Главная / Русский язык и литература / Статья о формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка с помощью компьютерных обучающих программ

Статья о формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка с помощью компьютерных обучающих программ

Формирование коммуникативной компетенции на русском языке

с помощью компьютерных обучающих программ


Саидов Сафарали Абдураимович, кандидат педагогических наук, учитель русского языка лицея № 2 для одарённых детей города Душанбе


В статье автор рассматривает пути и способы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка с помощью компьютерных обучающих программ.



Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компьютерное обучение, компьютерные технологии, обучающая программа.





Процесс получения знаний, по мнению психологов Н. Талызиной и П. Гальперина, происходит в шести этапах [1]:

  1. мотивация;

  2. уяснение схемы ориентировочной основы действия;

  3. выполнение действий в материализованной форме (т.е. действия с

объектами, представленными в виде знаков, схем, моделей);

  1. выполнение действия в громкой речи;

  2. выполнение действия в речи про себя;

  3. выполнение действия в умственной форме.

На основании вышеуказанных этапов теории обучения учёные предлагают этапы деятельности обучаемых (эмпирическая, эвристическая, репродуктивная), связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении, которые обеспечивают доступ к большим объёмам информации, усиливают познавательно-исследовательские возможности человека, создают новую человеко-машинную коммуникативную систему.

Учебную задачу перед школьниками ставит учитель. Так как компьютер не способен на различные эмоции, при постановке вопросов и задач, разъяснении методов их решения и контроля, необходимо уделять внимание мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом, мотивационный план работы. При компьютерном обучении следует определять мотивационное состояние обучаемых, реагировать с целью совершенствования мотивации учебной деятельности на реакции рассеянных, менее уверенных школьников, а также поддержать тонус учащихся.

Последние исследования в области информационных технологий всё чаще обращают внимание на компьютерные программные средства, которые учитывают возможности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцированность учебного материала, индивидуальные формы тренинга, создают широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в языковую среду и речевую деятельность, увеличивая время контакта с изучаемым предметом. Также отмечено, что формирование адекватных умений и навыков у школьников осуществляется по-другому, более успешно, чем при традиционных формах обучения. Об этом говорит и учёный Е. И. Машбиц, отмечая превосходство компьютера в проблемном обучении, при котором «… школьник выступает как исследователь, самостоятельно открывающий при этом нечто только субъективно новое, уже известное не только в науке, но и в методике. Однако при этом оттачиваются ум и воля школьника, он учится преодолевать трудности, принимать нешаблонные решения» [2:12].

В методике обучения неродному (русскому) языку с использованием компьютерных технологий как дидактического средства, при котором увеличивается продуктивность обучения, выделяется ряд проблем, касающихся: 1) теории обучения; 2) технологии компьютерного обучения; 3) проектирования обучающих программ.

Теория обучения должна быть теснейшим образом связана с учебной деятельностью как специфической деятельностью человека, направленной на научение и осуществление с целью передачи и получения знаний, формирование коммуникативных навыков и умений.

Технология обучения представляет собой связь теории обучения с её практическим воплощением. Это планирование теории обучения на деятельность учителя и учащихся.

Дидактика определяется как теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения. И дидактические условия, необходимые для эффективного использования компьютерных обучающих программ в процессе обучения школьников, играют немаловажную роль.

Обучающая компьютерная программа как специальное учебное пособие предназначена для самостоятельной работы учащихся. Она должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализировать работу школьников и предоставлять им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающая программа считается частью всей системы обучения, значит, должна быть связана со всем учебным материалом, выполняя при этом свои специфические функции и отвечая определённым требованиям.

Программы называются обучающими, так как принцип их составления носит обучающий характер (имеются пояснения, правила, образцы выполнения заданий). Программами они называются ещё и потому, что составлены с учётом всех пяти принципов программированного обучения:

  1. наличие цели учебной работы и алгоритма достижения поставленной цели;

  2. расчленённость учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

  3. завершение каждой осуществляемой операции самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

  4. использование автоматического устройства;

  5. индивидуализация обучения в доступной форме.

При составлении обучающих программ необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации школьниками. Главное: нужно создать положительный эмоциональный эффект, вызвать у учащихся интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей операционной работы в обучающей программе. Это является главным условием успешного обучения.

При работе с обучающими программами огромное значение имеет длительность паузы для выполнения того или иного задания. Чтобы не ставить школьников в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), надо помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а перерывы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только при длительной опытной проверке обучающих программ и наличии у учащихся умений свободно работать с компьютером.

Формирование лингвистических знаний учащихся при обучении неродному языку с помощью обучающих программ реализуется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Необходимо учитывать психологические возрастные особенности школьников, их способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответов, а не просто автоматического запоминания.

Обучающие программы распространяются чаще всего на дискетах или CD, BBS и FTR. Обычно эти программы применяются при демонстрации в ходе учебных занятий или самостоятельной работы учащихся. Наибольшую популярность среди таких программ имеют разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Детская энциклопедия», обучающие программы «Уроки русского языка», «Русская фразеология», «Русский речевой этикет», «Учите русский», лексико-грамматические тренажёры, которые могут быть чисто учебными материалами и оказаться весьма полезными в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора и мировоззрения учащихся.

Анализ развития компьютерных технологий и опыта применения обучающих программ как в нашей республике, так и за рубежом позволяет определить их возможности и преимущества:

  1. Обучающие компьютерные программы усиливают мотивацию учения, и это происходит благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе постоянно способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать процесс предъявления учебного материала по трудности, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, школьник получает возможность довести до конца учебную операцию, так как ему оказывается необходимая помощь, а при использовании наиболее эффективных обучающих систем он может найти оптимальное решение и выявить верный ответ. При этом компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость учебного материала.

  2. Применение обучающих компьютерных программ в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя учащимся возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы на начальном этапе обучения неродному (русскому) языку, так как именно на этом этапе наблюдаются резкие различия в подготовленности школьников и в уровнях их развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика при этом не оправдывают себя и приводят к потере интереса к происходящему на занятиях даже у самых способных и невозможности для наиболее слабых учащихся включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа учащихся за компьютером создаёт условия комфортности для выполнения учебных (языковых, коммуникативных) заданий, предусмотренных программой: каждый школьник работает с оптимальной для него нагрузкой, при этом он не чувствует давления окружающих, недостатков своих знаний и умений.

  3. Компьютерные обучающие программы позволяют качественно изменить контроль за деятельностью школьников, обеспечивая при этом гибкость управления всем учебным процессом. При работе на компьютере учащийся способен обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо: автоматически снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. При этом происходит мгновенный анализ ответа, что даёт возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно данный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Введение эталонов для проверки учебных заданий, анализ причин допущенных ошибок позволяют постепенно обучать школьников самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, которым необходимо обучать на начальном этапе овладения речевой деятельностью на неродном (русском) языке.

Несомненно, использование компьютерных технологий в преподавании неродного (русского) языка позволяет интенсифицировать и индивидуализировать обучение, значительно повысить качество современного урока, увеличить объём языковых и коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ. Однако надо отметить, что недостаточная государственная поддержка сетевой деятельности, неподготовленность учителей к использованию новейших средств обучения в повседневной учебной деятельности, недостаточное количество обучающих программ и свободного доступа к Интернету в общеобразовательных учебных заведениях затрудняют совершенствование этого процесса.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учеб-ного процесса //Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения. - М., 1985. - С. 11-25.

  2. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.

Статья о формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка с помощью компьютерных обучающих программ
  • Русский язык и литература
Описание:

Последние исследования в области информационных технологий всё чаще обращают внимание на компьютерные программные средства, которые учитывают возможности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцированность учебного материала, индивидуальные формы тренинга, создают широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в языковую среду и речевую деятельность, увеличивая время контакта с изучаемым предметом. Также отмечено, что формирование адекватных умений и навыков у школьников осуществляется по-другому, более успешно, чем при традиционных формах обучения.

 

      В статье автор рассматривает пути и способы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка  с помощью компьютерных обучающих программ.

Автор Саидов Сафарали Абдураимович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 278
Номер материала 49620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓