Главная / Другое / Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"













ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ





Заместитель директора по УВР

Зайцева Надежда Иосифовна





































Здоровье не все, но все без здоровья - ничто,

Сократ

ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным на­правлениям государственной политики в области образования.

Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традици­онно сложившихся формах обучения происходит не­понятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной ци­вилизации. По данным НИИ педиатрии:

14% детей практически здоровы;

50% детей имеют отклонения в развитии опор­но-двигательного аппарата;

35—40% детей страдают хроническими забо­леваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги совре­менной молодежи, такие как зависимость от таба­ка, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, ре­гиона, города и отдельно взятой школы.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе чис­ло здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-пси­хическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — на­рушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представ­ления о здоровом ребенке, который является практически достижи­мой нормой детского развития и рассматривается в качестве целост­ного телесно-духовного организма.

Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это — организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т. д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастных особен­ностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоро­вительные процедуры. Именно педагог нередко первым замечает от­клонения в здоровье учащихся. И именно от педагога зависит, насколько меньше этих отклонений у воспитанников будет.

Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействую­щих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

- недостаток двигательной активности учащихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебно­го процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий; авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих техноло­гий, в ущерб воспитательным;

- неправильное питание учащихся;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных ка­честв (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодо­левать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, само­критичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).


Существует более 300 определений понятия «здоровье», Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоро­вье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней или физических дефектов. В настоящее время в по­нятие здоровье включается нравственное и духовное бла­гополучие. В связи с этим модель здоровья может быть пред­ставлена в виде его составляющих.

Здоровье физическое

Медицинское определение — это состояние роста и раз­вития органов и систем организма, основу которого со­ставляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Педагогическое определение — это совершенство само­регуляции в организме, гармония физиологических про­цессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

Медицинское определениеэто состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душев­ного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

Медицинское определениеэго оптимальные, адекват­ные условия социальной среды, препятствующие возник­новению социально обусловленных заболеваний, социаль­ной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социаль­ной структуре общества.

Педагогическое определениеэто моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (в семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мо­тивов поведения индивида в обществе. Нравственным здо­ровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Главное условие обучения и воспитания у детей моти­ваций на здоровье и здоровый образ жизни -- это регу­лярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

- физической — управление движением;

- физиологической — управление процессами в теле:

- психологической — управление своими ощущения­ми и внутренним состоянием;

- интеллектуальной — управление мыслью и размыш­лениями, натравленными на совершенствование позитив­ных нравственно-духовных ценностей.












ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Понятие «здоровьесберегающая технология» от­носится к качественной характеристике любой об­разовательной технологии, показывающей насколь­ко решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного про­цесса,

С помощью чего? — методы, приемы и сред­ства обучения,

Кто? — реальный уровень квалификации учи­теля.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направ­ления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако, уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрица­тельных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклоне­ниями в физическом развитии.

За последние голы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Пе­дагоги осознают свою причастность к ответственности за неблаго­получие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегащими обра­зовательными технологиями.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть об­разовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологи­ческой (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школь­ников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегашим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилак­тических мер, а форма развития психофизиологичес­ких возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - ос­новное средство оздоровительно-развивающей работы сучащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обу­чения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис­пользовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образователь­ные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития орга­низма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.


ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обуче­ния определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя сис­тему, в которую входят общеметодические принципы и специфи­ческие принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы ~ это основные положения, опре­деляющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика примене­ния средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение пе­дагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности — предполагает в учащихся высокую сте­пень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участ­вующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовитель­ных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно на­звать принцип «Не навреди!»одинаково актуальный как для меди­ков, так и для педагогов (N0 посеге!).

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важ­нейших, В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемствен­ность от олной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особеннос­ти в оздоровительной направленности здоровьесберегающих обра­зовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опира­ясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных спо­собностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствова­ния умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к. разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требо­ваний и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно свя­зан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Со­четание высокой активности и отдыха в разных формах деятель­ности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последова­тельности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каж­дому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивиду­альных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесто­роннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепле­ния здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и меди­цинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоро­вье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво при­учать учащихся применять свои знания по формированию, сохране­нию и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.


СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать за­дачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнас­тика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально ор­ганизованная двигательная активность ребенка (занятия оздорови­тельной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает сущес­твенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих обра­зовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызы­ваемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить

- солнечные и воздушные ванны,

- водные процеду­ры,

- фитотерапию,

- ароматерапию,

- ингаляцию,

- витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно при­внесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет фи­зиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесбере­гающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

- выполнение санитарно-гигиеничес­ких требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и обще­ственная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, исполь­зовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простей­шим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

- организация порядка проведения при­вивок учащихся с целью предупреждения инфекций;

- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению заня­тий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образо­вательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение

в виде занятий с использованием профилактических методик; с при­менением функциональной музыки: аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активнос­тью;

в виде реабилитационных мероприятий;

через массовые оздо­ровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздни­ки, тематические праздники здоровья; выход на природу экскурсии,

через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и разви­тия в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях,

в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновацион­ного образовательного учреждения.


МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Под методами заоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. гпеихЗоз - буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятель­ность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения при­меняются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяе­мые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специ­фических и общепедагогических методов в соответствии с методичес­кими принципами может обеспечить успешную реализацию комплек­са задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно вы­делить следующие методы:

Метод обучения

специфические

общепедагогические

Рассказ

+

+

Дидактический рассказ

+

+

Весела

+

+

Лекция


+

Дискуссия


+

Работа с книгой


+

Демонстрация

+

+

Иллюстрация

+

+

Видео метод

+

+

Упражнения

+

+

Наглядность


+

Лабораторный метод


+

Практический метод

+

+

Познавательная игра


+

Методы программированного


+

обучения



Обучающий контроль


+

Ситуационный метод

+

+

Игровой метод

+

+

Соревновательный метод

+

+

Активные методы обучения

+


Воспитательные, просветительские

+


и образовательные |программы



В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

за­щитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровитель­ная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые си­туации);

стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);

информа­ционно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий:

от профессионализма педагога,

от его личной заинтересованности,

от уровня города, района, школы, класса.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.


СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Обучение — это целенаправленный, систематический и органи­зованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повсед­невной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педаго­гики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элемен­тарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных по­нятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровь­есбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здоро­вого образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попыт­ках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и опти­мального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здо­рового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбе­режения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублен­но познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следую­щих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средс­тва на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здороиъесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического ис­пользования.

3. Обеспечить вариативное использование правил здоро­вого образа жизни в зависимости от конкретных прак­тических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последова­тельно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использо­вания основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет выраба­тывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:

практичес­кий метод,

познавательная игра,

ситуационный метод,

игровой метод,

соревновательный метод,

активные методы обучения,

воспитатель­ные, просветительские и образовательные программы.

Средства пе­дагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть

элементарные движения во время занятия;

физические упражнения;

физкультминутки и подвижные перемены;

«минутки покоя»;

различные виды гимнастики (оздоровительная гимнасти­ка, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

лечебная физкультура;

под­вижные игры;

специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

массаж;

самомассаж;

психо­гимнастика,

тренинги,

элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),

фитобары в стенах школы,

кабинет физиотерапии,

оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,

различные реабилитационные мероприятия;

массовые оздоровительные мероприятия,

спортивно-оздоровительные праздники,

тематические праздники здоровья др.


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ


Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблаго­приятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в тече­ние суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в орга­низме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подража­нии; приобретении опыта.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием послед­них достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обшедидактических, так и специфических,

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со­стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здо­ровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти­рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

Уроки-игры

Уроки, -дискуссии

Уроки -соревнования

Театрализованные уроки

Уроки-консультации

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки -аукционы

Уроки-конкурсы

Уроки-обобщения

Уроки-фантазии

Уроки-концерты

Уроки-экскурсии и др.


Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)


Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

112

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут


Однако уроки по одному и тому же предмету могут различаться по трудности. В этом случае можно воспользоваться критериями трудности урока, предложенными С.М.Громбахом или В.Н.Ирхиным.


Оценка трудности урока по С.М. Громбаху


Степень трудности

Насыщенность учебными элементами

Характер деятельности учащихся

Уровень формирования знаний и умений

Низкая

От 1 до 5

Репродуктивный

Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий по образцу

Средняя

От5 до 8

Частично поисковый

Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуации

Высокая

Свыше 8

Исследовательский

Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях

Критерии для оценки валеологизации урока (по В.Н. Ирхину)

1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе.

2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока.

3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные.

4. Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников.

5. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

6. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха.

7. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки.

8. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы.

9. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья.

10. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.).

11. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями.

12. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся.

К этому хотелось бы добавить:

- Учитель использует дифференциальный и индивидуальный подходы в ходе реализации учебной деятельности.

- Учитель использует валеологически обоснованные технологии обучения.

Приведенные системы как повторяют, так и дополняют друг друга. При этом система Н.К. Смирнова имеет преимущество, так как наряду с качественными характеристиками включает количественные характеристики валеологизации урока.

При валеологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса важно использование приемов и подходов, снижающих утомляемость уроков.


Все приемы и подходы можно разделить на три группы:

- те, которые применимы в классе,

- те, которые применимы в группе,

-те, которые применимы индивидуально.

К первой группе можно отнести следующие мероприятия:

- контроль расписания;

- контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;

- разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);

- профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;

- профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.;

- создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе;

Ко второй группе приёмов и методов оздоровления можно отнести дифференциацию способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией (младшие классы), ведущей модальностью, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов.

К третьей группе:

- дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников;

- индивидуализацию домашнего задания;

- выработку индивидуальной стратегии учебного поведения.


Анализ литературы (Г.К.Зайцев, Н.Н. Куинджи, Н.К. Смирнов и др.) и результаты собственных исследований позволяют предложить следующие общеклассные (общешкольные) мероприятия по здоровьесбережению, соответствующие определённым видоспецифическим особенностям обеспечения жизнедеятельности


Общеклассные здоровьесберегающие мероприятия в соответствие с видоспецифическими особенностями обеспечения жизнедеятельности школьников


Видоспецифические особенности

Общеклассное мероприятие

Потребность в двигательной активности

Физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, аренда бассейна


Тренировка функциональных резервов организма

Дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание

Биоритмологические особенности функционирования организма

Режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы

Стресс-реакция

Снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке

Оптимальные условия функционирования организма





Соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу

Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному

Занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др.



Безусловно, то, что ребенок будет здоров только в случае, когда среда соответствует его возрастным, половым и индивидуальным особенностям. Однако формирование здоровья должно идти не за счет создания идеальных внешних условий, а путем расширения внутренних возможностей организма школьника, путем создания разносторонней школьной среды, дающей возможность проявить себя.








Индивидуально ориентированные мероприятия по здоровьесбережению


Индивидуальные особенности

Общеклассные мероприятия

Индивидуальные занятия

Уровень здоровья

Контроль динамики здоровья в классе медицинским работником школы, контроль и выявление причин пропуска занятий учащимися, дифференциация уроков физкультуры в зависимости от уровня здоровья школьников

Контроль здоровья родителями,

Резервы организма

Дифференциация нагрузки на уроках

занятие физкультурой, закаливание, витаминизация

Индивидуально-типологические особенности

Разнообразие приемов и методов обучения на уроке

помощь учителя ученику в выработке индивидуальной стратегии учебной деятельности

Учебные возможности

дифференциация учебных заданий на уроке, помощи учителя в зависимости от учебных возможностей учеников

Дополнительные занятия с учениками

Особенности восприятия и переработки информации

ориентация на разные каналы восприятия при объяснении нового материала, на индивидуальные особенности мышления, внимания, памяти

Индивидуализация домашнего задания, работа психолога по коррекции выявленных нарушений в психической сфере.


























МЕТОДЫ ЭСТЕТОТЕРАПИИ

Внимание нашего педагогического коллектива привлекли новые достижения в области коррекционной педагогики и оздоровления детей посред­ством эстетотерапии. В области образования и воспитания детей развиты виды деятельности (спорт, хореография, аэроби­ка, музыкальное, прикладное, изобразительное искусство и т.д.), которые по своей природе обладают психотерапев­тическим и оздоравливающим потенциалом. Методы эсте­тотерапии (как показала практика) эффективны, эконо­мичны, а также лояльны по отношению к ребенку в срав­нении с другими (например, медицинскими) методами коррекции. Так, можно лечить искривление позвоночника ребенка на больничной койке, а можно проводить коррек­цию этого нарушения в танце, когда ребенок занимается своим любимым творчеством и не догадывается, что он одновременно с обучением проходит еще и курс восстано­вительной терапии.


К методам эстетотерапии (или арттерапии) можно, наверное, отнести:

- музыкотерапию,

- изотерапию (оздоровление детей посредством изобразительного,

- цветотерапию (лечение цветом),

- имаготерапию (лечение театром)

- кинезотерапию (оздоровление детей посредством различных движений; сюда же можно отнести танцтерапию)

- библиотерапию (лечение книгой; сюда же можно отнести сказкотерапию)

- игротерапию.

Сила воздействия искусства на общее состояние и настро­ение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. Египетские папирусы с записями, сделанными несколько тысячелетий назад, труды философов и медиков Древней Греции и Древнего Востока таят в себе свидетельства о первых попытках использовать оздоровительную силу искусства в лечебных целях.

В мифах Древней Греции имеются сведения о том, что солнцеликий бог Аполлон, предводитель муз, одинаково безупречно владел тайнами искусства и врачевания неду­гов. Этот божественный дар он передал своему сыну Асклепию. В храмах, посвященных этим первым богам-враче­вателям, в залах, где происходило исцеление людей, на­ходились сауны, а также площадки для театральных и музыкальных представлений. Следовательно, сама архитектура, изобразительное искусство, театр и музыка при­званы были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил. Последователем этой школы врачебного искусства был выда­ющийся врач — Гиппократ (V в. до н.э.). История медици­ны европейского средневековья также обнаруживает при­меры применения средств искусства некоторыми врачами.

В эпоху Возрождения английский врач Роберт Бертон издал первый научный труд о силе лечебной музыки. В XVIII в. лондонский врач Ричард Броклесби написал свои «Рассуждения о древней и современной музыке и приме­нении ее в лечении болезней». В ХVIII—XIX вв. редкая ле­чебница для нервнобольных обходилась без штатного му­зыканта. С этого времени многие врачи начинают приме­нять искусство, и в частности музыку, для лечения не только нервно-психических, но и соматических (телесных) заболеваний, например язвы желудка, патологии печени и других органов.

В работах русских врачей XVIIIXIX вв. С. Г. Забелина, М Я. Мудрова, В.А. Массеина, А.Я. Кожевникова и других встречаются рекомендации об использовании музыки для лечения психических расстройств и других заболеваний. Так, М.Я. Мудров говорил о музыке как о душевном ле­карстве, которым можно врачевать тело. Он писал: «Сим искусством сообщается больным та твердость духа, кото­рая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни тогда покоряет воле больного».

Первый русский профессор-медик Московского уни­верситета С.Г. Забелин в своем труде «Слово о сложении тела человеческого и как оное предохраняется от болез­ни» рекомендовал при лечении меланхоликов, склонных к ипохондрии, лихорадочных состояний и хронических заболеваний заботиться о душевном спокойствии, сове­товал чаще слушать музыку и быть в театре.

В.А. Массеин в работе «О значении психических влия­ний» рекомендовал для успешного лечения организовать чтение (в настоящее время — это библиотерапия — лече­ние книгой), игры и прослушивание музыки в палатах больниц, чтобы отвлечь больных от тягостных мыслей.

Научные исследования в области лечения посредством искусства, и в частности музыки, в дальнейшем развили русские ученые И.М. Догель, И.Р. Тарханова, В.М. Бехте­рев и др. В 1914 г. известный врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев на заседании специальной комиссии по вли­янию музыки на организм человека впервые привел убе­дительные научные доказательства об использовании му­зыки в целях укрепления здоровья. На основании анализа практических наблюдений В.М. Бехтерев показал, что му­зыкальные произведения способны вызвать ярко выра­женную реакцию у детей самого раннего возраста. В.М. Бехтерев рекомендует музыку как средство борьбы с переутомлением (сейчас мы называем — хронический стресс), восстановления при психоэмоциональных расстройствах.

Подобно музыке, хореографии, театру, лечебным эф­фектом обладает изобразительное и прикладное искусство (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.). В 60-е гг, XX в. на Украине стало вводиться лечение изобразитель­ным искусством (изотерапия). Одно из самых мощных выразительных средств, используемых изобразительным искусством, — это краски, передающие все многообразие цветов, кото­рыми пленяет наш взор природа. Еще великий немецкий поэт И.В. Гете (XVIIIXIX вв.) в своей работе «Очерк учения о цвете» описал воздействие различных цветов на психоэмоциональный фон человека. В настоящее время психологами разработаны специальные методики (Лешера и др.), посредством которых не только осуществляют лечение цветом (цветотерапия), но и проводят диагностику психоэмоци­онального состояния детей.


Наряду с музыкой и хореографией лечебное воздей­ствие на организм человека оказывает искусство театраль­ного представления. В настоящее, время лечение театром называется имаготерапией (от греческого слова — имагос, означающее образ). Еще древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) определил механизм лечебного воздействия игровой терапии как явление катарсиса (очи­щения). Научные исследования этого вопроса показали, что во время представления (как у непосредственных участников, так и зрителей) происходит психоэмоциональ­ная разрядка, «очищение» от накопившегося избытка эмо­циональной энергии. Еще исследованиями великого рус­ского физиолога, академика И.П. Павлова было доказа­но, что явление катарсиса обусловлено переживанием драмы человеком во время театрального представления,

Особенно эффективно в позитивном плане влияет то театральное представление, содержание которого резо­нирует с психоэмоциональным состоянием человека и по своей конструкции (жанру) утверждает принципы добра, милосердия, радостей бытия, чувства уверенности в себе и т.д.


Сочетание музыкальных композиций с движениями, особенно организованными музыкальными ритмами в та­нец, значительно потенцирует свои оздоровительные возможности. На протяжении веков одним из способов лече­ния заболеваний суставов (ревматизма, подагры и др.) служили танцы. В США в середине 60-х гг. сложилась целая профессиональная организация под названием «Амери­канская ассоциация танцтерапии», объединившая врачей, практикующих этот метод лечения.

Искусство танца близко детям, они с увлечением занимаются хореографией, посвящая этому много личного времени. Дети постоянно находятся в движении. Движение — основа функционирования, роста и развития еще несформировавшегося организма ребенка. Малоподвиж­ность, гиподинамия (столь характерная для наших детей: при постоянном нахождении за партой, отсутствии под­вижных игр на переменах в узких школьных коридорах, после школы еще и кропотливая работа в различных кружках дополнительного образования по вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.д.) чрезвычайно опасна, если не гибельна для детей.

Малоподвижность — это не только искривление по­звоночника, но и ранний атеросклероз и нарушение фун­кций всех органов и систем организма, из-за развития вялости, дряблости (сниженного тонуса) различных мы­шечных групп и особенно мышц брюшного пресса. В связи с этим танцевальное искусство очень эффективно в борьбе со многими недугами, а также гарантирует не только красивую осанку, но и про­филактику многих заболеваний органов и систем всего организма в целом.

Нужно помнить, что проведение коррекции различными движениями: хореографией, спортом, аэробикой – требует специальных знаний динамической анатомии и возрастной физиоло­гии детей, а также биомеханики хореографических упраж­нений и гимнастических упражнений спортивного харак­тера. Поэтому коррекция движениями — кинезотерапия. за исключением элементарной физической культуры, дол­жна осуществляться педагогами, имеющими специальное образование.

Библиотерапия в переводе с греческого языка означает лечение книгой. Во многих странах мира она стала самостоятельной отраслью медицинской науки. Несмотря на то, что первые сведения о библиотерапии появились в России еще в 1848 г. (Киевский библиотекарь Должиков называл больничные библиотеки «аптеками для души»), вплоть до 1967 г. в нашей стране она практически не применялась.

Возможно, забвение этого психотерапевтического метода произошло из-за самого термина — библиотерапия, в котором атеисты усмотрели религиозную направленность этого метода лечения, Библиотерапия — это лечение книгой вообще, а не только чтением великого христианского труда -- Библии, хотя не вызывает сомнения тот факт, что Библия — это могучий лечебный источник. Установ­лено, что каждая строка молитвы, слог и т.д. составляют особый код, оказывающий чрезвычайно глубокое пози­тивное воздействие на психоэмоциональный фон челове­ка. Получены убедительные доказательства того, что колокольный звон и молитвы прекращают распространенна инфекции. Так, например, вирусы не размножаются во время колокольного звона, Поэтому, видимо, в дореволюционной Москве, столь богатой храмами, практически не было эпидемий гриппа.

В России метод лечения книгой был возрожден психотерапевтом И.З. Вельвовским (1967). В санатории «Березовские минеральные воды» {на Украине) им был создан первый в стране кабинет библиотерапии. В 1980 г. такой же кабинет был основан при санатории «Драугисте». в Литве. В 1983 г. научно-исследовательской лабораторией по курортологии (Литва) выпущено первое методическое пособие «Некоторые аспекты библиотерапии». В декабре 1985 г. при Республиканской научной медицинской библиотеке Министерства здравоохранения Литвы был организован первый семинар по эстетотерапии. В 1987 г. проведен первый республиканский симпозиум по эстетотерапии. Украина и Литва — это уже иностранные государства, а поэтому нам в России необходимо возобновить этот доступный, в экономическом плане малозатратный (наши библиотеки пока еще работают исправно) и в то :же время эффективный метод лечения. Вызывает оптимизм тот факт, что в настоящее время интенсивная работа этом плане ведется в республике Татарстан сотрудниками медицинского библиотечно-информационного центра Минздрава и его директором, кандидатом педагогических наук Ю.Н. Дрешер.

Многие публикации по эстетотерапии, в том числе и монографии по психотерапии, в лучшем случае только упоминают библиотерапию — как один из методов лечения.

Ю.Н. Дрешер (1999) впервые попыталась систематизировать имеющиеся сведения о библиотерапии как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно интенсивно библиотерапией занимаются в США, Германки, Великобритании, Франции, Польше, Словакии, Скандинавских странах, где библиотерапия выделена в самостоятельную специальность и проводится соответствующая подготовка библиотерапевтов.

Впервые термин библиотерапия появился в 1916 г. в США. Об истории вопроса рассказывают статья «Библиотерапия» в «Энциклопедии библиотечных и информационных наук» (1969) и сборник «Успехи библиотековедения» (1970).

Учитывая тот факт, что многие дети в нашей стране в настоящее время находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, психостения, астения), определяющего девиантное (необычное) поведение (часто вызывающее неадекватную реакцию педагогов и учителей) можно с уверенностью говорить о том благотворном воздействии, которое окажет библиотерапия на организм ре­бенка.

Что читают наши дети или что они смотрят на телевизионных экранах, дисплеях, в кинопрокате? В основном это боевики, где пропагандируется насилие и чуждый нашему российскому менталитету западный образ жизни (например, в сфере полового воспитания детей и т.д.). Все это явилось главной причиной «сшибки» (как говорят нейрофизиологи) нервно-психического состояния наших детей Обрушившийся поток негативной информации явился предельным раздражителем, вызвавшим перевозбуждение и срыв нервной системы у наших детей. На фоне неправильного питания и гиповитаминозов у детей развилось необычное поведение, получившее название девиантного.

В наше время часто приходится слышать о баснословно дорогих лекарствах и методах лечения. В развитых страна мира давно поняли, что традиционная медицина с ее микстурами и таблетками сохраняет здоровье лишь на 10 %. В основном же здоровье определяется (более чем на 50%) образом жизни самого человека, а лечение недугов более эффективно осуществляется самой природой, всем тем, что составляет социум человека (отношения в семье, доминантносгь в поведении родителей, воспитание нравственно-духовных ценностей, деонтология педагогов и учителей), различными видами искусства: музыка, живопись, хореография, спорт, просмотр тех или иных фильмов, чтение «лечебных» книг и т.д. В этом плане библиотерапия является самой доступной из всех видов эстетотерапии, не считая лечебного общения с природой (натурпсихотерапии).

Достоинством всех методов лечения искусством явля­ется то, что они лояльны по отношению к ребенку, не травмируют его психику (например, с первых шагов в больнице — это белый халат, медицинский инструмента­рий и незнакомая, пугающая аппаратура). Наряду с этим лечение искусством, как показала практика, чрезвычай­но эффективно и в финансовом плане малозатратно. Казалось бы, все положительные стороны лечения искусст­вом (эстетотерапии) налицо.

В данном случае нужно минимум средств на стабилиза­цию и развитие уже успешно работающих учреждений. В Оренбургской и других областях Российской Федерации имеется очень интересный опыт работы образовательных учреждений, интегрирующих в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающее обучение и воспитание, они становятся в настоящее время цен­трами современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей.

Как показала практика и опыт высоко­развитых стран мира, эстетотерапия эффективна в эконо­мическом плане и чрезвычайно лояльна по отношению к детям, которые занимаются всеми видами искусства с большим желанием, так как им это чрезвычайно интересно.


Показаниями для проведения арттерапии (оздоровление детей посредством искусства) являются:

трудности эмоционального развития, стресс, деп­рессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

эмоциональная депривация детей, переживание ре­бенком эмоционального отвержения и чувства одиноче­ства;

наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к другим детям в семье;

повышенная тревожность, страхи, фобические ре­акции;

негативная «Я-концепция», низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самовосприятия;

некоординированное подергивание различных мыши (нервный тик);

асимметричные, некоординированные, резкие дви­жения; тремор (дрожание) пальцев рук;

дисгармоничная, адиалогичная, косноязычная речь, в том числе различные дисартрические нарушения (заи­кание и др.).

Сочетание на занятиях методов арттерапин с игровы­ми моментами и имаготерапией является наиболее опти­мальным вариантом в коррекционной работе с детьми.

При этом каждый педагог должен учитывать, что в дан­ной работе лежит целая система побуждений ребенка:

стремление субъекта выразить свои чувства, пере­живания во внешней действенной форме;

потребность вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности;

потребность понять и разобраться в том, что проис­ходит в себе;

стремление к исследованию окружающего мира че­рез символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поде­лок и т.д.

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"
  • Другое
Описание:

          В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным на­правлениям государственной политики в области образования.

          Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традици­онно сложившихся формах обучения происходит не­понятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

          Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной ци­вилизации. По данным НИИ педиатрии:

•   14% детей практически здоровы;

•   50% детей имеют отклонения в развитии опор­но-двигательного аппарата;

•   35—40%  детей страдают хроническими забо­леваниями.

          Беспокоят специалистов и другие недуги совре­менной молодежи, такие как зависимость от таба­ка, алкоголя и наркотиков.

 

           Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, ре­гиона, города и отдельно взятой школы.

Автор Зайцева Надежда Иосифовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 377
Номер материала 28144
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓