Главная / Русский язык и литература / Статья о проблемах гендерного обучения и воспитания

Статья о проблемах гендерного обучения и воспитания

Ростовцева И.А.,

учитель русского языка и литературы

Особенности учебно-воспитательного процесса

в классе мальчиков

Мальчики и девочки – два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат; по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают…Пол, как категория состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически, а далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

В нашем учебном заведении гендерный подход к организации учебно-воспитательного процесса введён в 2003 году. Его реализация происходит на основе дифференцированного по полу обучения и воспитания путём создания параллельно-раздельных классов. Самые старшие мальчики-кадеты, которые обучались и воспитывались в раздельных классах сейчас уже в шестом классе. А я вот уже третий год являюсь их классным руководителем и учителем русского языка и литературы. За этот период накоплен ценный опыт работы с мальчиками в образовательном и воспитательном аспектах.

C:\Users\Ирина\Desktop\IMG_6712.JPG

Наши мальчики не просто мальчики, они – кадеты. Кадетское направление помогает выстроить всю воспитательную работу в классе. Остановимся на некоторых её моментах.

Свой рабочий день все кадетские классы начинают с утренних построений и зарядки. Командир класса (взвода) сдаёт рапорт, далее идёт проверка внешнего вида. Это очень важный момент. Ходить без галстука или в грязной рубашке недопустимо. Зная это, кадеты стараются быть всегда чистыми и опрятными. Никто не хочет подвести себя и класс. Каждый кадетский класс имеет свой дневник «За честь класса». Мы считаем, что такой дневник – это находка для класса мальчиков. Никто не хочет попасть в этот дневник за плохое поведение, а если уж попал, то отвечай. Это очень дисциплинирует мальчиков, воспитывает ответственность за свои дела и поступки.

Мальчикам свойственны больше, чем девочкам отрицательные эмоции. Поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой. День мы всегда начинаем с улыбки и пожеланий друг другу удачи. Это очень важно, это настраивает ребят на позитив, у них даже плечи расправляются. Вообще, мальчишек нужно «поднимать», верить в них и, самое главное, они должны чувствовать, что их любят!

В классе должно быть не только комфортно психологически, но и интересно, увлекательно. В этом нам помогает природная страсть мальчиков к соревнованиям. В четвёртом классе у нас были личные соревнования. Мы собирали смайлики, игрушки на ёлочку, звёзды на обелиск. В пятом классе решили посоревноваться группами, что тоже очень понравилось. В этом году у нас несколько иная система соревнований. Остановимся подробнее на организации рейтинговой системы в шестом классе. Главная задача, поставленная в этом учебном году – обучение ученическому самоуправлению. В начале каждой четверти происходит распределение поручений. Каждый выбирает дело по душе и ответственно его выполняет. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый мог попробовать себя различных ролях. Мальчики распределились по секторам: «Просвещение», «Патриот», «Порядок», «Олимпиец», «Досуг», «Забота и добро». В конце каждой четверти мы подводим итоги, выбираем лидеров класса. Очень важно то, что кадеты сами оценивают друг друга и никто ни на кого не обижается. А в конце года лучшие из лучших получат ценные призы и грамоты. А также их фотографии будут висеть на классном стенде в рубрике «Лидеры класса».

I:\IMG_3701.JPG

В этом учебном году 10 кадетов нашего Лицея приняли участие в военно-спортивной игре «Кадеты Отечества» на базе 4-йотдельной танковой Кантемировской бригады в Наро-Фоминске Московской области. Общее количество участников было более 200 человек. Во время проведения игры были организованы соревнования по военно-прикладным видам спорта в следующих видах: кросс, метание гранаты, стрельба из пневматической винтовки, разборка-сборка автомата, подтягивание на перекладине, а также конкурс «визиток»- представлений команд, викторина на знание истории России и Вооружённых сил. Завершилась военно-спортивная игра 7 ноября на Красной площади. Мальчики-кадеты показали хорошую строевую подготовку, отлично показали «визитку». Ребята поняли, что всё, чему их учили наставники в стенах родной школы, им пригодилось. Приехали кадеты повзрослевшими, настоящими мужчинами. Но есть и над чем поработать, подтянуть.

hello_html_1e7b2621.png

Очень важное направление – вовлечение мальчишек в спортивные секции. И по праву можно назвать наш класс спортивным. Более половины ребят посещают различные секции: волейбол, футбол, хоккей, плавание. Мальчики периодически участвуют в различных соревнованиях. Мы рады, когда они привозят с соревнований кубки и медали. Считаю, что вовлечение ребят в спорт даёт им не только здоровье, но и «отводит» от улицы. А ведь они находятся в таком возрасте, когда всё хочется попробовать. Но им просто некогда бежать на улицу, ведь сразу после школы мальчишки бегут на тренировки, потом нужно сделать ещё и уроки. Кроме того, один раз в неделю мы всем классом ходим в бассейн, что тоже очень положительно влияет на их здоровье и развитие.

C:\Users\Ирина\Desktop\IMG_5526.JPG

Разделив девочек и мальчиков по разным классам, мы понимаем, что нужно проводить большую работу по формированию культуры взаимоотношений между ними. Это совместное проведение некоторых уроков, праздников, поездок. Стали уже традиционными такие мероприятия, как «Любовь с первого взгляда», «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики». В конце каждой четверти мы обязательно совместно куда-нибудь едим. Перед любой поездкой, мы обязательно обговариваем с мальчиками, как ведут себя настоящие мужчины. Последняя наша поездка в кинопарк «Альянс» на новогоднюю вечеринку показала, что мальчики умеют ухаживать за девочками, умеют быть джентльменами. Ребята сидели за столиками по 6 человек: три девочки, три мальчика и вели беседы, участвовали в конкурсах, танцевали. Это было для них естественно и никто не стеснялся. Друг друга они называют так: «наши девочки», «наши мальчики». Мальчики и девочки шестых классов с уважением относятся друг к другу и с удовольствием ходят в гости. Будем и дальше работать в этом направлении, ведь на нас равняются все остальные.

C:\Users\Ирина\Desktop\DSCN9626.JPG



Существуют различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек, в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации, в уровнях адаптивных возможностей организма и психики, это позволяет применять на уроках различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек. И в этом плане тоже накоплен большой и ценный опыт.

Время, необходимое для вхождения в урок, - период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, но затем им необходим быстрый темп и высокая плотность, пик активности приходится на середину урока. Поэтому на начало урока я, как правило, готовлю различные языковые разминки, помогающие мальчикам войти в урок, «вработаться». Это может быть словарная работа, синтаксический разбор предложения и другие виды разборов. Ну а далее мальчикам нужен высокий темп подачи материала, широкий спектр разнообразной информации, минимальное количество повторений пройденного материала (репродуктивного характера), так как при повторении их внимание ослабевает, активность ответов снижается.

Мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. С прошлого года мы работаем в режиме ФГОС, который словно написан для мальчиков. Вот как можно подвести к проблеме урока.

Тема урока «Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных».

  • Где ты встречался с такими словами? Продолжи этот ряд слов.

Первый, второй, третий…

  • Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают?

  • Один ученик говорит, что эти слова порядковые числительные. Другой ученик говорит, что это прилагательные (слова со значением признака). С каким утверждением ты согласен? Сформулируй проблему урока.

Ещё один пример. Тема урока «Склонение имён существительных». В предложении «Пожилая женщина волновалась о сестре и дочери» предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж (ж.р., П.п.), выделить окончание. Выделив окончания, ребята испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

  • Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

  • Мальчики высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, предлагают различные варианты решения проблем.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Что активно я применяю на уроках. Соревнуемся мы отделениями, рядами, индивидуально с обязательной сменой лидера. Для того чтобы победить, они готовы «горы свернуть». Командный дух мальчиков сближает и совершенно не настраивает их на агрессию. А как горят их глаза!

hello_html_4e589563.png

Очень любят мальчики, когда урок ведут «учителя – дублёры». Это просто находка в работе с мальчиками. У каждого учителя по 3 ученика, которым он объясняет учебный материал. Мальчики, пожелавшие стать учителями, пишут конспект урока, проводят урок и проверяют тетради. К своим урокам они делают презентации. Ребята очень хорошо понимают друг друга, стараются не подвести своего учителя.

Работая с мальчиками, я поняла, что не нужно требовать от мальчика чрезмерной аккуратности, тщательности оформления работы. Выполняя эти требования, он может потерять суть задания и его значимость. Это нужно помнить.

Мальчикам необходима положительная, конструктивная оценка выполненной работы. Педагогу надо выработать прозрачные и понятные детям критерии оценивания, обосновывать оценку ученика через комментирование. Никогда не нужно ругать мальчиков за неспособность что-то понять или правильно сделать. Не использовать обидных слов, общаясь с ним. Не нужно сравнивать мальчишек, а хвалить их за свои успехи и достижения. Им важна оценка их действий. Значимыми для них будут следующие слова: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал! Сказано здорово - просто и ясно! Остроумно! Замечательно! Ты на верном пути. Здорово! Ты в этом разобрался. Мне очень важна твоя помощь. Я тобой горжусь! Тут мне без тебя не обойтись. Научи меня делать так же. С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше. Я знала, что тебе это по силам. Я горжусь тем, что тебе это удалось». Мальчики не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное.

С каждым годом я всё больше убеждаюсь в верно выбранном пути воспитания и обучения на основе гендерного подхода. Вижу, что это даёт хорошие результаты. И если вспомнить какими пришли мальчики в первый класс: очень многие из них были не готовы к школе, плохо отвечали. То сейчас они хорошо рассуждают, вступают в диалог, доказывают своё мнение. Мои мальчики хорошо читают, пересказывают. Они не стесняются, не боятся, что над ними будут смеяться. Да и сами ребята говорят, что проще сосредоточиться на учёбе, когда в классе одни мальчики. Ну, а самое главное – они с удовольствием ходят в школу и любят учиться. Я верю, что из моих мальчишек вырастут настоящие мужчины!



Статья о проблемах гендерного обучения и воспитания
  • Русский язык и литература
Описание:

Раздельное обучение мальчиков и девочек в общей школе дает возможность каждому полу полнее реализовать их познавательные способности. В раздельных классах мальчики более успешны и качество их знаний выше. 

Мальчики и девочки – два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат; по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают…Пол, как категория состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически, а далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия  и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек. Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девушек и юношей в процессе педагогического взаимодействия. Как отмечает М. В. Юсупова, «гендерное образование — одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране»

Автор Ростовцева Ирина Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 498
Номер материала 18282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓