Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему"К вопросу о формировании ценностных ориентаций у младших школьников в условиях сельской школы"

Статья на тему"К вопросу о формировании ценностных ориентаций у младших школьников в условиях сельской школы"

Скачать материал

К вопросу о формировании ценностных ориентаций у младших школьников в условиях сельской школы

 

Аркатова О.П.,

учитель начальных классов

МОУ «Шелаевская СОШ»,

тьютор – наставник:

Горохова А.М.

 

Современная социокультурная ситуация в селе такова, что основное образовательное звено в сельской местности – это типичная общеобразовательная сельская  школа, которая является единственной базой для функционирования различных образовательных структур на селе (дошкольных образовательных учреждений, учебно-консультативных пунктов, филиалов учреждений дополнительного образования, центров образования). Поэтому формирование ценностных ориентаций у младших школьников в условиях сельской  школы заметно отличается от такого же процесса в городских школах. На это влияет ряд условий:

·         преобладание мероприятивного подхода к организации воспитательной работы;

·         устойчивый и постоянный состав жителей села, приверженность семейным и родовым традициям, нормам;

·         недостаточное финансирование и, ввиду этого, ограничение возможностей поездки на экскурсии в другие города.

При организации педагогического процесса учителям сельских школ приходится учитывать специфику сельского социума, которая проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива   и традиционна. Вследствие этого родители,   односельчане оказывают большое   влияние   на  воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи.

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

 4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио, интернета.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

За последние годы появились научные исследования, посвященные проблемам воспитания ценностных ориентаций, по тому или иному аспекту ценностного воспитания, нравственному и духовно-нравственному воспитанию в целом.  Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций воспитания ценностных ориентаций и образования подрастающего поколения в современных условиях сельской школы.

Анализ этих исследований,  сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и выводами христианских  философов и педагогов  позволяет сделать ряд выводов, имеющих практико-ориентированное значение. Мы убедились, что воспитание ценностных ориентаций ребенка, формирование его духовного мира происходит через:

·         развитие эмоциональной сферы,  интуиции как первоначального умения «чувством познавать жизнь»;

·         воспитание чувства любви к Богу, ко всему высокому и святому;

·         обучение детей адекватному выражению своих чувств;

·         развитие способности ощущать на себе влияние настроений и чувств другого человека, умения сопереживать;

·         дополнение словесных образов образами музыкальными, живописными, архитектурными и т.п., необходимыми для  «правильного подбора впечатлений и представлений» (К.Д. Ушинский);

·         продуманный выбор воспитательных средств,  места и времени их использования, способствующий наибольшей восприимчивости ребенка;

·         поддержание «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь  к животным, природе и т.п.).

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что  сельская школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности. Формирование ценностных ориентаций младших школьников связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем на селе, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формированием у них гражданско-патриотических  качеств  и национального самосознания.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему"К вопросу о формировании ценностных ориентаций у младших школьников в условиях сельской школы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье раскрывается проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников в условиях сельской школы. Выделены факторы, влияющие на становление сознания, ментальности. Раскрываются проблемы сельской школы, ограничивающие возможности использования социума в формировании аксиологической сферы младших школьников. В статье автор указывает,  что есть и положительные аспекты, сохраняющие традиции села, например, наличие устойчивых традиций, что благоприятно действует на формирование ценностно-смысловой компетенции младших школьников. Статья полезна для учителей начальной школы, для обсуждения проблемы на заседаниях методического объединения учителей начальных классов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.02.2015 246
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елдынова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елдынова Наталья Дмитриевна
    Елдынова Наталья Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16502
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека