К
вопросу о формировании ценностных ориентаций у младших школьников в условиях
сельской школы
Аркатова
О.П.,
учитель
начальных классов
МОУ
«Шелаевская СОШ»,
тьютор –
наставник:
Горохова
А.М.
Современная
социокультурная ситуация в селе такова, что основное образовательное звено в
сельской местности – это типичная общеобразовательная сельская школа,
которая является единственной базой для функционирования различных
образовательных структур на селе (дошкольных образовательных учреждений,
учебно-консультативных пунктов, филиалов учреждений дополнительного
образования, центров образования). Поэтому формирование ценностных ориентаций у
младших школьников в условиях сельской школы заметно отличается от такого же
процесса в городских школах. На это влияет ряд условий:
·
преобладание мероприятивного подхода к организации
воспитательной работы;
·
устойчивый и постоянный состав жителей села,
приверженность семейным и родовым традициям, нормам;
·
недостаточное финансирование и, ввиду этого,
ограничение возможностей поездки на экскурсии в другие города.
При организации педагогического
процесса учителям сельских школ приходится учитывать специфику сельского
социума, которая проявляется в следующем:
1. Социокультурная среда села более
консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители,
односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать
которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.
2. На селе в большей степени, чем в
городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное
богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда
относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
стремление к оказанию взаимопомощи.
3. Опыт общения детей ограничен
численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.
Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна
забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
4. В условиях отсутствия
профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не
только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное
влияние на формирование духовного облика его жителей.
5. В повышении уровня общего развития
сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня
родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино,
телевидения, видео, радио, интернета.
6. На селе ограничены возможности для
самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек,
количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским
жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не
только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования,
повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.
За
последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам воспитания
ценностных ориентаций, по тому или иному аспекту ценностного воспитания,
нравственному и духовно-нравственному воспитанию в целом. Особый интерес
представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций воспитания
ценностных ориентаций и образования подрастающего поколения в современных
условиях сельской школы.
Анализ
этих исследований, сопоставление результатов и выводов, представленных в
них, с результатами и выводами христианских философов и педагогов
позволяет сделать ряд выводов, имеющих практико-ориентированное значение. Мы
убедились, что воспитание ценностных ориентаций ребенка, формирование его
духовного мира происходит через:
·
развитие эмоциональной сферы, интуиции как первоначального
умения «чувством познавать жизнь»;
·
воспитание чувства любви к Богу, ко всему высокому и святому;
·
обучение детей адекватному выражению своих чувств;
·
развитие способности ощущать на себе влияние настроений и чувств
другого человека, умения сопереживать;
·
дополнение словесных образов образами музыкальными, живописными,
архитектурными и т.п., необходимыми для «правильного подбора впечатлений
и представлений» (К.Д. Ушинский);
·
продуманный выбор воспитательных средств, места и времени их
использования, способствующий наибольшей восприимчивости ребенка;
·
поддержание «огня сердца»,
воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь к животным, природе
и т.п.).
Исходя
из этого, мы можем сделать вывод, что сельская школа как образовательное
учреждение должна представлять собой специально созданный организованный
социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность
образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие
личности. Формирование ценностных ориентаций младших школьников связано
не только с решением политических, экономических, социальных проблем на селе,
но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием сельских школьников,
формированием у них гражданско-патриотических качеств и
национального самосознания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.