Главная / Музыка / Статья на тему "Система оценки достижений планируемых результатов по музыке во внеурочной деятельности".

Статья на тему "Система оценки достижений планируемых результатов по музыке во внеурочной деятельности".

Система оценки достижений планируемых результатов во внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. 

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

Обязательные формы и методы контроля - текущая аттестация;

Иные формы учета достижений - итоговая (четверть, год) аттестация; урочная деятельность; внеурочная деятельность; портфолио; анализ психолого-педагогических исследований.

В своей статье хочу поделиться опытом работы и результатами не только урочной, но и внеурочной деятельности учащихся нашего лицея по музыке . Это - участие школьников в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, групповых и индивидуальных творческих проектах по Искусству различных уровней.

Оценивание своей деятельности с помощью средств ИКТ

Для формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе необходимо применение новых информационных технологий, поскольку именно работа с компьютером формирует информационные умения учащихся в информационном обществе. Информационные модули могут быть использованы на этапе знакомства с материалом как для работы в классе, так и для домашней работы. Например, во время вступительной беседы преподаватель может использовать иллюстративный ряд модуля, а дома учащиеся могут прочитать тематический текст и более внимательно изучить иллюстрации, в том числе те, которые не рассматривались на уроке. Обращение к информационным модулям целесообразно и в том случае, когда учащиеся затрудняются выполнить практическое или тестовое задание.

Кроме того, независимо от этапа работы, учащиеся могут использовать материалы информационных модулей, копируя их на свой носитель информации (флэш-карты) для пользования ими при выполнении домашних заданий, в самостоятельной работе, сопровождения своего ответа на уроке, включения их в свои творческие композиции (презентации, мультимедиа альбомы и т.п.).
      Модули практики используются на этапе закрепления материала, могут быть использованы и для работы в классе, и для домашней работы. Однако, наиболее целесообразно, предоставить их учащимся для работы дома, так как модули этого типа состоят из нескольких заданий, предполагают свободу их выбора и последовательности выполнения, что дает возможность для реализации индивидуального подхода в работе с ЭУМ.       Учебные, иллюстративные и методические мультимедиа материалы, содержащиеся в модулях, могут использоваться автономно в самостоятельных и творческих работах.

Систематическое использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет ребенку научиться самостоятельно оценивать свою деятельность, прогнозировать её результаты. Компьютер выступает в этом случае как внешний эксперт, так как оценка результатов деятельности абсолютно объективна и соответствует перечисленным выше требованиям к системе оценивания.

При использовании на уроках электронных учебных модулей учащиеся используют следующий алгоритм: 1. Изучите содержание информационного модуля «Симфонический оркестр». 2. Закрепите знания - выполните все задания модуля «Симфонический оркестр. Практика». 3. Проверьте уровень своих знаний - выполните тестовое задание модуля «Симфонический оркестр. Тест». Использование ИКТ позволяет осуществлять и функции оценки и самооценки деятельности, это обеспечивается мгновенной реакцией на неверный ответ, возможностью исправления ошибки. Непубличный характер такого вида контроля  позволяет формировать самоуважение и избегать оценки личности ребенка другими ученикам в зависимости от его учебных успехов.

С целью развития исследовательских умений в системе проводится проектная и исследовательская деятельность. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников позволяет создать условия для развития инициативности и ответственности ребенка, готовности к самостоятельным поступкам и действиям; формирования способности к организации учебной деятельности.

С третьего класса на уроках музыки на уроках планируется организация творческих проектов, что позволяет обобщить опыт детей в слушании и исполнении музыкальных сочинений разных жанров, в поиске и систематизации разнообразной информации, в умении работать самостоятельно и в группе, в коллективном взаимодействии. Это помогает в достижении планируемых результатах (личностных, метапредметных и предметных).

С одной стороны у младших школьников еще нет образовательных возможностей осуществлять полноценную проектную деятельность, с другой – система проектно- творческих заданий или творческих мини-проектов помогает в создании развивающей среды в современных условиях, когда большая часть информации стала доступной детям благодаря новому информационному пространству, включая интернет – ресурсы.

Оценивание своей деятельности с помощью групповых и индивидуальных проектов

Проектный метод в начальной школе – одно из условий эффективного развития творческих способностей детей, воспитания у них самостоятельности и инициативности. В своей работе я использую рекомендации по организации внеурочной деятельности, которые даются в пособиях, сопровождающих ФГОС, где предлагается следующий порядок действий:

1.Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знаний).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Результаты проектно - творческих заданий разнообразны, это может быть как конкретный продукт (эссе, сочинение – размышление о музыкальном произведении, собственная мелодия, коллаж, видеоролик, презентация), так и различные мероприятии: кольцовка песен и их инсценировка, викторина, фестиваль, выставка и др.

Третьеклассникам предлагается тема коллективного проекта «Любимые песни нашего класса». В каждой четверти определен свой раздел:

I четверть - Песни из мультфильмов;

II четверть - Песни о школе;

III четверть - Народные песни,

IV четверть - Песни о Родине.

Для учащихся четвертого класса предлагается сквозной коллективный проект «В стране музыкальных инструментов». Во время путешествия по этой необычной стране участники сделают «остановки»:

I четверть - в «Деревне народных инструментов»,

II четверть – в «Струнном городке»,

в III четверти посетят «Область клавишных инструментов»,

в IV четверти - «Город духовых инструментов».

Такое воображаемое путешествие поможет школьникам уверенно различать «голоса» инструментов и в их сольном исполнении, и в звучании оркестра.

В рамках внеурочной деятельности участники проектов могут располагать большей свободой. Это могут быть не только собрания класса или гала концерты, но и самые разнообразные формы: концерт, приуроченный к какому-нибудь празднику или дню именинника, - «Песня в подарок»; вечер «Знакомство с новыми песнями», - музыкальные посиделки или костюмированное представление «В песне - душа народа»; музыкальное путешествие «В стране мультипликации» и др. Для детей, которые выбирают индивидуальные формы работы или лучше себя проявляют в оформительской деятельности, можно предложить подготовить песенник класса с рисунками или выставку рисунков (поделок), иллюстрирующих музыкальные сочинения.

Для проведения воспитательных мероприятий или продолжения проектной деятельности во внеурочной деятельности можно предложить более широкую тематику разделов: «Времена года в песне», «Когда поют солдаты…», «Песни о маме», «Песни о животных», «Музыкальная математика» (песни о числах). Работа школьников над исследованиями включает в себя групповую и индивидуальную работу. Тематика занятий исследовательской лаборатории дает возможность использования различных форм проведения: практикум, игра, диспут, «мозговой штурм», различные виды творческих работ. Необходимость овладения навыками поиска информации определяет такие формы работы, как экскурсия в библиотеку, занятие в компьютерном зале, посвященное приемам и способам получения информации в сети Интернет. Индивидуальные занятия направлены на отработку конкретных навыков создания текстов научного стиля и представляют собой консультации по темам научных исследований, выбранных учащимися.

Учащимся предлагается пошаговая инструкция работы над групповым творческим проектом. При этом лучше обсудить вместе с детьми уточнения относительно содержания, организации и формы презентации выполненных проектов. Если это обобщающий урок четверти, то можно предложить детям такие формы, как урок-презентация, урок-концерт и др.

Задание (Для работы в группе)

Дорогие ребята! Вы уже знаете много песен о родной стране, дружбе, школе, природе… Определить те, которые нравятся вам больше, поможет участие в творческом проекте «Любимые песни нашего класса». Его итогом должен стать песенный сборник-альбом, в котором вы отберете песни различной тематики. В сборнике будет четыре раздела. Тема первого раздела - «Песни из мультфильмов». Как будет проходить работа:

1-й шаг. Объединитесь в группы по 4 -5 человек. В группе каждый предлагает свою песню по теме (из изученных ранее, услышанных, подсказанных старшими), объясняя свой выбор. Затем сообща вы выбираете одну песню, которая предложит ваша группа в классный альбом.

2-й шаг. Подумайте, как группа представит эту песню классу. На альбомном листе коротко изложите историю её создания, представьте композитора и поэта (если песня не народная). Подберите иллюстрации (фотографии, свои рисунки, репродукции картин художников по теме). Решите, как будете представлять песню на презентации (защите) – петь с танцевальными движениями, с ритмически сопровождением, инсценировкой. Возможно использование видеофрагментов.

3-й шаг. Презентация песни на собрании класса. Вы вместе прослушиваете и оцениваете выступление каждой группы. Теперь можно начинать оформление сборника любимых песен класса с рисунками, фотографиями, с видео-, аудиоприложениями. Этот сборник-альбом, а также гала-концерт, на который вы сможете пригласить своих родителей, учителей, друзей, станет заключительным аккордом проекта.

Формирование умения распределять между собой обязанности возможно только при выполнении коллективного задания. Формированию умения контролировать качество выполнения работы способствует заблаговременное предъявление учителем требований к качеству создаваемого продукта, например подробных критериев оценки результатов. Поэтому, как правило, — это задание, состоящее из нескольких частей/этапов и рассчитанное на длительное время выполнения (неделя и более). Оно включает критерии и нормы оценок (или конкретные требования к выполнению) с тем, чтобы учащиеся могли самостоятельно отслеживать качество его выполнения. Задание должно минимизировать пошаговый контроль со стороны учителя. Отметим, что всем требованиям задания удовлетворяет долгосрочный индивидуальный или групповой проект. При оценке задания полезно руководствоваться следующим алгоритмом:

Алгоритм оценки качества учебного задания

С учетом предложенной модели задания для оценки качества задания целесообразно использовать следующие кодировки: 4 = Учебное задание состоит из нескольких частей и рассчитано на выполнение в течение одной недели или более. Учащимся даются критерии оценки заранее, до начала работы, И они имеют возможность спланировать свою работу. 3 = Учебное задание состоит из нескольких частей и рассчитано на выполнение в течение одной недели или более. Учащимся даются критерии оценки заранее, до начала работы, ИЛИ они имеют возможность спланировать свою работу. 2 = Учебное задание состоит из нескольких частей и рассчитано на выполнение в течение одной недели или более. Учащимся НЕ даются критерии оценки заранее, до начала работы. Они НЕ имеют возможности спланировать свою работу. 1 = Учебное задание может быть выполнено менее чем за одну неделю ИЛИ состоит из одной части. 0 = Информации недостаточно для принятия решения по оценке задания.

Данный тип учебных заданий целесообразно использовать, как правило, на этапе применения освоенных знаний. Поэтому наиболее целесообразна организация учебной ситуации с элементами проектной и (или) творческой деятельности или деятельности в контексте, максимально приближенном к реальным жизненным ситуациям.

Оценивание своей деятельности с помощью исследований

Исследовательская деятельность обучающихся строится по следующей схеме: обнаружение интересного факта — осваивание методов изучения объекта или явления — определение целей и задач — дополнительные исследования — обработка и оформление результатов — защита. Так, например, идея работы, посвященная истории музыкальной ложки, родилась во время подготовки к фестивалю искусств, где учащаяся, работавшая над темой, вошла в состав коллектива ложкарей «Коробейники», руководителем которого я являюсь. Опыт игры на народных инструментах в ансамбле вызвал интерес и дал практический материал для анализа. В свою очередь изучение теоретической литературы по данной теме обогатило коллектив новыми приемами игры и новыми творческими идеями. Во внеурочной деятельности в рамках внедрение ФГОС обучаю детей игре на народных музыкальных инструментах (деревянных ложках). При этом используются технологии обучения в группах разновозрастного состава.

Приоритет в исследовательской деятельности отдается темам, стимулирующим интерес к культуре родной страны и родного края (Творчество Оренбургских композиторов А.Зельцера, А.Цибизова, В.Кондратенко и др.), уважительного отношения к музыке и искусству других народов, проживающих в Оренбуржье: немцы, татары, казахи, башкиры, украинцы и т.д. и других странах («Русский классический балет «Лебединое озеро: история и современность», «История музыкальной ложки», «Фольклор разных народов как источник творчества русских композиторов XIX века»). Учащиеся начальной школы выступали на школьной конференции, посвященной проблемам толерантности, с темой «Фольклор как источник диалога культур», показав понимание того, что умение слушать и слышать народную музыку разных народов обогащает творчество композитора.

В результате проектной и исследовательской деятельности ученик научится готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентаций, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы к презентации. Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список использованных информационных источников.

Оценивание своей деятельности с помощью эвристических олимпиад

Эвристическая образовательная деятельность - особая линия моей методической работы. Рассматривая эвристическое обучение в аспекте школьного образования, разграничим понятия («творческая деятельность» и «эвристическая деятельность». Под творческой деятельностью или творчеством обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Эвристическая деятельность - более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал, образовательную среду и эвристическую технологию деятельности. Полученный учеником продукт деятельности (знания, опыт, гипотеза, рисунок и.т.д.) сопоставляется затем с помощь учителя с культурно – историческим аналогом, в результате чего этот продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется на необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение ученика (его знаний, опыта, способностей, материальной продукции) в этом случае первично и неизбежно. Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемом предмете и участие в эвристических олимпиадах.

Почему олимпиады называются эвристическими? Эвристика в переводе с греческого означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». «Эврика!» - это значит «Я нашел ответ!». Целью эвристических олимпиад является создание условий для максимального раскрытия творческих способностей, личности учащихся. Для её достижения разрабатываются специальные открытые задания, характеризующиеся отсутствием правильного, заранее известного ответа и перспективой использования собственных человеческих и знаниевых ресурсов участника. На таких олимпиадах школьники предлагают свои версии и гипотезы, отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия. В эвристической олимпиаде 4-5 заданий, которые называются номинациями. Единых ответов на эвристические задания не существует.

Рассмотрим задания эвристической олимпиады по музыке: (Москва)

1. Музыкальный язык. Представь себе, что ты попал в страну Музыкляндию. Государственный язык там – музыкальный: вся речь состоит только из музыкальных слов, терминов и названий нот. Прислушайся: что говорят жители этой страны? Запиши такой диалог (на музыкальном языке) и «перевели» его содержание.

Методы и приемы: знание музыкальной терминологии (умение «перевести» или стилизовать речь), символотворчество (способность обозначать определенное слово тем или иным музыкальным термином), диалогичность, воображение.

2. Как звучит настроение? А действительно, как? Вот говорят же: душа поёт. Как она это делает? Что мы при этом чувствуем? Составь иллюстрированный словарь своих различных эмоциональных состояний, используя для этого самые разнообразные определения русского языка. К каждому из них подбери свой музыкальный инструмент и обоснуй свой выбор. Результаты оформи в виде таблицы. Мое эмоциональное состояние – раскрывающие его определения – Музыкальный инструмент, тембр которого соответствует каждому моему состоянию – объяснение выбора.

Методы и приёмы: рефлексия (прочувствование состояния), символотворчество (отожествление – обозначение эмоционального состояния словом, музыкальным инструментом), сравнение (состояний, звучаний).

3. Три кита. Все слышали о трех китах в музыке: марше, песне, танце. А как они выглядят? Нарисуй портрет каждого кита, объясни какой у него характер.

Методы и приемы: символотворчество (воплощение жанра в рисунке), трансформация (изменение характера изображения в зависимости от жанра).

Во всех проанализированных заданиях выявлены общие признаки, которые можно разделить на три группы – оргдеятельностные, когнитивные и креативные.

Для подготовки к эвристическим олимпиадам по музыке на уроках включаю задания прошлых олимпиад и методы творческого обучения.

Методы творческого обучения делятся на когнитивные (методы учебного познания), креативные методы и методы организации учения.

Приведу примеры составления заданий когнитивного типа: 1)Исследование обьекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, явления, обряда и т.п. например: «Исследуйте слово «музыка», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи».

2) Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, нарисовать картину природы.

3) Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта – естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясни, что есть общего в цвете и музыке».

Примеры составления заданий креативного типа:

1) Образ. Придумать и изобразить образ – рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств. 2) Сочинение. Сочини сказку, поговорку, шуту, стихотворение, роль, песню.

3) Составление. Составь кроссворд, игру, викторину, афишу, сценарий спектакля, программу концерта.

Примеры составления заданий оргдеятельностного типа:

1) Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых разделов на день, четверть, год.

2) Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

3) Выступление. Составить и провести показательное выступление, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших школьников.

4) Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, размышления и т.п.).

5) Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Таким образом, ориентиром эвристического обучения является развитие трех групп личных качеств ученика: когнитивных (любознательность, пытливость, проницательность, увлечённость, сообразительность, аналитичность, синтетичность, поиск проблем, склонность к эксперименту и др.); креативых (вдохновлённость, воображение, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску, прогностичность, знакотворчество и др.) и методологических (целеполагание, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, планируемость, гибкость и вариативность действий, коммуникативность, смысловое видение, рефлексивность, самоанализ, самооценка и др.).

Вывод: Продукты исследовательской и проектной деятельности учащихся получили высокую оценку на конкурсах регионального и федерального уровня; победы на муниципальных, региональных, федеральных, международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах по по музыке и Мировой художественной культуре:

2 лауреата Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (Москва); победитель Международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века» (Москва); 17 первых мест по России в Международном конкурсе по мировой художественной культуре «Золотое руно» (Санкт-Петербург), 2 победителя Всероссийской дистанционной олимпиады по МХК для 5- 9 классов (Минобр.орг.), 13 лауреатов Всероссийского конкурса «Весна начинается с праздника». Номинация «Как мало слов…» (Минобр.орг., социальный проект); 4 призёра и 4 лауреата Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», «Осенний» тур. Номинация «Мировая художественная культура», 4 призёра Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», «Зимний» тур. Номинация «Мировая художественная культура» (Обнинск); 3 лауреата Всероссийского конкурса «Юный исследователь» (Обнинск); 2 победителя Конкурса исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья; 3 призёра заочного конкурса «Первые шаги в науку» (Оренбург); участник окружного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют»; 4 лауреата, 3 победителя и командное первое место во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по музыке среди учащихся 1-5 классов (Москва); ансамбль ложкарей «Коробейники» дважды становился дипломантом II степени в окружных фестивалях искусств, лауреатом окружного фестиваля детского творчества «Мы дети твои, дорогая Земля»), победителем в литературно-музыкальном конкурсе «Милая мама моя» в номинации «Инструментальная музыка», участником фестиваля для детей с ограниченными возможностями «Передай добро по кругу». Имена учащихся включены в печатный сборник «Ими гордится Россия» за достижения в проектах программы 2011-2012 учебном году.


Статья на тему "Система оценки достижений планируемых результатов по музыке во внеурочной деятельности".
  • Музыка
Описание:

Автор в своей статье раскрывает разные формы системы оценки планируемых результатов по музыке во внеурочной деятельности учащихся. Одной из форм учера достижений является  участие  школьников в научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, групповых и индивидуальных творческих проектах по Искусству  различных уровней. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся могут оценивать свою деятельность с помощью средств ИКТ, с помощью групповых и индивидуальных проектов, так же с помощью эвристических заданий.  

 

 

 

 

 

 

 

Автор Сметанина Елена Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 2062
Номер материала 2572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓