Главная / Русский язык и литература / Статья на тему "Внеклассная работа на уроках литературы как условие формирования активной жизненной позиции современной молодежи"

Статья на тему "Внеклассная работа на уроках литературы как условие формирования активной жизненной позиции современной молодежи"

«Внеклассная работа на уроках литературы

как условие формирования активной жизненной позиции

современной молодежи»


ГБОУ СПО Казанский строительный колледж

Преподаватель литературы Никольская Л.А.


Познавая жизнь через литературу,

читатель удовлетворяет

извечное любопытство к миру,

самому себе,

накапливая мироощущения,

духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь,

становясь мудрее, проживая не одну,

а несколько жизней,-

и тем самым удлиняет срок

собственного существования на земле.

Ю.Бондарев.


Работа с детьми – это постоянный творческий поиск, совершенствование своего педагогического мастерства. Труд учителя сложный, требует много сил, отдачи, усердия, часто приходится жертвовать своим личным временем и всегда учиться, быть наравне со временем.

Студенты все разные, непредсказуемые, но все любимые. И те, кто шалит и хулиганит, и те, кто радует победами на олимпиадах и конкурсах. В достижениях обучающихся всегда заложен труд учителя, его слезы, огорчения, бессонные ночи.

Учитель должен любить, понимать, поддерживать, развивать ребенка, воспитывать в нем личность, научить ребенка быть более добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств.

«Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы наши питомцы стремились к добру,- воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»,- писал

В.А. Сухомлинский.

Подростковый возраст - один из этапов формирования личности, характеризующийся как переломный, переходный и критический. Это возраст перехода от детства к взрослости, стремления к самовыражению, установления контактов с окружающими. Возраст наших воспитанников (16-17 лет) характеризуется глубоким интересом к социальным и нравственным проблемам, к отношениям между людьми, пристальным вниманием, как к своему внутреннему миру, так и к духовному миру окружающих.

В этот период юности особенно важно, чтобы на уроках литературы художественные произведения не анализировались как замкнутый в себе искусственный мир, в отвлечении от жизни. Педагогу необходимо помогать обучающимся создавать живые ассоциации литературы в современной действительности.

Литература способствует нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающего общества.

Как преподаватель литературы я стараюсь вносить весомый вклад в формирование гармонично развитой личности, так как работаю над формированием ключевых компетенций студентов; духовной культуры, нравственных ценностей, художественного вкуса, патриотизма, гражданской позиции, речевой культуры.

Пробудить у ребят любовь к литературе помогают внеклассные мероприятия, позволяющие раскрыть творческий потенциал и способность каждого студента.

Я считаю, что сам учебный процесс не очень располагает развитию активной жизненной позиции у обучающихся, так как имеет место зависимость их от преподавателей, а свобода взглядов и мыслей - главное условие возникновения интереса и инициативности. Совсем другое дело - внеклассная работа.

Детский коллектив - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а приобретая её вокруг себя.

«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же: и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам» - говорил педагог-психолог Ш.А. Амонашвили.

В сентябре на первых уроках литературы я задаю студентам домашнее задание – подготовить наизусть свое любимое стихотворение с целью выявить ребят, умеющих хорошо читать стихи и в дальнейшем многие из них принимают активное участие в литературно- музыкальных вечерах, литературных праздниках.

Традиционным стало проведение в колледже литературно - музыкальных вечеров, посвященных творчеству выдающихся писателей и поэтов. Именно здесь, на литературных вечерах обучающиеся могут проявить себя полностью, раскрыться, показать, на что они способны. 27 ноября 2013 года на базе колледжа прошло Республиканское мероприятие - литературный вечер к 210-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева «Прекрасное мгновенье жизни». К участию в этом празднике были привлечены и студенты, и выпускники, и преподаватели, и музыкальные работники. Ведь сочетание музыки и поэтического слова – это особая область человеческой культуры. Связь поколений, родство душ, увлеченность своим делом - на мой взгляд, это очень важно для формирования патриотизма, гражданской позиции, нравственных ценностей будущих специалистов.

28 февраля 2014 года в рамках Недели науки и творчества прошел литературный праздник, посвященный 245-летию И.А. Крылова «Ларец мудрости». Мероприятие прошло в читальном зале библиотеки КСК. Оно было многоплановым (выставка стенгазет, книг и как апогей - сам литературный праздник, сопровождаемый мультимедийной презентацией). Вечер имел широкий охват учащихся от 1 до 5 курса, обучающихся по различным специальностям. Мероприятие прошло на хорошем организационном уровне. Студенты читали басни очень артистично и звучали они современно и актуально. Прав был К.Н, Батюшков: «Его басни переживут века».

В ноябре 2014 года на базе колледжа прошло Республиканское мероприятие – литературно-музыкальный вечер к 200-летию М.Ю Лермонтова, на котором присутствовало около 50 гостей- преподаватели литературы, заведующие библиотеками, методисты Р.Т. В своих отзывах они отмечали что мероприятие было организовано на очень высоком уровне, активное участие студентов, особенно мальчиков и что данное мероприятие имело высокую воспитательную значимость. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами мы обсуждаем, что получилось, и что не получилось, изучаем их мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах.

Человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Если ученик будет видеть, что вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. У ребят , которые принимают участие в такого рода мероприятиях развивается уверенность в себе, они ориентируются на успех, они менее подвержены влиянию негативных эмоций, становятся более плодотворными, позитивными и сбалансированными людьми. При проведении литературных вечеров всегда работает компетентное жюри и лучшие чтецы награждаются дипломами.

Ежегодно наш колледж принимает участие во Всероссийском поэтическом конкурсе студентов учебных заведений СПО «Поэзия - душа святая» на базе «Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.
Конкурс проводится по двум номинациям:

1 номинация – «Лучшее авторское стихотворение»

2 номинация – «Лучшее чтение»

24-25 апреля 2014 года конкурс во второй номинации проводился по следующим направлениям:

«В Шекспир в переводах русских поэтов».

«Поэты-юбиляры».

Всего участвовало в конкурсе 51 человек.

По итогам конкурса студентка гр. Зио-9-11 Закирова Аделя была награждена грамотой за активное участие в IX Всероссийском конкурсе студентов средних специальных учебных заведений «Поэзия - душа святая».

Студент группы ГК-9-21 Галяутдинов Мансур был награжден дипломом третьей степени и благодарностью от депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Чижова С.В за достойную победу на 9 Всероссийском поэтическом конкурсе «Поэзия-душа святая» , проявленный талант, активную гражданскую позицию и приверженность лучшим традициям классической литературы.

Известный американский писатель, сын бродячего священника Р. Эмирсон утверждал, что:

«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев , а облик человека».


Статья на тему "Внеклассная работа на уроках литературы как условие формирования активной жизненной позиции современной молодежи"
  • Русский язык и литература
Описание:

В данной статье говорится о работе с детьми при проведении внеклассных мероприятий, о воспитании гармонично развитой личности, так как внеклассная работа позволяет раскрыть творческий потенциал и способности каждого студента.

Человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочуствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
У ребят, которые принимают участие в такого рода мероприятиях развивается уверенность в себе, они ориентируется на успех, становятся позитивными и сбалансированными людьми.

Автор Никольская Любовь Александровна
Дата добавления 10.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 427
Номер материала 59490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓