Социально - психологическая работа с детьми.
Бозмагамбетова Ж.Т.
Социальный педагог
КГУ «СОШ№62»
Социально-педагогическая деятельность разнообразна.
Социальному педагогу необходимо в первую очередь сотрудничество с психологом
школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться
каждому из них во многом схож. Ведущим направлением социально - психологической
деятельности является коррекционно-развивающая работа по воспитанию каждого
ученика социально-зрелой личностью, обеспечение эмоционального благополучия
учащихся и и психологического сопровождения учебной деятельности.
Основными методами работы являются:
диагностика, коррекция, консультация и
просвещение. - организация работы с «трудными детьми»,
профилактика девиантного поведения;
- оказание помощи неблагополучной семье;
- социально-психологическое сопровождение учебно - воспитательного
процесса;
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями
психофизического развития;
- социально-психологическое сопровождение одарённых детей;
- оказание социально-психологической помощи приёмной семье;
- оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом
развитии личности[1].
Формы организации
совместной деятельности могут быть разнообразными. Совместно-индивидуальная
форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном
этапе при планировании деятельности.
Основные направления совместной
деятельности: -
Диагностическая и коррекционная работа учащихся состоящих на разных формах
учета:
- Изучение личности и составление карт
индивидуального сопровождения на учащихся, состоящих в «группе риска», на ВШУ и
на учете в ОДН - Индивидуальные профилактические
беседы с подростками правового характера
- Работа по изучению личных особенностей обучающихся и выявление причин:
-
неадекватного поведения,
- дезадаптации,
конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных
взаимоотношений; социального окружения учащихся:
- Анкетирование по
выявлению трудновоспитуемых, склонных к употреблению ПАВ, табакокурению.
- Проведение
бесед, лекций, классных часов в целях профилактики употребления наркотических,
токсических, алкогольных и психотропных веществ.
- Организация
правовой информированности учащихся, родителей, педагогов.
- Ведение курса по
профориентации для учащихся 9 классов:
«Психология
и выбор профессии». Каждый год проводится профориентационная работа.
Используемый комплекс методик позволяет выявить особенности учащихся (характер,
уровень умственного развития, тип личности, склонности к той или иной
профессии). По результатам работы проводятся консультации, которые позволяют учащимся
глубже осознавать проблему и перспективы профессионального выбора. Исходя их
полученной информации в результате анкетирования, был сделан вывод: учащиеся
9,10, 11 классов задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной
деятельности.
- Занятия по
адаптации, коррекции поведения.
- Индивидуальные
консультации учащихся, родителей
- Проведение цикла
профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей.
- Консультации по
вопросам взаимоотношений в семье.
- Индивидуальное
консультирование педагогов по проблемам обучения, взаимоотношений с учащимися.
-
Психолого-педагогическое консультирование родителей
-адаптация
учащихся к обучению в среднем звене школы;
-статус ребенка в
классном коллективе.
- Тренинг
профилактики эмоционального выгорания педагогов
cовместно-последовательная
форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием
действий её участниками. Эта форма совместной деятельности характеризуется
более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная
деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование
происходит перед или после выполнения определённого этапа. Школьный
социально-психологический центр способен сплотить вокруг себя педагогов,
участвующих в социально-педагогической деятельности.Совместная деятельность
возникает при наличии определённых условий. Первоначальным условием является
согласование целей. Организуя свою деятельность, педагог-психолог и социальный
педагог приходят к выводу, что в рамках своей профессиональной позиции
достижение поставленной цели затруднено. В то же время в разрешении данной
проблемы участвуют другие специалисты, определив свои цели деятельности. Для
организации совместной деятельности появляется необходимость выработки общих
целей. Например, оказывая психологическую помощь одарённым детям, психолог
понимает, что его деятельность будет более эффективной, если социальный педагог
также будет оказывать социально-педагогическую помощь этой категории детей. Целью
совместной деятельности станет оказание всесторонней социально-психологической
помощи одарённым детям.
Выработка общей цели – это взаимное движение каждого из участников к ней.
Однако в этом процессе кто-то может играть ведущую роль, например, психолог в
силу своего профессионального опыта и знаний.
На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности
участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением
психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог
исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель
анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности
учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» –
ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий,
проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель
участвуют в коррекционной работе. Социальный педагог привлекает ребёнка в
работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный
руководитель включает ребёнка в общественно значимую деятельность, привлекает
его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и
перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а
взаимодополнение друг друга. Следующими условиями являются интегрированность и
согласованность действий
[2].
Согласование
и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого
этапа, например по завершении диагностики, проводится анализ полученных данных
и определяется тактика работы.
Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального
взаимодействия социального педагога и педагога-психолога с педагогическим
коллективом школы и социальной средой микрорайона. Кроме того, постоянно
изучается
психологический климат в детском коллективе. В случае необходимости давались
рекомендации учителям и воспитателям по коррекции работы с классом:
ü Стремиться
поддерживать « отвергнутых».
ü выделять их «+»
стороны.
В результате
проводимой работы учащиеся научились соотносить свои возможности с
требованиями, смогли находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций[3].
Анализируя работу
следует отметить, что всё больше учащихся, особенно трудного подросткового
возраста, стали понимать значение психологии в их жизни. Они обращаются за
помощью и советом в любых жизненных ситуациях к психологу и социальному
педагогу. Благодаря этому стало меньше конфликтов, стрессов, многие проблемы
стали решаться без лишнего вреда для себя и других людей. Стоит
отметить, что всё больше педагогов стали серьёзнее относиться к рекомендациям
психолога и социального педагога по учёту индивидуальных особенностей детей.
Список литературы:
1. Педагогический
опыт глазами психолога Москва 1987г стр.13
2. Индивидуальность
подростка и выбор профессииТаллин 1988г стр.55
3. Общая психология
Москва 1973г стр.22-24
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.