Инфоурок География Другие методич. материалыСтатья на тему"Интеграция предметов гуманитарного цикла"

Статья на тему"Интеграция предметов гуманитарного цикла"

Скачать материал

 

Интеграция предметов гуманитарного цикла

 

 

Психологами давно отмечено, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Поначалу этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. Но вот ребенок приходит в школу и этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, мало связанные между собой.

     Педагогов давно волнует, что знания  наших детей обширны, многообразны, но мозаичны, что они не могут осуществлять перенос знаний и умений, полученных при изучении одного предмета, на другой.

   С индустриальной эпохи, с Я.А. Коменского и по сегодняшний день в школе утвердилась « классно-урочная» система,  где каждый предмет  несет фрагмент знания из далеких друг от друга областей,        а цель учителя- « изложить, пройти» программу. Создать же у учащихся целостную картину мира невозможно сегодня без интеграции предметов, то есть объединения их в единое целое.

  Идея интеграции не нова, ее элементы есть в хорошо всем известных   внутрипредметных и межпредметных связях. Установление межпредметных связей обычно понимается  как использование материала, формы, способа изложения, присущих одному предмету в рамках другого. Интеграция же требует выработки учителями единой педагогической стратегии, обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме.

   Интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях. В педагогической практике есть разные варианты решения этой проблемы. Например, в школе Тубельского  реализуют межпредметные погружения. В школе Ямбурга идут сложным, но доступным путем синхронизации изучения родственных курсов. В моей практике также был опыт синхронизации предметов гуманитарного цикла. Условия школы, где в учебном плане был увеличен удельный вес дисциплин художественно-прикладного цикла  позволял очень естественно осуществлять параллельное  изучение  историко-культурной эпохи на уроках истории, литературы, изо, музыки, хореографии. Временный творческий коллектив ( в данном случае состоящий из учителей истории, литературы, изо, музыки, хореографии)  исходит из следующих принципов отбора и обновления содержания образования:

 

 

Принципы интеграции

 

1.    Принцип « вслед за историей», согласно которому каждую тему «синхронизированного» курса начинает учитель истории

 

2.    Принцип параллельного изучения на уроках истории,

литературы, изо, музыки одной и той же историко-культурной эпохи

    

    3.Принцип согласования, позволяющий совместными усилиями

        педагогов достичь объемного видения детьми изучаемой эпохи

 

 

Эти принципы требуют четких управленческих процедур, выработки специальных листов согласований  содержания преподавания между учителями разных предметов. Интеграция в данном случае осуществляется эпизодически на определенных этапах обучения, это низший уровень интеграции, в основное же время каждый учитель решает внутренние задачи своего предмета.

Например, изучение вопросов культуры первой половины 19 века осуществлялось согласно следующему листу согласований содержания преподавания

           Лист согласований

история

изо

рукоделие

музыка

хореография

Образование

Изо на пути

 

 

 

и наука 1 пол. 19 века

от романтизма к реализму   (Кипренский, Тропинин..

Стиль одежды 1 половины

19 века

Музыка

1 половины

19 века

(Глинка..

Разучивании вальса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

 

и театр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе синхронизированного преподавания создаются условия для действительного проживания детьми  историко-культурной эпохи во всем ее многообразии. Использование интегративных способов обучения способствует целостному развитию учащихся.приобщает к национальной и всемирной культуре.

Интеграция становится для всех ее участников школой сотрудничества и  взаимодействия, что помогает продвигаться к общей цели.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему"Интеграция предметов гуманитарного цикла""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Научная статья учителя истории на тему "Интеграция предметов гуманитарного цикла в процессе преподавания истории как средство ф  Идея интеграции не нова, ее элементы есть в хорошо всем известных   внутрипредметных и межпредметных связях. Установление межпредметных связей обычно понимается  как использование материала, формы, способа изложения, присущих одному предмету в рамках другого. Интеграция же требует выработки учителями единой педагогической стратегии, обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Занятие по математике на тему: "Методы решения тригонометрических уравнений"
  • Учебник: «Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровень) (в 2 частях), изд-во «Мнемозина»», Мордкович А.Г.
  • Тема: § 23. Методы решения тригонометрических уравнений
  • 05.10.2020
  • 289
  • 4
«Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровень) (в 2 частях),  изд-во «Мнемозина»», Мордкович А.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 289
    • DOCX 38 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Храмцова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Храмцова Галина Васильевна
    Храмцова Галина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6707
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 369 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек