Главная / Начальные классы / Статья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников"

Развитие речи - необходимое условие формирования

коммуникативной компетентности младших школьников

В настоящее время в начальной школе происходят изменения, в основе которых лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. В современном мире происходит увеличение потока информации, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание к развитию языковой компетентности младших школьников.

Сегодня в методике обучения русскому языку часто используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения или во взаимодействии людей между собой.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Источником речевой деятельности является коммуникативная или коммуникативно - познавательная потребность, то есть стремление что-то узнать, рассказать, сообщить, попросить, выразить свои чувства, эмоции, объяснить, доказать.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Учителю начальных классов необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

К коммуникативным действиям относятся:

  • учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В своей работе учителю необходимо использовать методы формирования коммуникативных умений:

  • различные формы учебного диалога;

  • выступления и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; роли пишущего и читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;

  • обсуждения, дискуссии,

  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках;

  • вовлечение учащихся в работу театральной студии.

Коммуникативный подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной, письменной, предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.



Статья на тему "Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Развитие речи - необходимое условие формирования

коммуникативной компетентности младших школьников

В настоящее время в начальной школе происходят изменения, в основе которых лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. В современном мире происходит  увеличение потока информации, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание к развитию языковой компетентности младших школьников.

Сегодня в методике обучения русскому языку часто используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения или во взаимодействии людей между собой.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Источником речевой деятельности является коммуникативная или коммуникативно - познавательная потребность, то есть стремление что-то узнать, рассказать, сообщить, попросить, выразить свои чувства, эмоции, объяснить, доказать.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Учителю начальных классов необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

К коммуникативным действиям относятся:

ü  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

ü  постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

ü  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

ü  управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

ü  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В своей работе учителю необходимо использовать методы формирования коммуникативных умений:

ü различные формы учебного диалога;

ü выступления и сообщения;

ü ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; роли пишущего и читающего;

ü учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;

ü обсуждения, дискуссии,

ü упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;

ü выступление на защитах учебных исследовательских работ;

ü выступление в качестве ведущих на мероприятиях, школьных праздниках;

ü  вовлечение учащихся в работу театральной студии.

Коммуникативный  подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых за­дач при общении в любых формах: устной, пись­менной, предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений.  Хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции младших школьников, не только  необходимое условие повышения эффективности образования, а также старт для дальнейшей подготовки человека-гражданина, коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала.

 

 

Автор Комиссарова Елена Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 914
Номер материала 2383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓