Главная / Иностранные языки / Статья на тему "Внеклассная работа по немецкому языку"

Статья на тему "Внеклассная работа по немецкому языку"

Внеклассная работа по немецкому языку

В планировании и проведении внеклассной работы по немецкому языку необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна только в случае органического вписания каждого мероприятия в учебно-воспитательный процесс школы.

Конечными целями внеклассной работы по предмету можно было бы назвать следующие:

1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3) способствование развитию личности, прививая уважение к культуре страны изучаемого языка.

Внеклассная работа определяется добровольным участием школьников, мотивацией данного вида деятельности в учебно-воспитательном процессе, ведущей ролью педагога.

Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключено в неразрывном единстве ее основных направлений:

- прагматическом, т.е. формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков;

- гносеологическом, т.е. сообщение сведений о стране изучаемого языка, о событиях, происходящих в ней и за ее пределами;

- аксиологическом, т.е. развитие ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т.д.

В планировании внеклассной работы важно заботиться о том, чтобы любой предложенный вид деятельности был привлекательным для учеников.

Кроме того, необходимо проводить соответствующую работу с языковым материалом, нужным для понимания содержания мероприятия.

Опыт показывает, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.

Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков.

В основе продуктивной работы системы внеклассной деятельности по любому предмету лежит ряд принципов и требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность.

Наиболее важными являются следующие:

1. Принцип связи с жизнью-систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и страны изучаемого языка, чтение газет, журналов, обсуждение новостей и т.д.; использование краеведческого материала в раскрытии таких тем, как «Моя малая Родина» (регион), «История села»; организация и драматизация ролевых игр, использование материалов из жизни школы, создание стенгазет.

2. Принцип коммуникативной активности-ведение переписки с носителями языка -Letternet, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драмкружка и т.д.

3. Принцип учета языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка-сознательное применение знаний, умений и навыков, учет и максимальное использование тех возможностей, которые созданы на предшествующем этапе обучения иностранному языку, планирование и проведение внеклассных мероприятий на основе программных тем после их изучения на уроке.

4.  Принцип учета возрастных особенностей учащихся

Начальный этап (5-6 классы) определяет мотивы деятельности интересом к самой деятельности; на данном этапе важно обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее так, чтобы ученики испытывали удовлетворение от достигнутых результатов. Это может быть разучивание и исполнение песен, драматизация диалогов и сказок, кукольный театр и т.д.

Второй этап (7-9 классы) характеризуется стремлением к самостоятельности, взрослости и при этим недостаточными возможностями. Интересы уч-ся среднего школьного возраста широки, неустойчивы и поверхностны, поэтому на данном этапе доминируют такие виды деятельности как ролевые игры, имитирующие реальные ситуации общения, различные соревнования и конкурсы, использование произведений литературы и искусства.

Третий этап (10-11 классы) мотивируется представлением о будущей профессии, которое придает смысл всей деятельности старшеклассника во внеурочной работе. На этом этапе привлекает практическая сторона изучения иностранного языка. Наиболее распространенным видом деятельности можно назвать клубы интернациональной дружбы, общественные организации и объединения, Интернет, который дает широкие возможности для применения своих знаний, мотивирует дальнейшее изучение иностранного языка.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы- основывается на хорошем знании контингента уч-ся, их интересов и возможностей; позволяет оптимально подобрать партнеров, распределить их роли.

6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку-использование интересных материалов по географии, истории, литературе обогащает внеклассную работу, способствует повышению интереса к ней школьников и качества ее проведения.

К наиболее распространенным видам внеклассной деятельности по иностранному языку относятся факультативы, кружки, КИДы, общественные организации или объединения.

Участие во внеклассной деятельности добровольное. Следует добиваться образования постоянного состава, соблюдения определенных правил, регулирующих работу организации. Они вырабатываются совместно учителем и учениками и доводятся до сведения всех членов. Занятия проводятся один раз в неделю по стабильному расписанию, включенному в общешкольное расписание. Количество учащихся не менее и не более 15 человек.

В зависимости от этапа изучения иностранного языка изменяется соотношение видов деятельности и содержания деятельности.

Факультативный курс обычно включает в себя материал по обучению учащихся основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению при ведущей роли обучения говорению. Организовать работу следует так, чтобы чтение, аудирование и письмо занимали положение вспомогательных видов деятельности, чтобы эти умения развивались попутно, в то время как умения говорения были в центре внимания учителя.

Устная речь формирует у учащихся способности к умению связно и логически правильно выразить свои мысли и чувства. Материал факультативного курса должен быть соотнесен с тематикой основного курса, и каждая проблема в факультативном курсе обсуждалась бы примерно через месяц после изучения соответствующей тематики основного курса.

Начинать факультативный курс наиболее целесообразно с 7 класса, т.к. в этот период учащиеся уже обладают определенным уровнем умений и навыков.

Факультативный курс расширяет знания учеников по предмету с позиции активного применения пройденного лексического и грамматического материала. На занятиях факультатива ребята увеличивают объем тренировки данного материала в устной речи, используя его для обсуждения проблемных тем. Для успешной работы факультатива необходимо достаточное количество дидактического материала: для построения грамматически правильной речи и лексических таблиц.

Кружковая работа по своему содержанию и структуре выполняет роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы. Наиболее популярными в школьной практике является кружок комбинированного типа, на занятиях которого школьники занимаются различными видами деятельности: играют, поют, обсуждают прочитанные тексты, выпускают стенгазеты, драматизируют диалоги, осуществляют постановку инсценировок, учатся писать письма. При подготовке и проведении занятий кружка необходимо учитывать следующие требования:

1) воспитывающий и развивающий характер материалов и заданий, их практическую направленность;

2) обращенность тематики работы кружка, его форм и методов к различным сторонам познавательной деятельности уч-ся: интеллектуальной, эмоциональной, волевой;

3) творческий подход к планированию и реализации задач, отсутствие однообразия и шаблона в работе;

4) наличие логической связи между отдельными занятиями кружка; опора на знания, умения и навыки, полученные уч-ся на уроках.

Наиболее эффективна работа кружка на начальном и среднем этапе изучения ИЯ. Этот вид внеклассной деятельности привлекателен еще и в том смысле, что на его занятиях применяется более свободная форма общения чем та, которая имеет место быть на уроках, отсутствуют административные наказания и домашние задания. И поэтому проявить свои возможности и способности на занятиях кружка уч-ся могут в значительно большем и полном объеме.

Учитывая то, что виды кружков многообразны (драмкружок, кружок разговорной речи, игровой и т.д.) и соответственно направлены на определенный вид деятельности, следует варьировать виды деятельности внутри самого кружка, чтобы однообразие не стало причиной переутомления и потерей интереса к изучению языка.

Планирование работы кружка следует проводить сообразно этапу изучения иностранного языка, предложенной в тематике основного курса и учитывая уровень владения учащимися иностранным языком.

Ниже приведена примерная тематика нескольких кружковых занятий для учащихся 5 класса: обучающихся по учебному пособию Бим И.Л. «Шаги 1»:

- игры с буквами, составление слов и предложений;

- разучивание считалок, рифмовок, песен;

- веселые цифры (игры с цифровыми карточками);

- изготовление пальчиковых кукол сказочных персонажей;

- характеристика сказочных персонажей;

- чтение микротекстов в форме загадок о сказочных персонажах;

- подготовка к инсценированию сказки «Золотой гусь»;

- разучивание диалогов героев и инсценирование их;

- драматизация сказки «Золотой гусь»;

- зарисовки старого немецкого города и описание его;

- разучивание рождественских песен; презентации

- рождественские открытки (рисование, написание);

- стихи, загадки, песни о зиме;

- диалоги по телефону и т.д.

Таким образом, составляется тематика для кружковой работы и в других классах, постепенно усложняя изучаемый материал.

При разработке программ для кружковых занятий мне могут возразить, что предложенный вид деятельности опирается на метод проектов, включенный в учебный материал основного курса. Следует обратить внимание, что не всегда учитель обладает достаточным количеством времени для реализации всего потенциала учебного объема, т.к. на изучение языка отводится, как правило, 3 часа в неделю.

Общественные организации социокультурной  направленности являются одним из видов внеклассной деятельности на старшем этапе изучения иностранного языка. Такой вид деятельности играет существенную роль в развитии личности еще потому, что дает возможность на только ознакомиться с наследием культуры немецкого народа, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры ученика в целом.

Наиболее высоким рейтингом в работе общественной организации пользуются темы,  в период  изучения которых обсуждаются экономическое положение Германии, проблемы молодежи в немецкоязычных странах, национальные блюда, экологические проблемы и пути их решения Евросоюзом.

Деятельность общественной организации будет успешной в том случае, если направить на рассмотрение и решение определенных задач и проблем, требующих познавательной активности учеников и самостоятельному поиску страноведческого материала (с помощью учителя).

На занятиях общественной организации учащихся переводят и художественно оформляют стихи немецких поэтов, информируют друг друга о традиционных немецких праздниках, составляют описание национальных блюд, изучают национальные реалии и т.д.

Важно отметить, что положительная мотивация в процессе работы создается в том случае, если результаты деятельности будут практически осязаемы, т.е. это может быть стенгазета с переводами стихов, дайджест о местах отдыха в Германии, меню национальных блюд с описанием их приготовления и т.д.

Учитель самостоятельно составляет программу для работы такой организации, выбрав наиболее актуальные темы и учитывая свои возможности и возможности и особенности школьников, занимающихся в организации.



Статья на тему "Внеклассная работа по немецкому языку"
  • Иностранные языки
Описание:

В планировании и проведении внеклассной работы по немецкому языку необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна только в случае органического вписания каждого мероприятия в учебно-воспитательный процесс школы.

Конечными целями внеклассной работы по предмету можно было бы назвать следующие:

1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3) способствование развитию личности, прививая уважение к культуре страны изучаемого языка.

Внеклассная работа определяется добровольным участием школьников, мотивацией данного вида деятельности в учебно-воспитательном процессе, ведущей ролью педагога.

Автор Вервекина Алла Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 35766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓