Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья на тему: Развитие отечественной гуманистической педагогики

Статья на тему: Развитие отечественной гуманистической педагогики

Скачать материал

Развитие отечественной гуманистической педагогики

Черты подлинной народной гуманности были характерны для нашего отечества, восточных славянских народов с самых древних времен.

Гуманистические идеи нашли практическое воплощение в деятельности братских школ Украины и Белоруссии, находившихся в XVI – первой половине XVII в. под властью Польско-Литовского государства.

Многие гуманистические черты братских школ Украины и Беларуси, являвшихся передовыми школами своего времени, созвучны идеями гуманизма, нашедшим отражение в «Великой дидактике» Я.А.Коменского.

Существенное значение для становления отечественной педагогической науки имели гуманистические идеи русских просветителей XXII в. Они заложили основы гуманистического подхода к определению задач, содержания и методов воспитания и обучения. [30 с.147-148]

Гуманистическая педагогика середины XIX -  начала XX в.

На период 60-х годов XIX в. приходится наиболее сильный подъем гуманистической мысли. Он связан с отменой крепостного права в России, повлекшего за собой переоценку нравственных ценностей и, прежде всего признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения к ней.

В это время исследователи выделяются три основных направлениях: абстрактное, практическое и универсальное. [30,с.150]

Абстрактные гуманисты (Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, П.Г.Редькин). Именно они первыми в середине 50-х годов привлекли внимание к проблеме гуманизации образования.

Абстрактные гуманисты акцентировали внимание на проблеме отношений детей и взрослых, порой гипертрофируя ее. Но именно поэтому они взбудоражили отечественное мнение, привлекли ученых и практиков к разработке этой проблемы, стимулировали развитие практического гуманизма в отечественной педагогике.

Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности. Для  них свойственна ориентация на совершенствование. Для них свойственна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания в соответствии с выдвигаемыми теоретическими положениями. Данное направление не предполагало создания инновационных систем обучения в отличии от универсального гуманизма.

В практическом гуманизме русской педагогики можно выделить три основных течения: национальное

                       психологическое

                       эволюционное

- Национальное (народное) течение.

Представленное В.И.Водовозовым, В.Я.Стоюниным, Д.Д.Семеновым, К.Д.Ушинским, С.А.Рагинским, оно уделяло особое внимание отбору содержания образования с учетом народных национальных особенностей.

- Психологическое течение – А.П.Негаев, П.Ф.Каптерев, и др. в основном занимались психологическим обоснованием образовательного процесса, научного подхода к изучению личности ребенка.

- Эволюционное течение (В.П.Вахтеров) пыталось приложить теорию эволюционного развития к педагогике, доказывая, что построение образовательного процесса должно быть на основе естественного стремления каждого ребенка к развитию.

Все эти три течения стремились принципиально изменить отношения между учителями и учащимися К.Д.Ушинский (1824-1870) считается основоположником национального гуманистического течения в педагогике. В основе его педагогической системы лежит идея народности: «… Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которых нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». [34, с.161]

К.Д.Ушинский отмечал, что цель народной гуманной школы состоит в том, что «школьным занятием развивать способности развивать детей, естественным путем прибить им разумное отношение к окружающей природе и общественным отношениям и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности». [34, с.163]

Гуманистические идеи народной педагогики К.Д.Ушинского продолжали развивать его последователи – В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков, Д.Д.Семенов.

Представители универсального гуманизма в педагогике (Л.Н.Толстой, С.Н.Дурылин, И.И.Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель и др.) признавали самоценность личности каждого ребенка, ее индивидуальную исключительность, присущее каждому ребенку творческое начало и отрицали существование целей, методов и средств обучения, применяемых для обучения ребенка без учета индивидуальных особенностей, интересов, устремлений.

В России универсальный гуманизм нашел выражение в теории и практике свободного воспитания, основателем которого является Л.Н.Толстой (1828-1910).

В конце XIX – начале XX в. у представителей русской педагогической мысли отмечается не только провозглашение гуманистических идей, но и попытки предоставить их в определенной системе, выделить ведущие, дать научное обоснование и  апробировать на практике. [30, с.163]

В этом состоит теоретическая и практическая значимость педагогического наследия этого периода для развития гуманистической педагогики в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему: Развитие отечественной гуманистической педагогики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развитие отечественной гуманистической педагогики

Черты подлинной народной гуманности были характерны для нашего отечества, восточных славянских народов с самых древних времен.

Гуманистические идеи нашли практическое воплощение в деятельности братских школ Украины и Белоруссии, находившихся в XVI – первой половине XVII в. под властью Польско-Литовского государства.

Многие гуманистические черты братских школ Украины и Беларуси, являвшихся передовыми школами своего времени, созвучны идеями гуманизма, нашедшим отражение в «Великой дидактике» Я.А.Коменского.

Существенное значение для становления отечественной педагогической науки имели гуманистические идеи русских просветителей XXII в. Они заложили основы гуманистического подхода к определению задач, содержания и методов воспитания и обучения. [30 с.147-148]

Гуманистическая педагогика середины XIX -  начала XX в.

На период 60-х годов XIX в. приходится наиболее сильный подъем гуманистической мысли. Он связан с отменой крепостного права в России, повлекшего за собой переоценку нравственных ценностей и, прежде всего признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения к ней.

В это время исследователи выделяются три основных направлениях: абстрактное, практическое и универсальное. [30,с.150]

Абстрактные гуманисты (Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, П.Г.Редькин). Именно они первыми в середине 50-х годов привлекли внимание к проблеме гуманизации образования.

Абстрактные гуманисты акцентировали внимание на проблеме отношений детей и взрослых, порой гипертрофируя ее. Но именно поэтому они взбудоражили отечественное мнение, привлекли ученых и практиков к разработке этой проблемы, стимулировали развитие практического гуманизма в отечественной педагогике.

Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности. Для  них свойственна ориентация на совершенствование. Для них свойственна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания в соответствии с выдвигаемыми теоретическими положениями. Данное направление не предполагало создания инновационных систем обучения в отличии от универсального гуманизма.

В практическом гуманизме русской педагогикиможно выделить три основных течения: национальное

                       психологическое

                       эволюционное

- Национальное (народное) течение.

Представленное В.И.Водовозовым, В.Я.Стоюниным, Д.Д.Семеновым, К.Д.Ушинским, С.А.Рагинским, оно уделяло особое внимание отбору содержания образования с учетом народных национальных особенностей.

- Психологическое течение – А.П.Негаев, П.Ф.Каптерев, и др. в основном занимались психологическим обоснованием образовательного процесса, научного подхода к изучению личности ребенка.

- Эволюционное течение (В.П.Вахтеров) пыталось приложить теорию эволюционного развития к педагогике, доказывая, что построение образовательного процесса должно быть на основе естественного стремления каждого ребенка к развитию.

Все эти три течения стремились принципиально изменить отношения между учителями и учащимися К.Д.Ушинский (1824-1870) считается основоположником национального гуманистического течения в педагогике. В основе его педагогической системы лежит идея народности: «… Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которых нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». [34, с.161]

К.Д.Ушинский отмечал, что цель народной гуманной школы состоит в том, что «школьным занятием развивать способности развивать детей, естественным путем прибить им разумное отношение к окружающей природе и общественным отношениям и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности». [34, с.163]

Гуманистические идеи народной педагогики К.Д.Ушинского продолжали развивать его последователи – В.И.Водовозов, Н.Ф.Бунаков, Д.Д.Семенов.

Представители универсального гуманизма в педагогике (Л.Н.Толстой, С.Н.Дурылин, И.И.Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель и др.) признавали самоценность личности каждого ребенка, ее индивидуальную исключительность, присущее каждому ребенку творческое начало и отрицали существование целей, методов и средств обучения, применяемых для обучения ребенка без учета индивидуальных особенностей, интересов, устремлений.

В России универсальный гуманизм нашел выражение в теории и практике свободного воспитания, основателем которого является Л.Н.Толстой (1828-1910).

В конце XIX – начале XX в. у представителей русской педагогической мысли отмечается не только провозглашение гуманистических идей, но и попытки предоставить их в определенной системе, выделить ведущие, дать научное обоснование и  апробировать на практике. [30, с.163]

В этом состоит теоретическая и практическая значимость педагогического наследия этого периода для развития гуманистической педагогики в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 1615
    • DOCX 17 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дорош Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дорош Анна Юрьевна
    Дорош Анна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 109716
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 372 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека