Главная / Начальные классы / Статья на тему:Личностные УУД

Статья на тему:Личностные УУД

Л.А.Барбашина

Формирование личностных УУД младших школьников в процессе использования современных образовательных технологий по УМК 2100.

МОУ СОШ № 38 учитель начальных классов

8-904-759-16-86; e-mail: Barbashina-L@mail.ru

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Школа 2100 — общероссийская общественная программа

развития общего среднего образования, охватывающая массовые

общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования.

Данная программа помогает сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё достойное место в обществе.

Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых - успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

УМК по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В. Прониной в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (в том числе и выходящей из этапа чистописания, этапа работы со словами с непроверяемыми написаниями, проверки домашнего задания и т.д.). Вопросы для создания проблемной ситуации содержатся и в упражнениях учебника, где организованы наблюдения детей за языковыми явлениями, а система развертывания упражнений позволяет детям самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.

Во всех уроках изучения нового УМК по окружающему миру А.А. Вахрушева опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией в учебнике, начиная с 2-3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.

На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

-Проектная технология формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

Основные отличия проектной технологии :

направленность на достижение конкретных целей;

координированное выполнение взаимосвязанных действий;

ограниченная протяжённость;

неповторимость и уникальность.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекать большое количество дидактического материала;

  • повышать объём выполняемой работы;

  • создавать интерактивные задания и упражнения

  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках: до начала чтения; в процессе чтения; после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

При изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются следующие Личностные УУД:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

-Технология оценивания используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка дается в качественной форме.

Пример: Ученикам объявляется: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.

  2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

  3. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.Автор: Асмолов Александр Григорьевич, Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна






Статья на тему:Личностные УУД
  • Начальные классы
Описание:

   Статья посвящена формированию личностных УУД у детей младшего школьного возраста при применении различных образовательных технологий по УМК 2100.

                      Школа 2100 — общероссийская общественная программа

развития общего среднего образования, охватывающая массовые

 общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования.

           Данная программа помогает сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё достойное место в обществе.

      

Автор Барбашина Людмила Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1032
Номер материала 39335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓