Развитие
логического мышления младших школьников
на
уроках математики в условиях введения ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования второго поколения (ФГОС)— средство обеспечения планируемого
уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования,
обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко
обозначена задача формирования у школьника желания и умения
(мотивированной способности) к самостоятельному приобретению
знаний[1 ].
Ознакомившись со стандартом второго поколения, мы
видим, что одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение
решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной
школе базируется на сформированности логических операций — умении
анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное,
осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое
умножение), устанавливать аналогии.
В последние годы вопрос о необходимости специальной
работы учителя начальных классов над развитием логического мышления ребёнка
приобретает особую остроту. Каждому учителю начальных классов хочется, чтобы
его ученики учились с интересом, увлечённо, на уроках математики научились не
только считать, но и думать, чтобы по окончанию начальной школы у детей было
развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Формирование логического мышления – важнейшая
составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна
из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом
зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Роль
математики в развитии логического мышления велика. В ней высокий уровень
абстракции и наиболее естественным способом изложения знаний является способ перехода
от абстрактного к конкретному[5].
Основная работа для развития логического мышления
должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для
развития логического мышления. Для того чтобы решить задачу, ученик должен
переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации
(мысленной модели), а от неё – к записи решения с помощью
математических символов (знаково символической модели). Наиболее удачная
опора для построения мысленной модели задачи – графическая модель. Она
достаточно конкретна, воспринимаема зрительно, полностью отражает
внутренние связи и количественные соотношения, представленные в условии
задачи, позволяет подняться на достаточно высокую ступеньку абстрактности [2]. В
результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии
задачи. Обучение
построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач,
безусловно, способствует развитию операций логического мышления младших школьников.
Как показывает опыт, одним из эффективных способов
развития интереса, мышления является решение школьниками задач разными
способами. Решая задачи разными способами, создаются предпосылки для
формирования у ученика умения находить свой «оригинальный» способ решения
задач, способствует осознанию причинно – следственных связей, это умение
свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
Способствует развитию логического мышления и работа по
изменению вопроса задачи. На своих уроках я использую составление различных
выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение.
Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
В своей практике применяю представление ситуации,
описанной в задаче (нарисовать картинку). Обращаю внимание детей на детали,
которые нужно обязательно представить, а какие можно опустить.
В работе по развитию логического мышления
нужно использовать также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они
направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с
успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время
занятий с детьми.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому
его можно и нужно развивать. Решение логических задач в начальной школе как раз
и представляет собой один из приёмов развития мышления. Во многом роль обучения
математики в развитии мышления обусловлена современными разработками в области
методики моделирования и проектирования, особенно в объективно ориентированном
моделировании и проектировании, опирающемся на свойственно человеческое
понятийное мышление.
С принятием стандартов второго поколения учитель
начальных классов должен планировать свою работу, с учетом реализации одной из
основных задач - формирование учебных универсальных действий у младших
школьников, в частности логических.
Систематическое использование на уроках математики и
внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие
логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные
черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств,
работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность,
любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне
необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность
мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении,
сохраняет здоровье ребенка.
Используемая
литература
1.Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли. – Москва: Просвещение, 2010
2.Колмогоров
А.Н. Избранные труды. Математика и математики. Издательство: Наука – М., 2007
3.Петерсон
Л.Г. Математика. 1-4. Издательство «Ювента», 2010 г.
4.Шведова
Л.М, «Открой в себе гения. Развитие логического мышления и интеллекта».
Издательство: БАО, 2007г.
5.Языканова
Е.В.Развивающие задания: 2,4 класс. - М.: «Экзамен», 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.