Главная / Русский язык и литература / Статья на тему "Рэй Брэдбери – писатель, с мастерством передающий свои мечты на бумаге…» // «Вино из одуванчиков»

Статья на тему "Рэй Брэдбери – писатель, с мастерством передающий свои мечты на бумаге…» // «Вино из одуванчиков»

Фатхуллина Алия Рафаилевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №71» Ново-Савиновского района г. Казани


«Рэй Брэдбери – писатель, с мастерством передающий свои мечты на бумаге…» // «Вино из одуванчиков»

Жизнь человека хороша, когда в ней много единодушия с природой.

В.Борисов

Основу жизни, по Р.Брэдбери, составляет природа. Именно природа дает жизнь человеку. С самого начала наделяя человека жизнью, она неустанно сопровождает его в течение всей жизни. Рано или поздно человек умирает, возвращаясь в землю, к своему истоку – природе. Однако в этом вечном естественном круговороте остается неизменной – жизнь, которая составляет главную ценность.

Концепт «жизнь» играет важную роль в раскрытии художественного мира автора. Индивидуально-специфическое видение мира отражается в романе «Вино из одуванчиков». Новаторство Р.Брэдбери определяется в новой жанровой специфике. «Вино из одуванчиков» – это лирический роман, что еще раз подтверждает лирико-романтический характер прозы Р.Брэдбери. «В центре повествования – три мальчика: Дуглас, Том и Чарли. Мир безмятежного детства, мотив счастливого ожидания очередного лета, первые открытия неведомого, первые самостоятельные решения, первые шаги по освоению взрослого мира, печального и смешного, серьезного и легкомысленного, – все это выводит роман за рамки обычного автобиографического повествования на уровень лирического…» [Маркина Н.В., 2006, с.24].

Перед двенадцатилетним Дугласом открывается удивительный мир, полон тайн и неожиданностей. Он чувствует себя живым, умиротворенным. Дуглас проживает одно лето, наполненное радостными и печальными, загадочными и тревожными событиями: «Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета» [Брэдбери, с.3].

Дуглас знал, что он живой, что он ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир: «Как чудесно лежать в ночи папоротников, трав, в ночи негромких сонных голосов, все они шелестят, и сплетаются, и из них соткана тьма. Взрослые давно о нем забыли — ведь он притаился, лежит тихий как мышонок, слушает, как они строят планы для него и для себя тоже. И голоса их замирают, плывут с освещенным луной табачным дымком, а мотыльки, точно оживший поздний яблоневый цвет, тихонько стучатся в далекие уличные фонари, и голоса уплывают и льются в грядущие годы…» [Брэдбери, с.15].

Главное в произведении – это поиск смысла жизни. Вспомним сцену в лесу, когда Дуглас осознает себя живым, не просто человеческим существом, одним из многих себе подобных, но живым человеком, который слышит, как растет трава, как пробивается свет сквозь листья деревьев, как дышит земля, как снуют самые маленькие насекомые, как в унисон с этим разнообразным миром живет он сам: «В воздухе пахнет дождем, но на небе — ни облачка. Того и гляди, кто-то неведомый захохочет в лесу, но пока там тишина…Дуглас во все глаза смотрел на плывущие мимо поля. Нет, ни садом не пахнет, ни дождем, да и откуда бы, раз ни яблонь нет, ни туч. И кто там может хохотать в лесу?..» [Брэдбери, с.2]. Р.Брэдбери тонко чувствует гармонию в природе, отмечает ее совершенство.

Дети учатся понимать, что такое жизнь и смерть, открывают для себя неведомый мир взрослых. Так, например, Том не знает, что такое смерть. Для него смерть – это «восковая кукла в ящике». «Смерть — это его маленькая сестренка: однажды утром (ему было в то время семь лет) он проснулся, заглянул в ее колыбельку, а она смотрит прямо на него застывшими, слепыми синими глазами… а потом пришли люди и унесли ее в маленькой плетеной корзинке. Смерть — это когда он месяц спустя стоял возле ее высокого стульчика и вдруг понял, что она никогда больше не будет тут сидеть, не будет смеяться или плакать и ему уже не будет досадно, что она родилась на свет. Это и была смерть. И еще смерть — это Душегуб, который подкрадывается невидимкой, и прячется за деревьями, и бродит по округе, и выжидает, и раз или два в год приходит сюда, в этот город, на эти улицы, где вечерами всегда темно, чтобы убить женщину; за последние три года он убил трех. Это смерть… Но сейчас тут не просто смерть. В этой летней ночи под далекими звездами на него разом нахлынуло все, что он испытал, видел и слышал за всю свою жизнь, и он захлебывался и тонул» [Брэдбери, с.18].

Дуглас смотрит на овраг, на громадную пропасть. И каждое утро овраг еще глубже вгрызается в город и грозит поглотить гаражи: «Дуглас медленно двинулся по тропинке. Конечно, если хочешь посмотреть на две самые главные вещи — как живет человек и как живет природа, — надо прийти сюда, к оврагу. Ведь город, в конце концов, всего лишь большой, потрепанный бурями корабль, на нем полно народу, и все хлопочут без устали — вычерпывают воду, обкалывают ржавчину. Порой какая-нибудь шлюпка, хибарка — детище корабля, смытое неслышной бурей времени, — тонет в молчаливых волнах термитов и муравьев, в распахнутой овражьей пасти, чтобы ощутить, как мелькают кузнечики и шуршат в жарких травах, точно сухая бумага; чтобы оглохнуть под пеленой тончайшей пыли и наконец рухнуть градом камней и потоком смолы, как рушатся тлеющие угли костра, зажженного громом и синей молнией, на миг озарившей торжество лесных дебрей» [Брэдбери, с.18].

Дугласа тянуло к оврагу «тайная война человека с природой»: «Из года в год человек похищает что-то у природы, а природа вновь берет свое, и никогда город по-настоящему, до конца, не побеждает, вечно ему грозит безмолвная опасность; он вооружился косилкой и тяпкой, огромными ножницами, он подрезает кусты и опрыскивает ядом вредных букашек и гусениц, он упрямо плывет вперед, пока ему велит цивилизация, но каждый дом того и гляди захлестнут зеленые волны и схоронят навеки, а когда-нибудь с лица земли исчезнет последний человек и его косилки и садовые лопаты, изъеденные ржавчиной, рассыплются в прах» [Брэдбери, с.18].

Н.В.Маркина в своем исследовании «Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство» отмечает: «В мире этого романа есть место только безграничному добру, красоте, любви, детству, счастью, природе» [Маркина Н.В., 2006, с.27]. Безусловно, это так. Кроме того, в романе выделяется один из значимых символов – это одуванчики. Автор рассматривает ее как символ земли и воздуха, следовательно, как основу жизни: «Мальчики заулыбались и с жаром взялись за дело. Они рвали золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, переплескиваются с лужаек на мощеные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и все вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца.— Каждое лето они точно с цепи срываются, — сказал дедушка. — Пусть их, я не против. Вон их сколько, стоят гордые, как львы. Посмотришь на них подольше — так и прожгут у тебя в глазах дырку. Ведь простой цветок, можно сказать, сорная трава, никто ее не замечает, а мы уважаем, считаем: одуванчик — благородное растение» [Брэдбери, с.6].

Героям романа свойственно любопытство к миру, желание все познать и увидеть, испытать на себе, распробовать на вкус и цвет и непременно заглянуть в будущее. «Июньские зори, июльские полдни, августовские вечера — все прошло, кончилось, ушло навсегда и осталось только в памяти. Теперь впереди долгая осень, белая зима, прохладная зеленеющая весна, и за это время нужно обдумать минувшее лето и подвести итог. А если он что-нибудь забудет — что ж, в погребе стоит вино из одуванчиков, на каждой бутылке выведено число, и в них — все дни лета, все до единого. Можно почаще спускаться в погреб и глядеть прямо на солнце, пока не заболят глаза, а тогда он их закроет и всмотрится в жгучие пятна, мимолетные шрамы от виденного, которые все еще будут плясать внутри теплых век, и станет расставлять по местам каждое отражение и каждый огонек, пока не вспомнит все, до конца… И этим сном окончилось лето тысяча девятьсот двадцать восьмого года» [Брэдбери, с.119].

Только в детстве можно так искренне радоваться простым вещам. То, что взрослыми не видится так глубоко и где-то даже просто не придаётся значения – в детстве, напротив. Дуглас размышляет о мире взрослых, отмечая тем самым в своих «Открытиях и откровениях»: «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они. Разные народы — «и друг друга они не поймут» [Брэдбери, с.13]. В жизнь детей вторгаются неизбежные смерти пожилых членов семьи. Однако чистота души поможет им преодолеть первое горе.

Рэй Брэдбери, безусловно, – писатель, с особым мастерством передающий свои мечты на бумаге. Писатель раскрывает сущность человека через его глаза, лицо, руки, через ощущения и вкусы. Он отмечает, что человек наделен способностью чувствовать и развивает это чувство в себе. В.Борисов совершенно прав, утверждая: «Жизнь человека хороша, когда в ней много единодушия с природой». Эту гармонию, это единодушие с природой и стремился показать в своих творениях американский писатель XX века с мировым именем – Р.Брэдбери.


Список использованных источников и литературы:

1. Р.Брэдбери. Вино из одуванчиков.– Эксмо, Домино, 2008.– 120с.

2. Маркина Н.В. Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство : Дис. ... канд. филол. Наук.– Самара, 2006.– 222с.

3. http://fb.ru/article/82192/vino-iz-oduvanchikov-kratkoe-soderjanie-i-simvolizm-povesti



Статья на тему "Рэй Брэдбери – писатель, с мастерством передающий свои мечты на бумаге…» // «Вино из одуванчиков»
  • Русский язык и литература
Описание:

Статья раскрывает специфическое видение мира Р.Брэдбери в лирическом романе "Вино из одуванчиков". Одним из значимых концептов произведения становится концепт "жизни", который играет важную роль в раскрытии художественного мира автора. С этим связана и символика образов: одуванчики - символ земли и воздуха  как основа жизни.

Кроме того, Брэдбери, показывая удивительный мир мальчиков, раскрывает сущность человека. В этом ему помогает природа как естественный круговорот жизни. Потому что именно природа сопровождает человека в течение всей жизни. В вечном круговороте неизменной остается главная ценность - жизнь. Данная проблема полностью рассматриватся в романе Брэдбери "Вино из одуванчиков".

Автор Фатхуллина Алия Рафаилевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1255
Номер материала 2543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы