Cистемно-деятельностный подход в обучении грамматике на
уроке иностранного языка на ступени начального образования
В основе Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) заложен системно-деятельностный подход, основная идея которого
состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В данной статье системно-деятельностный подход будет рассмотрен применительно
к уроку иностранного языка, направленного на обучение грамматике в 3 классе.
Недостаточная изученность вопросов
применения системно-деятельностного подхода на уроке иностранного языка и необходимость
методических разработок по применению системно-деятельностного подхода на
практике в условиях внедрения нового ФГОС послужили основой для данного исследования.
Цель исследования – разработать проект урока иностранного
языка на формирование грамматических навыков с применением
системно-деятельностного подхода на ступени начального образования.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности внедрения опыта применения системно-деятельностного подхода в
обучении грамматике на практических занятиях по теории и методике обучения
иностранным языкам, в период подготовки студентов к практике, а также на курсах
повышения квалификации учителей иностранных языков.
Уроки иностранного языка (ИЯ) по ФГОС,
основанные на системно-деятельностном подходе, как показало опытное обучение,
существенно отличаются от традиционных уроков ИЯ, так как в центре обучения
находится обучающийся, который сам выявляет проблему, формулирует тему урока,
ставит цель и задачи урока, проводит исследование, работая в сотрудничестве с
товарищами с учителем, приходит к решению проблемы урока, осуществляет
коррекцию ошибок и сам же оценивает свою деятельность на уроке (на основе
разработанных, совместно с учителем, критериев оценки).
В соответствии с ФГОС нового поколения мной был разработан проект урока английского языка на основе
системно-деятельностного подхода, который был проведен в 3А классе в школе № 43
г. Набережные Челны, 15 января 2014 года. Урок был направлен на формирование
грамматических навыков (неопределенных местоимений ‘some’,
‘any’, отрицательных местоимений ‘not any’, ‘no’), на материале УМК
«Английский язык, 3 класс» Н. Ю. Горячевой. Важным и одновременно самым сложным
оказалось предусмотреть, предупредить и сценировать каждое действие обучающихся
и соответственно действие учителя на уроке ИЯ. В течение всего урока
учитель предлагала различные проблемные ситуации, особые условия для
возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в самостоятельную учебную
деятельность. В ходе урока у обучающихся формировалась способность принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, способность применять знако-символические
средства представления информации для создания моделей/схем изучаемых объектов
и процессов решения учебных и практических задач; формировалась способность
логическими действиями устанавливать аналогии и причинно-следственные
связи построения рассуждений учащиеся; учащиеся пытались освоить способы
начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предложенный учителем алгоритм действий позволил каждому
учащемуся вступить в диалог со своим сверстником, а также продемонстрировать
приобретенные навыки использования неопределенных местоимений ‘some’, ‘any’, отрицательных местоимений ‘not any’, ‘no’ в устной и письменной речи, что свидетельствует
о достижении предметных результатов.
Таким образом, из опыта осуществления
проекта по созданию и проведению урока ИЯ на основе системно-деятельностного
подхода, можно сделать следующий вывод: применение системно-деятельностного
подхода в обучении грамматике требует достаточного уровня профессиональной
компетенции учителя ИЯ, чтобы способствовать достижению всех типов результатов.
Список литературы:
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к
разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 18-19
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования / M., 20011. С. 5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.