Главная / Начальные классы / Статья на тему:Формирование экологической культуры младших школьников методом наблюдения.

Статья на тему:Формирование экологической культуры младших школьников методом наблюдения.

Формирование экологической культуры младших школьников методом наблюдения.

Самое полезное в жизни –

это собственный опыт.

В. Скотт.

Природа – основа всякого познания. Любовь к природе – величайшее из чувств присущее человеку. Оно помогает человеку стать справедливее, ответственнее, внимательнее, великодушнее. Я уверена, что любить природу может тот, кто знает и понимает, кто умеет видеть и понимать её. А чтобы человек научился этому, мы должны прививать ему любовь к природе с самого раннего детства. Именно в начальных классах у учащихся закладываются основы духовно – нравственного воспитания, создаётся фундамент экологического мышления, сознания, формируется ценностные ориентации, культура чувств, экологические отношения.

Детям присуще доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Младших школьников интересуют многие вопросы, связанные с познанием природы, в том числе и исторического характера. Задача нас взрослых научить понимать природу и применять эти знания с пользой для себя. Наши далёкие предки находились в постоянной зависимости от превратности погоды. Чтобы стихия не застала человека врасплох, возникла необходимость в создание прогнозов. Это в современном мире достаточно заглянут в Интернет или прослушать прогноз погоды, чтобы правильно одеться выходя из дома. У наших далёких предков такой возможности не было, но между тем они точно могли предсказать дождь, снег, град. Они ориентировались на народные приметы, которые были основаны на наблюдение человека за поведение животных, их реакции на изменение погоды.

В наши дни народное погодоведение – не только самобытный источник знаний, это один из важнейших элемент культурного наследия. Это кладезь национального фольклора – одно из звеньев, соединяющих прошлое и настоящее, а также имеют большую научную ценность. Следовательно, является одним из элементов духовно-нравственного воспитания. Важнейшим нравственным качеством, которое необходимо сформировать у младших школьников в процессе экологическом образовании - это ответственное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов. Формирование ценностного отношения к окружающему миру требует вовлечения школьников в различные виды деятельности и межличностные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми – учителями, родителями.

Многих животных природа наградила «метеорологическим чутьём», получившим в ряде случаев и научное обоснование. Они реагируют на изменение давления, температуры и влажности воздуха, солнечной активности. Ученые называют более 600 представителей животного мира обладающих способностью предсказывать погоду.

Задача взрослых донести этот опыт до современных детей и научится им пользоваться. Дети любят общаться с животными. Мы можем познакомить их с повадками животных при определённых погодных условиях и понаблюдать, на сколько они будут правильными. Наблюдение является одним из самых результативных методов обучения. Наблюдая, ребёнок расширяет своё представление об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в нём, вырабатывает систему экологических ценностей.

На основе метода наблюдений предлагаю завести с детьми «Дневник наблюдения. Таким образом, у ребёнка будет накапливать сведения и примеры об объектах и явлениях природы. Первоначально наблюдаем и проверяем справедливость краткосрочных прогнозов, чтобы дети увидели результат и сделали выводы.

Например, во время урока дети увидели, что ворона под крыло прячет клюв. Возникает вопрос : «Почему?» Мы можем рассказать о народной примете и предложить понаблюдать за их достоверностью.

Главное соблюдать алгоритм проведения наблюдения:

  • создание ситуации радостного (эмоционального) удивления;

  • создание ситуации интереса к тому, что предстоит увидеть, неожиданности момента;

  • организация наблюдательной деятельности самих учеников с помощью вопросов о животных («что любит делать?», «когда так делает?») ;

  • беседа о том, что увидели, установление общих и отличительных признаков;

  • сообщение дополнительных фактов, сведений, конкретных примеров, которые легко запоминаются учащимися, в дополнение к тому, что увидели;

  • предложить подтвердить или опровергнуть вашу информацию (не менее 3 – 5 примеров)

В следующий раз можно напечатать примету и попросить детей проиллюстрировать её, а следовательно и понаблюдать за погодой. Наблюдение важно сочетать с беседами, играми, чтением художественной литературы.

Для детей, живущих в городах, объектами наблюдения могут стать кошки и собаки. Предложите вашим ученикам проверить правильность таких примет:

Если во время прогулки собака усиленно роет землю, залезает в воду или ест траву – к дождю. Летом катается по земле, мало ест и много спит – к ненастью, а зимой к вьюге. Растягивается на земле, раскинув ноги, брюхом вверх – к теплу, лежит свернувшись – к холоду. Глухой лай собаки зимой – к снегу.

Кошка моется, лижет лапу – ясной жаркой погоде. Кошка мордой трясёт или ест траву – к ненастью. Она, свернувшись в калачик лежит в тёплом месте, или прячет морду – к холоду. Если она лежит на полу брюхом вверх, откинув хвост – к теплу. Начинает скрести пол или ножку стола – к ветру и метели. Если стену царапает или тянется к воде или пьёт её больше обычного – к непогоде. Крепко спит – к теплу, ложится на спину – к хорошей погоде.

У сельских ребятишек таких объектов для наблюдения значительно больше.

Куры кудахчут, перебирают перья или ощипываются или гуляют по середине улицы – к ненастью. Купаются в песке и хлопают крыльями – к дождю. Рано зимой садятся на насест – к морозу, а если вертят хвостами или машут крыльями – к метели.

Если наседки сажают цыплят под себя или уводят из в укрытие – к ненастью.

Петух кричит вечером - к перемене погоды. Стоит на одной ноге – к морозу. Петух войдя в курятник и кричит – к ненастью. Поет на заборе – к ясной погоде, запоёт в мороз – к потеплению. Летом кукарекает без причины – к дождю.

Свинья чешется к теплу, визжит – к ненастью, солому таскает – к буре, прячется или убегает со двора в укрытие – к дождю. Поросята визжат зимой – к холоду, летом к ненастью.

Если у овцы отсыревает шерсть – к ненастью.

Жеребёнок много валяется – к дождю, резвится (играет) на снегу – к бурану.

Корова торопится возвратиться в стойло – к бурану, трясёт задней ногой – к холоду.

Любителям насекомых можно предложить свои приметы.

Дождевые черви появляются на поверхности земли – к неустойчивой погоде с дождями и грозами.

Мошка вьётся кругами – к хорошей погоде, лезет в лицо – к дождю.

Комар летит не свет – к похолоданию.

Мухи или осы стремятся в помещение – к ненастью.

Крупные бабочки не садятся на цветы – к ясной погоде, садятся – к дождю. Ночная бабочка залетит в дом – к сильному ветру.

Паук не подвижно сидит посредине паутины- к непогоде. Пауки работают – погода меняется.

Муравьи прячутся в свои домики – к грозе.

Если стрекозы летают большими стайками низко и сильно шуршат крыльями, это значит, что через час –два будет дождь.

Предлагая детям новую информацию, рекомендуется соблюдать сезонность и постепенное вовлечение новых объектов для наблюдения.

На мой взгляд, предложенная методика позволит школьникам лучше усвоить программный материал, а также развивает такие качества, как наблюдательность, стремление объяснить природные явления, необходимые в дальнейшем для полноценного усвоения систематических курсов физики, химии, биологии.

Список литературы:

1.О.Д. Ушакова Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -96 с.

2. Л.С. Хренов Народные приметы и календарь. – М.: Агропром-издат, 1991.







Статья на тему:Формирование экологической культуры младших школьников методом наблюдения.
  • Начальные классы
Описание:

    Природа – основа всякого познания. Любовь к природе – величайшее из чувств присущее человеку. Оно помогает человеку стать справедливее, ответственнее, внимательнее, великодушнее. Я уверена, что любить природу может тот, кто  знает и понимает, кто умеет видеть и понимать её. А чтобы человек научился этому, мы должны прививать ему любовь  к природе с самого раннего детства. Именно в начальных классах у учащихся закладываются  основы духовно – нравственного воспитания, создаётся фундамент экологического мышления, сознания, формируется ценностные ориентации, культура чувств, экологические отношения.

 

 Детям присуще  доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Младших школьников интересуют многие вопросы, связанные с познанием природы, в том числе и исторического характера. Задача нас взрослых научить понимать природу и применять эти знания с пользой для себя. Наши далёкие предки находились в постоянной зависимости от превратности погоды. Чтобы стихия не застала человека врасплох, возникла необходимость в создание прогнозов. Это в современном мире достаточно заглянут в Интернет или прослушать прогноз погоды, чтобы правильно одеться выходя из дома. У наших далёких предков такой возможности не было, но между тем они точно могли предсказать дождь, снег, град. Они ориентировались  на народные приметы, которые были основаны на наблюдение человека за поведение животных, их реакции на изменение погоды.

 

Автор Сухарева Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 270
Номер материала 43944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓