Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему:"Развитие математического мышления младших школьников на уроке математики"

Статья на тему:"Развитие математического мышления младших школьников на уроке математики"

Скачать материал

Развитие логического мышления младших школьников

на уроках математики в условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС)— средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний[1 ].

Ознакомившись со стандартом второго поколения, мы видим, что одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логического мышления ребёнка приобретает особую остроту. Каждому учителю начальных классов хочется, чтобы его ученики учились с интересом, увлечённо,  на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончанию начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Роль математики в развитии логического мышления велика. В ней высокий уровень абстракции и наиболее естественным способом изложения знаний является способ перехода от абстрактного к конкретному[5].

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Для того чтобы решить задачу, ученик  должен  переходить  от  текста (словесной  модели)  к  представлению ситуации  (мысленной  модели),  а  от неё  –  к  записи  решения  с  помощью математических  символов  (знаково символической   модели).   Наиболее удачная  опора  для  построения  мысленной модели задачи – графическая модель.  Она  достаточно  конкретна, воспринимаема   зрительно,   полностью  отражает  внутренние  связи  и количественные  соотношения,  представленные  в  условии  задачи,  позволяет  подняться  на  достаточно  высокую ступеньку абстрактности [2]. В  результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи.  Обучение построению вспомогательных моделей в процессе    решения текстовых задач, безусловно, способствует развитию операций логического мышления младших школьников.

Как показывает опыт, одним из эффективных способов развития интереса, мышления является решение школьниками задач разными способами. Решая задачи разными способами,  создаются предпосылки для формирования у ученика умения находить свой «оригинальный» способ решения задач, способствует осознанию причинно – следственных связей, это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

Способствует развитию логического мышления и работа по изменению вопроса задачи. На своих уроках я использую составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

В своей практике применяю представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку). Обращаю внимание детей на детали, которые  нужно  обязательно  представить,  а какие можно опустить.

В работе по развитию логического мышления нужно использовать также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми.

Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Во многом роль обучения математики в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объективно ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственно человеческое понятийное мышление.

С принятием стандартов второго поколения учитель начальных классов должен планировать свою работу, с учетом реализации одной из основных задач - формирование учебных универсальных действий у младших школьников, в частности логических.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

 

Используемая литература

 

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010

2.Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и математики. Издательство: Наука – М., 2007

3.Петерсон Л.Г. Математика. 1-4. Издательство «Ювента», 2010 г.

4.Шведова Л.М,  «Открой в себе гения. Развитие логического мышления и интеллекта». Издательство: БАО, 2007г.

5.Языканова Е.В.Развивающие задания: 2,4 класс. - М.: «Экзамен», 2009

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему:"Развитие математического мышления младших школьников на уроке математики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование логического мышления -важнешая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал-одна из составных задач современной школы.

Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных итересов.

основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Одним из эффективных способов развития интереса является решение задач разными способами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 370
    • DOCX 16.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хасапетян Маргарита Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хасапетян Маргарита Ивановна
    Хасапетян Маргарита Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10014
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе