Виды работ по
формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка и
литературы
Бердибекова А.Т – сш№47, учитель
русского языка и литературы
Современная школа должна
подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания,
но и умеет использовать эти знания в жизни. Овладение
коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной
личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо
поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации,
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать
речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому
одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является
развитие коммуникативных способностей.
Коммуникативная компетенция
включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
людьми и событиями, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик
должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию.
Именно языковая и коммуникативная
компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для
этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая
деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме,
аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Поэтому
целью в преподавании русского языка является создание
условий на
уроке для формирования коммуникативной
и языковой
компетенции.
Для
реализации данной цели ставлю следующие задачи:
-
отработка чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
- обучение письменного
и устного анализа текста;
Выполнение данных задач
способствует речевому развитию школьников, помогает
формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности
выражать и защищать свою позицию словом.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости
формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- умений понять тему сообщения, логику развития мысли;
- извлечь нужную информацию;
- проникнуть в смысл высказывания;
- навыков изучающего чтения;
- умений ведения диалога и построения монологического высказывания;
-
умений, осмысливая тему и основную мысль высказывания;
- собирать и систематизировать материал;
- составлять план, пользоваться различными
типами речи;
- строить высказывание в определенном стиле;
- отбирать языковые средства;
- совершенствовать высказывание.
Результативность уроков русского языка находится в прямой
зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и
письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи
учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих
при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при
котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с
умениями строить устное и письменное высказывание. В каждом виде
речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков,
формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с
текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке
русского языка.
Формы работы с текстом:
- синтаксическая пятиминутка;
- включи воображение;
- напиши подобно;
- через дополнительное задание к диктанту;
- составление таблицы.
С
помощью упражнений, применяемых в работе по развитию связной речи, ученики
овладевают способами творческой деятельности, так как они учатся создавать
текст, речевые произведения.
Обучение
сочинениям или изложениям – традиционный для школы вид работы. И
особенно важны упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста.
Например:
1. Составьте
план сочинения, тезисы, выступления;
2. Напишите
сочинения на какую-то тему или на одну из данных тем;
3. Напишите сочинение
на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажи); в двух стилях (деловые и
художественное описание).
Такие
формы уроков по развитию речи оказывают значительное воздействие на
формирование положительного отношения учащихся к учебе, на вооружение
школьников умением и навыками сознательного и уместного употребления
синонимических слов в различных условиях речевого общения в зависимости от
целей коммуникации.
Целью
данной работы является:
1. Повышение
творческой активности учащихся на уроках русского языка:
2. Практическое
занятие, т.е. написание сочинений по данным темам.
Эта
работа способствует развитию чувства языка и приучат детей к самооценке речи.
В результате у учащихся расширяется словарь, обогащается активный запас
грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в общении с языковыми
средствами.
Неотъемлемой
частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная
работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя и во время чтения
статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или
пересказов учащихся.
Проводя
словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики.
Художественные
тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений
учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы
речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной, по возможности точной,
чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит,
развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Эффективным
при формировании навыков устной речи помимо урочной деятельности является общение
во время перемен, внеклассных занятий и мероприятий на русском языке.
Особую роль в воспитании речевого
развития составляет работа по картине. Рассматривание картины и
высказывания детей под руководством учителя помогают детям осознать содержание
картины: где происходит действие, когда, кто участники действия, их взаимоотношения
и т.п. Такой анализ формирует восприятия детей и организует в них способность в
логической последовательности толково и ясно излагать свои мысли. При работе
над картиной дети могут дополнять, расширять и освещать материал картины
собственными вставками, догадками, данными своего личного опыта, могут
расширять содержание прибавлением предыдущего или последующего моментов. Каждая
картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений,
для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий,
представлений.
В связи с содержанием картины учащиеся охотно рассказывают о любимых играх,
забавах и занятиях, о прогулках в поле, в лес, на речку, о явлениях природы,
поразивших их воображение, и о других фактах, с которыми связаны различные их
переживания. Всё это способствует развитию воображения, интеллектуальных
способностей и речи учащихся.
В
свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они
развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор,
а также делают урок занимательным и интересным.
Дидактические игры помогают
школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике,
развивают речь и повышают её культуру.
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать
себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса.
Формой демократического общения учителя и учеников является дискуссия.
Она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство
участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое
возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует
речевую активность и самостоятельность суждений.
Использование ИКТ на уроках
русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся,
активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение
схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить
материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных
занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более
интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать
разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят
сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, готовят выступления так,
чтобы заинтересовать слушателей, донести до них свои мысли образно и понятно.
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать
и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию
речи.
Обучение
детей вне языковой среды – это долгий и непрерывный процесс. Недостаточны
только уроки русского языка и литературы, необходима беспрерывная тренировка,
живое общение.
Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа,
короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. Необычайно
важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по
выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и
разнообразие этих упражнений.
Используемая
литература:
1.Бондаренко А.А.,
Калинчук М.Л. "Формирование навыков литературного произношения у младших
школьников".
2. Закожурникова В.А. "Работа над предложением и связной речью в начальной
школе".
3. Ладыженская Т.А. "Методика развития речи на уроках русского языка"
- М., Просвещение, 1991 г.
4. Львов М.Р. "Речь младших школьников и пути её развития" - М.,
Просвещение, 1985 г.
5. Львов М.Р. "Тенденции развития речи учащихся в начальной школе" -
М., Просвещение, 1980 г.
6. Пахнова
Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой
среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
7.Рождественский
Н.С. "Речевое развитие младших школьников" - М., Просвещение, 1980 г.
8. Синицын В.А. "Путь к слову" - М., АО "Столетие", 1996 г.
9. Современные подходы к развитию речи младших школьников /Начальная школа, №
2, 2003 г.
10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - 280с.
11. Формирование культуры речи младших школьников /Начальная школа, № 10, 2003
г.
12. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе
дидактических принципов К.Д. Ушинского /Начальная школа, № 10, 2001 г.
13. Что такое виды речевой деятельности /Начальная школа. Плюс - минус, № 4,
2003 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.