Главная / Школьному психологу / Статья на учительские чтения о специфике школы

Статья на учительские чтения о специфике школы

Даниленко Елена Николаевна, учитель биологии

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153»


Профилактика асоциального поведения учащихся в условиях специальной школы

Проблемы борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией актуальны для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь и наркотики совершили триумфальное шествие по планете, ибо для них не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с алкоголизмом и наркоманией в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.[1,2,3]  По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком. Хочется привести данные детской подростковой службы Омского областного наркологического диспансера: «В прошлом году среди подростков 13-17 лет был проведён мониторинг. Результаты удручающие: употребление алкоголя и наркотических веществ возросло в 2 раза за последние 5 лет. Как правило, первую каплю алкоголя получают в 11-14 лет, а затем употребляемость колеблется от 1 раза в неделю до 3 раз в месяц». Диагноз «детский алкоголизм» в нашей области поставлен не многим, но число эпизодически употребляющих с каждым годом растёт. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение с последующей амнезией, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил». В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится. Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения - тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.[7,8,11,13] Асоциальное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного или наркотиков. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и,  ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие или употребляющие наркотики подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки. Многие родители "прозревают" и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации и наркомании. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог [5,6,12].

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков или наркотиков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация и наркоманизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании   нашей  школы лежит систематическое повышение уровня осведомленности  детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное   правило   учебно -  воспитательной  работы   с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать,   а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты [4,9,10].

Мы выбрали способ социологического исследования - «анкетирование». Вопросы были не прямые, анкетирование анонимное. Результаты: В школе 71% семей считаются полными, но у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей. Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание. 59% учащихся находились на воспитании одного из родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов). Полными сиротами являются 6% учащихся. В 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.

Анализ отражает основные проблемы в жизни учащихся: конфликты с родителями, с учителями; пьющие родители, а, следовательно, отсутствие внимания и заботы, бесконтрольность.

Если своих родителей ученики могли простить, то школу и учителя, который не попытался понять, оказать помощь в сложную минуту, - нет. Эти негативные причины привели к тому, что 38% учащихся «окончили» своё образование, едва дотянув до седьмого класса, а 8% остановились на двух классах. Встречаются и такие, которые о школе слышали, но в ней никогда не были. Каждый занимал себя сам, по своему собственному усмотрению и как мог, примерял на себя взрослую жизнь. Курить начинали лет с пяти лет, поэтому к 13 годам по-настоящему курили 53%. К 14 годам пристрастились и регулярно употребляли алкогольные напитки 56% учеников. Употребляли наркотики – 61%: примерно 1/3 из них - эпизодически, а 2/3 часть - систематически. Около 30% из числа употреблявших наркотики надеются, что срок отбывания наказания поможет им освободиться от наркотической зависимости, а у 70% нет ни сил, ни желания. Приводы в милицию начались с восьмилетнего возраста, и к 14 годам такой опыт имели 76% учащихся. Таким образом, перед нами предстаёт личность морально-надломленная. Контингент учащихся самый разнообразный и по возрасту, и по уровню знаний, т.к. перерыв в учёбе у некоторых довольно существенный, у большинства учащихся потеряны или не сформированы навыки счета, письма, чтения. Учащиеся разные и по уровню воспитанности: от стеснительных, замкнутых до распущенных, наглых. Анкетирование выявило.

1.Появились новые виды наркоманий.

2.В окружении наших учащихся 98 % употребляют спиртное или наркотики

3.Наши учащиеся не считают марихуану наркотиком.

4.Уверенны, что алкоголизм и наркоманию можно излечить.

5.Мерой для профилактики считают – ЗАНЯТОСТЬ!!!

Роль классного руководителя в этой ситуации возрастает и зачастую от него может зависеть, будет ли спасена ещё одна судьба или она займет место среди тысяч искалеченных жизней, равнодушие и промедление здесь не допустимы. Важным звеном в нашей работе является непосредственное общение с детьми на уроках и внеурочное время. Именно в них учащиеся учатся: искоренять злобу и ненависть к окружающему миру, ежедневному труду по борьбе со страстями, стремлению к нравственной чистоте[14]. Реализуем свою деятельность через различные направления:

1. ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЯ» – проект предполагает организацию различных путешествий. В рамках этого проекта учащиеся школы посетили Омскую крепость, исторические места города Омска, учебную воинскую часть № 242 ВДВ, учебные заведения города и предприятия города.

2. ПРОЕКТ «ВСТРЕЧИ» – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах. В рамках этого проекта в школу приглашаются ветераны ВОВ, воины—участники боевых действий в горячих точках, принимают участие в военно-патриотическом конкурсе «Честь имею!», людьми разных профессий, которые обучающиеся получают в процессе обучения в нашей школе.

3. ПРОЕКТ «ИСКУССТВО» – проект предполагает посещения музеев, концертных залов, театров, выставок. В рамках этого проекта учащиеся регулярно посещают театры: им. А. Гончарука, Пятый театр), музеи (историко-краеведческий, им. Врубеля». Принимают участие в городских и региональных конкурсах: «Лучший по профессии», «Через тернии к звездам», «Экология. Творчество. Дети», «Белая берёза».


Даниленко Елена Николаевна, учитель биологии, бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153», lelya.danilenko/70@mail.ru, 895078004544




Статья на учительские чтения о специфике школы
  • Школьному психологу
Описание:

 

Даниленко Елена Николаевна, учитель биологии

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153»

 

Профилактика асоциального поведения учащихся в условиях специальной школы

Проблемы борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией актуальны для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь и наркотики совершили триумфальное шествие по планете, ибо для них не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с алкоголизмом и наркоманией в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.[1,2,3]  По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком. Хочется привести данные детской подростковой службы Омского областного наркологического диспансера: «В прошлом году среди подростков 13-17 лет был проведён мониторинг. Результаты удручающие: употребление алкоголя и наркотических веществ возросло в 2 раза за последние 5 лет. Как правило, первую каплю алкоголя получают в 11-14 лет, а затем употребляемость колеблется от 1 раза в неделю до 3 раз в месяц». Диагноз «детский алкоголизм» в нашей области поставлен не многим, но число эпизодически употребляющих с каждым годом растёт. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение с последующей амнезией, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил». В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится. Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения - тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.[7,8,11,13] Асоциальное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного или наркотиков. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и,  ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие или употребляющие наркотики подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки. Многие родители "прозревают" и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации и наркомании. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог [5,6,12].

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков или наркотиков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация и наркоманизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании   нашей  школы лежит систематическое повышение уровня осведомленности  детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное   правило   учебно -  воспитательной  работы   с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать,   а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты [4,9,10].

Мы выбрали способ социологического исследования - «анкетирование». Вопросы были не прямые, анкетирование анонимное. Результаты: В школе 71% семей считаются полными, но у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей. Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание. 59% учащихся находились на воспитании одного из родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов). Полными сиротами являются 6% учащихся. В 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.

Анализ отражает основные проблемы в жизни учащихся: конфликты с родителями, с учителями; пьющие родители, а, следовательно, отсутствие внимания и заботы, бесконтрольность.

Если своих родителей ученики могли простить, то школу и учителя, который не попытался понять, оказать помощь в сложную минуту, - нет. Эти негативные причины привели к тому, что 38% учащихся «окончили» своё образование, едва дотянув до седьмого класса, а 8% остановились на двух классах. Встречаются и такие, которые о школе слышали, но в ней никогда не были. Каждый занимал себя сам, по своему собственному усмотрению и как мог, примерял на себя взрослую жизнь. Курить начинали лет с пяти лет, поэтому к 13 годам по-настоящему курили 53%. К 14 годам пристрастились и регулярно употребляли алкогольные напитки 56% учеников. Употребляли наркотики – 61%: примерно 1/3 из них - эпизодически, а 2/3 часть - систематически. Около 30% из числа употреблявших наркотики надеются, что срок отбывания наказания поможет им освободиться от наркотической зависимости, а у 70% нет ни сил, ни желания. Приводы в милицию начались с восьмилетнего возраста, и к 14 годам такой опыт имели 76% учащихся. Таким образом, перед нами предстаёт личность морально-надломленная. Контингент учащихся самый разнообразный и по возрасту, и по уровню знаний, т.к. перерыв в учёбе у некоторых довольно существенный, у большинства учащихся потеряны или не сформированы навыки счета, письма, чтения. Учащиеся разные и по уровню воспитанности: от стеснительных, замкнутых до распущенных, наглых.Анкетирование выявило.

1.Появились новые виды наркоманий.

2.В окружении наших учащихся 98 % употребляют спиртное или наркотики

3.Наши учащиеся не считают марихуану наркотиком.

4.Уверенны, что алкоголизм и наркоманию можно излечить.

5.Мерой для профилактики считают – ЗАНЯТОСТЬ!!!

Роль классного руководителя в этой ситуации возрастает и зачастую от него может зависеть, будет ли спасена ещё одна судьба или она займет место среди тысяч искалеченных жизней, равнодушие и промедление здесь не допустимы. Важным звеном в нашей работе является непосредственное общение с детьми на уроках и внеурочное время. Именно в них учащиеся учатся: искоренять злобу и ненависть к окружающему миру, ежедневному труду по борьбе со страстями, стремлению к нравственной чистоте[14]. Реализуем свою деятельность через различные направления:

1. ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЯ» – проект предполагает организацию различных путешествий. В рамках этого проекта учащиеся школы посетили Омскую крепость, исторические места города Омска, учебную воинскую часть № 242 ВДВ, учебные заведения города и предприятия города.

2. ПРОЕКТ «ВСТРЕЧИ» – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах. В рамках этого проекта в школу приглашаются ветераны ВОВ, воины—участники боевых действий в горячих точках, принимают участие в военно-патриотическом конкурсе «Честь имею!», людьми разных профессий, которые обучающиеся получают в процессе обучения в нашей школе.

3. ПРОЕКТ «ИСКУССТВО» – проект предполагает посещения музеев, концертных залов, театров, выставок. В рамках этого проекта учащиеся регулярно посещают театры: им. А. Гончарука, Пятый театр), музеи (историко-краеведческий, им. Врубеля». Принимают участие в городских и региональных конкурсах: «Лучший по профессии», «Через тернии к звездам», «Экология. Творчество. Дети», «Белая берёза».

 

 

Даниленко Елена Николаевна, учитель биологии, бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 153», lelya.danilenko/70@mail.ru, 895078004544

 

 

Автор Даниленко Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 341
Номер материала 33833
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓