Алматинская область Жамбылский район
СШ имени Наурызбай батыра Кутпанбетулы с дошкольным мини центром
«Становление полиязычной личности –
носителя языка и культуры своей страны»
Учитель английского языка
Зиадинова Сауле Аудановна
г.Астана
15 мая 2014 год
«Становление полиязычной личности –
носителя языка и культуры своей страны»
Зиадинова Сауле Аудановна,
Учитель английского языка,
категория – высшая,
педстаж – 26 лет
Современное
казахстанское общество сегодня характеризуются общественной модернизацией и
стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе
модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может
успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое
сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и
современного образования.
В современных условиях образ жизни человека определенным образом унифицируется,
стираются многие национальные различия, теряется связь человека со своими
корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений.
Поэтому перед учителем стоит важнейшая задача – использовать весь уникальный
опыт и знания культурных традиций народов, общечеловеческих ценностей и мировой
культуры в создании благоприятной образовательной среды, способствующей
формированию социально-активной личности. То есть, для формирования
конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности,
способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и
поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других
культур, умением жить в мире и согласии необходимо
полиязычное образование.
Полиязычие
– основа формирования поликультурной личности. Полиязычное
образование — абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир
полиэтичен, полилингвистичен. Полиязычное образование
– это целенаправленный, организуемый триединый процесс обучения, воспитания и
развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения
несколькими языками как «фрагментом» различных культур человечества. Содержание
полиязычного образования должно включать систематизированные знания, умения
и навыки в области родного и государственного языков, а также в области одного
или нескольких иностранных языков в соответствии с межкультурной парадигмой
современного языкового образования. Целью
процесса формирования полиязычной личности является передача подрастающему поколению богатства языка и культуры
родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности,
обогащение культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям
мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов,
населяющих нашу планету.
Наша
республика — один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов,
где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Положение школ
Республики Казахстан уникально для реализации взаимосвязи и диалога культур.
По мнению Президента Н.Назарбаева
"...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле
сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность
Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни
народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные,
европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития
поликультурности".
На
современном этапе в языковой политике Республики Казахстан обозначен
принципиально новый подход. Поставлена задача реализации в стране масштабного
культурного проекта «Триединство языков». Целью данного проекта является развитие
поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное
самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей
несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные
операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и
самосовершенствованию. Владение казахским, русским и иностранным языками
становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и
профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в
большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими
языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более
престижное как в социальном, так и в профессиональном положении. Разумное,
грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших
школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.
Раннее
обучение английскому языку - одна из ступеней в развитии полиязычной
личности. В целях осуществления поручения главы государства, Министерством
образования и науки Республики Казахстан в 2012-2013
учебном году в 33 общеобразовательных школах республики был начат эксперимент
по изучению английского языка с 1-го
класса. В рамках этого республиканского
эксперимента, где участвует наша школа, я провожу уроки английского языка с 1
класса в объеме 2 часов в неделю. Наряду с этим проходит апробация
учебника “Primary Colours” британского издательства Cambridge.
Начиная с 1 сентября 2013 года, во всех школах республики с 1 класса введено раннее
изучение английского языка. Уже через 5 лет эти школьники должны будут изучать
на английском языке все дисциплины школьного компонента.
Таким
образом, развитие полиязычной личности, которая знает и уважает культуру и
традиции не только своего, но и другого народа очень важна для нашей
республики. Так как будущее Казахстана в руках нашей молодёжи.
Литература:
1.А.А.Сыродеева Поликультурное образование: Учебное -
методическое пособие. - М.,2001.
2.Чан Динь Лам “Полиязычное образование – важнейшая стратегия
развития Казахстана”.
3.Жетписбаева Б.А. Полиязычное образование: теория и
методология: Монография.-Алматы: Білім,2008.
4.Формирование и развитие языковой личности в условиях
реформирования системы образования РК № 5 (2007 стр. 23-24).
5.Назарбаев Н.А.Стратегия трансформации общества и возрождения
евразийской цивилизации. – М., 2000. – С.16-18.
6.Э.Д. Сулейменова Языковые процессы и политика. Алматы:
Казахский университет, 2011. – 117с.
7.Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике
Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).
8.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007
года № 319-III ЗРК.
9.Государственная программа развития образования РК до 2020
года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.