Главная / Физкультура / Статья на тему "Туристическая деятельность как средство мотивации учащихся по формированию здорового образа жизни."

Статья на тему "Туристическая деятельность как средство мотивации учащихся по формированию здорового образа жизни."

Бутенко Николай Николаевич – учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка


Туристическая деятельность как средство мотивации учащихся по формированию здорового образа жизни.


Главная цель учителя - за годы совместного общения со школьниками сделать все возможное, что бы каждый юноша, каждая девушка стали личностью, социально подготовленной к работе и жизни в условиях нового времени. Задача современного педагога не только учить ребят, но и воспитывать.

Важное место в воспитании учащихся занимает туристическая деятельность. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.

Туризм в системе образования России является традиционным и эффективным средством воспитания молодёжи, создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; общественной активности и дисциплины; преодоления препятствий и обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Хорошо организованная туристическая работа в школе поможет дать глубокие и прочные знания по географии, биологии, истории, физике и другим наукам, позволяет привить любовь к родному краю, подготовить учащихся к жизни и труду.

Обоснование необходимости работы по данному направлению

Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее поколение нашей страны, перед педагогами сегодня ставятся первоочередные задачи:

  • формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся;

  • воспитание экологической культуры личности;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • внеурочная работа по предмету;

  • рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;

  • формирование навыков выживания в природной среде;

  • вернуть молодому поколению прекрасный мир туризма и развивать его;

  • эффективно обучать жизненным навыкам выживания человека в природной и социальной среде обитания;

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.

Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.

Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого органично входит детско-юношеский туризм не оставлен без внимания Правительством Российской Федерации, так в Федеральной программе развития туризма Российской Федерации определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение, прежде всего, указывает на то, что в педагогической деятельности должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристско-краеведческой деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристско-краеведческому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.

Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода.

Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе с детьми:

- личностно-деятельностный;

- диалогический или полисубъектный

- индивидуально-творческий;

- культуросообразности;

- целесообразности;

- природосообразности;

- краеведческий;

-целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Почему именно этот вид деятельности я считаю одним из эффективных в работе с обучающимися? Во-первых, на протяжении многих лет я имею опыт работы в качестве организатора туристической работы в школе, что позволяет наблюдать и анализировать изменение поведения детей на природе и в походном коллективе. Во-вторых, в связи с негативными тенденциями в молодежной среде, снижением уровня социальной адаптации молодых, а также ростом семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На протяжении нескольких лет являюсь руководителем туристического кружка «Туристёнок».

Девиз кружка: Познать неизвестное.

Цель: Создать активную группу в школе для яркой пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

1.Поставить туристическую работу основополагающей в деятельности детского объединения.

2.Учиться ориентироваться на местности при помощи карты и компаса.

3.Учиться организовывать походный быт в различных погодных и климатических условиях, преодолевать естественные препятствия, оказывать доврачебную помощь.

4.Развивать моральные качества: коллективизм, дружбу, взаимовыручку, самостоятельность, честность, требовательность к себе и товарищам.

5.Вырабатывать навыки поведения в природе.

6.Учиться анализировать увиденное, оценивать факты и явления, делать выводы.

Вариант проведения однодневного туристского слета «Тропой Туриста» для учащихся 8-10 классов

Туристический слет проводится недалеко от школы в местечке «Сибирь». Учащиеся добираются до места соревнований пешком по населенному пункту. Классные руководители распределяют учащихся на группы, назначают ответственных: за подготовку к соревнованиям, за туристское снаряжение, за туристическую кухню. Учителя физкультуры совместно с учащимися 11 классов и учителями-предметниками создают судейскую бригаду. Соревнования проводятся в первые недели сентября. В зависимости от возраста учащихся предлагаются различные варианты проведения соревнований.

Программа соревнований

9.30 – Прибытие участников на площадку для построения. Конкурс приветствия (сдача рапорта капитаном с названием и девизом команды, эмблемы и форма участников).

10.00 – Передвижение к месту соревнований. Оформление бивуаков, приготовление туристического блюда.

10.30 – Команда из 10 человек от каждого класса принимает участие в комбинированном маршруте «Тропой Туриста». Старт команд раздельный через 5 минут.

12.00 – Представление конкурсных блюд членам судейской бригады, проверка бивуаков на правильность оформления, чистоту и порядок.

13.30 – конкурс песни и подведение итогов соревнований.

14.00-15.00 – уборка территории после похода и возвращение к школе.

Описание этапов комбинированного маршрута «Тропой Туриста»

На старте каждой команде выдается компас и сообщается азимут и расстояние до первого контрольного пункта (КП), где они должны выполнить различные задания, при выполнении задания участникам сообщается следующий азимут и расстояние до следующего КП.

Всего таких этапов – 10.

  1. Метание гранаты в цель – каждый участник должен попасть одной гранатой в горизонтальную цель, не попадание наказывается штрафными секундами.

  2. Оказание первой помощи – участникам предлагаются тесты по оказанию первой медицинской помощи и практические задания.

  3. Установка и снятие палатки;

  4. Разведение костра – участники должны развести костер с трех спичек и пережечь ограничительную нить.

  5. Полоса препятствий – мышеловка, паутина, проход по жердям и кочкам.

  6. Вязка туристских узлов, укладка рюкзака – участники команды должны завязать каждый по одному узлу, заданному судьей и выбрать и правильно уложить необходимые для похода вещи.

  7. Установка вигвама – из пяти жердей, веревки и полиэтиленовой пленки необходимо соорудить укрытие от дождя и спрятаться в нем;

  8. Переправа по параллельным веревкам без страховки – участники по одному проходят переправу без использования обвязок. Веревки натянуты невысоко и расстояние небольшое. Судьи осуществляют страховку участников.

  9. Ориентирование в лабиринте. Состав команды 5 человек. В лабиринте находится 8 контрольных пунктов , а на карте у участника 4 . Задача участника пройти свои КП в указанном порядке, отмечаясь в своей карточке участника на каждом КП фломастером определенного цвета. У каждого из пяти участников своя, отличная от других дистанция, хотя некоторые КП могут совпадать. Старт общекомандный. Все пять участников стартуют одновременно. Финиш индивидуальный, помогать другим членам команды запрещено. Результат командное время останавливается после того, как последний участник покинул лабиринт. В случае пропуска КП или неправильной отметки команда штрафуется дополнительными секундами.

  10. Викторина краеведение – участникам предлагается ответить на вопросы истории, географического расположения и особенностей родного края. А также решить практическое задание: назвать растения находящиеся на гербарии, составленном из растений нашей местности.

Определение победителей

Победитель определяется по наименьшему времени, потраченному на прохождение дистанции. За ошибки на дистанции участники наказываются штрафными баллами.

Подводя итоги

Анализ процессов и тенденций, связанных с проведением досуга подростков, убедительно доказывает, что требуется педагогическая поддержка и помощь в организации свободного времени учащихся путем создания детских объединений, которые могли бы вовлечь подростков в активную позитивную деятельность.

Реализация туристического направления позволяет развивать возможности, способности, ценности школьников, которые так необходимы для развития личности ребёнка.

Таким образом, можно отметить положительные тенденции по формированию образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности ребёнка, способной к самоопределению, самореализации, позитивной социализации в современных условиях.




Статья на тему "Туристическая деятельность как средство мотивации учащихся по формированию здорового образа жизни."
  • Физкультура
Описание:

Главная цель учителя - за годы совместного общения со школьниками сделать все возможное, что бы каждый юноша, каждая девушка стали личностью, социально подготовленной к работе и жизни в условиях нового времени. Задача современного педагога не только учить ребят, но и воспитывать.

 

Важное место в воспитании учащихся занимает туристическая деятельность. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.

Автор Бутенко Николай Николаевич
Дата добавления 16.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 525
Номер материала 54210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓