся на уроке. После выполнения такого вида задания, я сделала вывод, что у учащихся стали развиваться навыки ответственности и саморегуляции. Положительным моментом в этом задании было то, что я выявила среди своих учащихся тех помощников, которых называют «правой рукой учителя». Функция их заключалась в контроле работы своей группы. В основном с этой ролью справлялись талантливые и одаренные ученики. Сделала для себя заметку и в дальнейшем буду применять групповую работу с распределением ролей, так как в процесс обучения были вовлечены все учащиеся, включая сильных и слабых учеников. Предлагаю разработку одного урока по математике с использованием инновационных методов обучения.

Класс: 3 «Б»

Тема: «Порядок выполнения действий»

Цель: Совершенствовать умение решать задачи, составляя выражения без скобок, содержащих не только действия сложения и вычитания, но и действия умножения и деления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма работы: парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица умножения и сложения чисел, постеры, схемы, карточки, электронный учебник.

Ход урока.

Психологический настрой.

Математика пришла.

Нам задачи принесла.

Мы научимся считать, решать

Отгадывать, смекать!

На экране телевизора изображения математических знаков . Учащиеся выбирают по одному знаку из +, -, *, :, ?, = и садятся по группам.( образуются 6 групп)

Актуализация опорных знаний. Учитель записывает на доске:

24 – 10 + 7 =

Дети определяют порядок выполнения действий,находят значение выражения. Затем учитель записывает следующее выражение:

24 – ( 10 + 7) =

Дети определяют порядок выполнения действий, находят значение выражения.

- Почему и действия одинаковые, а значения выражений разные?(Мозговой штурм.) Ученики делают вывод: «Если в выражении есть действия в скобках, эти действия выполняются первыми.»

- А если в выражении нет скобок, как тогда выполняются действия?

Работа с учебником.

Учащиеся читают памятку «Запомни».

Задания № 1, 2. Ученикам предлагается самостоятельно выполнить работу, пользуясь правилами учебника и объяснить свой выбор (работа в парах).

После выполнения работы проводится взаимопроверка.

Задания № 3 . Первые столбики этих заданий выполняются под руководством учителя. Сравниваются примеры каждого столбика. Ученики объясняют их сходства, отличия и взаимосвязь. Дальнейшая работа и вычисление результата проводится учащимися самостоятельно.

Физминутка : «Веселая зарядка для детей».

А какие еще явления можно увидеть на небе кроме солнышка? (Звезды, луна, радуга, солнышко, облака). Учащиеся объединяются в 6 групп по 6 человек по названиям небесных явлений.

Задание № 4. Ученики в группах рассматривают задачу, записывают краткое условие, определяют ход решения и выполняют запись решения в виде выражения. После решения задачи, каждая группа во время презентации объясняет свой способ решения задачи.

Береза – 10 с.

Ель – 12 с. 40 с.

Тополь - ? с.

40 – ( 10 + 12 ) = 18 (с.)

Ответ: 18 саженцев тополя.

Задание № 5. Ученики самостоятельно решают уравнения и составляют синквейн на тему «Уравнение». Каждый может зачитать свое пятистишье.

Творческое задание. Мальчик задумал одно число и умножил его на 5. К значению произведения прибавил 2. При делении полученного результата на 6 получилось 7. Какое число задумал мальчик?

Ученики в парах находят решение логической задачи, делая вывод о том, что для нахождения результата действия необходимо выполнить в обратном порядке ( 7 * 6 = 42 -2 = 40 : 5 = 8 )

Домашнее задание: № 6 (стр.215)

Рефлексия. Для закрепления полученных знаний предлагается

выполнить задание № 7. Взаимопроверка.

4 м 3 дм = … дм 1 сут.6ч = ….ч

9 м 60 см = … см 2 мин 1 с = …с

5 дм 1 см = … см 1 ч 30 мин = …мин

Уровень усвоения материала ученики могут выразить через сигнальные карточки:

«Я уверенно работал на уроке

«Я слушал предложения других»

«Я не смог справиться с заданием

hello_html_m38454d21.pngРабота в группах Рефлексия урокаhello_html_5c21ff69.png

После анализа урока я для себя выяснила, что для учеников с разными уровнями знаний и мотивацией, необходимо более тщательно относиться к выбору заданий для них. Анкетирование учащихся и их родителей помогло мне выявить многие моменты, которые я не замечала. И в дальнейшем буду часто применять такой прием для сближения с родителями и детьми.

Целью данного урока было уметь решать задачи и уравнения, уметь составлять выражения без скобок, содержащих действия умножения и деления. Понимать порядок выполнения действий в числовых выражениях, содержащих не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления, решать логические задачи - являются ожидаемыми результатами планируемого урока. Немаловажным считается использование рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся начальных классов в учебном процессе. Для изучения эмоционального состояния и настроения своих учеников предложила им с помощью смайликов показать свое настроение. При опросе домашнего задания, организовала диалог между учителем и учеником. Тут использовала «толстые» вопросы, которые звучали «Почему действия одинаковые, а значения выражений разные?» Учащиеся вычисляя с объяснением делали вывод о том, что эти выражения имеют разные ответы от того, что действия в скобках выполняются первыми. Модуль «Обучение критическому мышлению» является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Само это понятие означает «мышление о мышлении», когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию. Выполнив данное задание мне удалось узнать уровень усвоения учащимися пройденной темы, для того чтобы их подвести к н Учебный процесс, при котором преподаватель учитывает уровень понимания учеников, а не только их успеваемость, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.(Руководство для учителя, стр.141). Для осмысления темы дала ученикам задание частично-поискового характера, где они должны были определить порядок выполнения действий и решить примеры на карточках. Этим заданием подвела своих учеников к новой теме. овой теме. По мнению Хоули (1974) для обеспечения педагогического развития требуется определенный подход к пониманию профессионализма.(Руководство для учителя, стр.192). Совершенствуя практику инновациями учитель направляет учащихся критически мыслить, проявлять креативность, развивает навыки самооценивания и взаимооценивания, что проявляется в использовании модуля «Управление и лидерство в обучении». В ходе проведения своих уроков, стараюсь направлять учеников на достижение поставленной цели, помогать в решении трудных задач и организовать работу в группах для совместного поиска путей решения проблем.

По-моему мнению, использование инновационных методов обучения на уроке обеспечивает развитие в наших учениках умений работать в группах, поиск дивергентных путей решения поставленных задач, помогает им раскрыться с другой незаметной для нас ранее стороны. Не боюсь признаться, что я раньше сама иной раз отвечала на задаваемые мной вопросы. Теперь старалась, работая над собой, грамотно формулировать вопросы и развивать в учащихся умения задавать друг-другу «толстые» вопросы. Ведь как утверждали ученые Морган и Сакстон(1991), хороший вопрос поддерживает уровень вовлеченности учеников, стимулирует мысли и пробуждает чувства. Для себя поставила задачу научить учащихся работать в группах, верно отвечать на поставленные вопросы мною и одноклассниками, оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать в дальнейшем. На будущее поставила для себя цель- буду учить своих учеников задавать вопросы «высокого» и «низкого» порядка, свободно излагать свои мысли, совместно разрабатывать критерии оценивания. Хочу отметить, что при групповой, парной форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь ученику, как со стороны учителя, так и своих одноклассников. Потому что при объяснении выполнения того или иного задания ученик с сильной успеваемостью ученику, нуждающемуся в помощи, закрепляет и активизирует свои знания, а еще общение между собой развивает атмосферу доверия и взаимопомощи. Самое важное то, чтобы ученики поняли, что мышление обеспечивает процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются сложные задачи, делаются новые открытия, выводы, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, с противоречия. Поэтому и необходим учитель, наставник, который направит, поддержит, поймет. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Список использованной литературы:

1. Руководство для учителя (третий базовый уровень) «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год.

2. Оспанов, Ш.Х. Курманалина, Ж.Т. Кайынбаев. 2 класс. Математика. Алматы «Атамұра» 2013 год.

3. Задания для выполнения на практике.







Статья об использовании инновационных методов обучения в начальных классах
  • Математика
Описание:

    Я предлагаю своим коллегам статью о роли инновационных методов обучения в начальном звене обучения. В данной статье привожу пример одного урока по математике, проведенного в своем классе. Так как нынешнее время - время перемен в образовании от нас учителей требуется относиться к учебному процессу с новой точки зрения.

  По-моему мнению использование новых методов и приемов обучения расширит кругозор наших учащихся, у них будет развиваться логическое мышление, активность  и интерес к предмету.

Автор Битемирова Алтынай Султанбаевна
Дата добавления 27.02.2015
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1019
Номер материала 57172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓